Консультация для родителей "Театральные игры и упражнения для младших дошкольников"
Для детей младшего дошкольного возраста характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течении года (чтение художественных произведений и показ их инсценировок в театре). Яркие художественные образы, запоминающиеся становятся основой для свободной детской игры. При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образцом преподнесенного материала. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Такая игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, позволяет каждому ребенку проявить свою активность, творчество. Когда мы знакомим детей с произведениями нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребенком до начало игры не стоит. Выразительное чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно- игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомится с героями. При втором прочтении можно применять упражнения: изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений. Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с различной интонацией: «здравствуйте» (радостно, сердито, приветливо) Выберите четверостишье и прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, насмешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове ( «я люблю свою лошадку»). Детям нравятся упражнения, развивающие мимику и пантамимику. Для развития пантамимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий (моем посуду, качаем куклу, поливаем цветы). В играх предложить детям показать, как прыгает лягушка, заяц; ходит серый волк, медведь. Следующий этап знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается, на каком либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, то в невысоком живет?» дети по ходу рассказывания сказки, изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой. Это не мешает восприятию сказки, так как это короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием. Таким образом, происходит естественное, незаученное обыгрывание сказки, дети непроизвольно запоминают сюжет сказки, слова, действия героев. Дети младшей группы способны показать в «домашнем театре», то есть в условиях своей группы маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует приглашенных зрителей ими могут стать посаженные на стульчики куклы, мягкие игрушки. Воспитатель объявляет, что сейчас состоится спектакль и предлагает детям подумать, что для этого им понадобится. Дети с помощью воспитателя могут посадить кукол – зрителей, найти в театральном уголке шапочки и элементы костюмов и нарядиться в героев сказки. Можно предложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, например, придумать и спеть песенку лисы ( «петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка). На этом этапе фрагментального обыгрывания, использование костюмов нежелательно, так как основное время будет уходить на это и дети отвлекутся от главного – вхождения в образ какого- то героя. В театрализованном представлении наличие костюмов, конечно же обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им прочувствовать свою роль, осознать себя в ней. Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует пригласить старших детей выступать перед ними с постановками. Малыши воспринимают старших детей как настоящих артистов. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понравился и почему, любят ли они сами выступать. Таким образом, дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое театр, как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты). Для этого чтобы дети не испугались появление страшного героя, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля, театрального представления. Тогда малыши не испугаются этого героя, будут внимательные, без страха смотреть это представление. Это касается и других, наиболее «страшных» драматических персонажей, которые появляются и на утренниках. Продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Для создания интересного спектакля воспитатели должны хорошо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел. В младшей группе целесообразно использовать произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес детей. исполняя песенку малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по своему проявляет характер изображаемого героя. В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязанные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и т. д.) Распознать эмоции хорошо помогают пиктограммы, на которых изображены основные эмоции человека. Эти картинки могут соотноситься с характером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произведением. Такую игру можно проводить до выпуска в школу постепенно усложняя. Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не сможет изобразить грустного зайку, если не задуматься о чем – то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями. В своей практике я использую различные игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи; игры с пальчиками; игры на формирование актерского мастерства. Вывод: при умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения эмоциональности, театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности маленького человека. Используемая литература: - Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» ФГОС Издательство Мозаика- синтез Москва, 2015 г
- Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2009 год
- Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №3 2015 год
- Журнал «Библиотека воспитателя» содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада. Книга 2 творческий центр Сфера 2016
|