Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»
консультация

Воробьева Юлия Владимировна

Цель: ознакомление  педагогов с   театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_kl_kuklovozhdenie_mbdou_11.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №11"

Шатурского муниципального района Московской области

Мастер класс

«Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»

 Выполнила:                                                                                                      воспитатель                                                                                                                                                                                                              Воробьева Юлия Владимировна

Шатура 2016 г.

Цель: ознакомление  педагогов с   театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения.

Задачи.

Обучающие                                                                                                                                             -познакомить  с возможностями перчаточной куклы;

-показать способы   манипуляции куклой;

-показать способы работы: в творческом полукруге, в кругу, в парах;

-формировать  ритмические навыки (при помощи предметов).

-обратить внимание на умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

Развивающие                                                                                                                                                                             -развивать мелкую моторику пальцев рук;                                                                                               -развивать силу  и гибкость пальцев, рук; кистей  при помощи предметов и без них;

Воспитательные                                                                                                                                -воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками;

-воспитывать готовность к творчеству.

Оборудование: магнитофон,  игрушечный цветок, игрушечная бабочка,  2-3 детских стола, театральная ширма (маленькая).

Раздаточный материал: карандаши, орешки, тренировочные куклы (куклы, состоящие из одной головы, без туловища), перчаточные куклы – на каждого участника;  деревянные палочки на каждого участника,

Ход мастер-класса.

1.Вводная часть: выступление по теме «Маленькие секреты обучения кукловождению» (2 мин.)

Добрый день уважаемые коллеги!

 Проводя сегодня данное мероприятие, хочу поделиться с вами опытом своей работы по театрализованной деятельности, а именно познакомить с некоторыми играми, этюдами, упражнениями, которые я использую в занятиях. Буду рада,  если это поможет вам в работе и пополнит вашу методическую копилку.

Основная цель моей работы – развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

В дошкольных учреждениях можно обнаружить самых разнообразных представителей кукольного театра – от пальчиковых кукол до сложнейших тростевых, требующих для управления не меньше двух актеров.                                                                                                       Но сделать кукол – одно дело. Поставить кукольный спектакль – другое.  А соединить кукольный театр с педагогическими принципами - третье.                                                                                              Конечно, изготовление персонажей – процесс увлекательный, но он больше связан с изобразительным искусством, чем с театром.

Одной же из важнейших составляющих моей работы – является обучение детей основам кукловождения, без владения которыми, невозможно любое кукольное действо. Основными методом используемыми мною в данном контексте является Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением и как средство отработки движений куклы.                                            А часто применяемые методические приемы это -  проигрывание этюдов (сценок), передающих черты характера, движений различных персонажей, выполнение упражнений и творческих заданий.   Рассмотрим некоторые из них.                                                                                                                                            

Масса хитростей связана с превращением руки в куклу.  (Точнее – рук, настоящий кукольник одинаково владеет, как правой, так и левой рукой).                                                        Кисть и пальцы много могут сами по себе. И педагоги, и дети знакомы с их возможностями по пальчиковой гимнастике, которая будет продемонстрирована несколько позже. Но, чтобы сделать пластику более четкой, плавной,  необходимо использовать целый комплекс упражнений, здесь они будут представлены пластическим этюдом «Лес» и упражнением «Змеи».

А чтобы пластика стала более выразительной, нужно надеть перчатку, «одетая рука» - первый шаг к превращению.  Правда, перчатка не только приближает ребенка к созданию кукольного образа, но и делает заметными неточность  движений, как раз то, что нужно для ненавязчивой отработки техники кукловода, и это  можно проследить в  театральном упражнении «А теперь ты!»

Обучать детей элементам кукловождения целесообразно также, при помощи тренировочных кукол – это мягкий  шарик (как теннисный) с отверстием для детского указательного пальца – прообраз перчаточной куклы. Эта кукла многое умеет и многому может научить ребенка: выражать кукольные эмоции с помощью наклонов головки, и жестикуляции ручек, изображать настроение и намерение куклы. Выполнение упражнений с помощью тренировочных  кукол, помогает помимо всего, вышеперечисленного развивать гибкость пальцев и кистей рук, что и будет продемонстрировано далее.

При выступлении в кукольных спектаклях, этюдах, сценках кукла должна двигаться ритмично, в соответствии  с текстом. Развивая и воспитывая у детей чувство ритма, я использую в своей работе  ряд  упражнений, данного направления, при этом решая  такие, немаловажные задачи, как становление координации движений пальцев рук, активизация речевых процессов. Это можно проследить в  упражнениях (ритмических) с предметами, в данном случае с деревянными палочками.

Важно донести до ребенка,  чтобы виртуозно владеть куклой, нужно многому научиться, а именно: четко говорить, правильно дышать и манипулировать куклой.

А теперь уважаемые коллеги мы переходим к практической части мероприятия. ( Педагог предлагает участникам включиться в процесс игры).

2.Основная часть: практическая деятельность – театрализованные игры, этюды  и упражнения (15-17 мин).

1.Разминка в кругу.

Цель: упражнение направлено на создание благоприятной обстановки  на занятии и сплочения участников.

Методические указания: участники располагаются стоя в кругу и выполняют движения, согласно речитативу.

–Мы ногами – топ-топ,                                                                                                                             Мы руками – хлоп-хлоп,                                                                                                                 Мы глазами – миг-миг,                                                                                                                    Мы плечами – чик-чик.                                                                                                                                            Вправо, влево повернулись                                                                                                             И друг другу улыбнулись.                                                                                                                                               Раз-два, раз-два – поздороваться пора!

2.Пальчиковая игра «Орешки».

Цель:  развитие  моторики пальцев рук.

Методические указания: упражнение выполняется сидя на стульях; участникам раздаются по два орешка (фундук), которые они ритмично вращают по кругу,  между пальцами.

–Научусь я два ореха между пальцами держать,                                                                  (Вращают между большим и указательным пальцами.)                                                                      Это очень мне поможет с куклой весело играть.                                                                                                   (вращают между большим и средним пальцами.)                                                                                       Я орешки покатаю, ни за что не уроню,                                                                                        (Вращают между большим и безымянным пальцами.)                                                                                                   Ручки ловкими вдруг станут, и я знаю, почему!                                                                                                        (Вращают между большим и маленьким пальцами.)

3.Ритмическое упражнение с деревянными палочками.

Цель:  развитие чувство ритма.

Методические указания: упражнение выполняется в творческом кругу, сидя на полу, участники ударяют палочками на каждый слог речитатива.

–Вы скачите палочки, как солнечные зайчики.                                                                                                                    (По очереди ритмично стучать палочками по полу).

-.Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.                                                                                                                (Двойной стук палочками, затем ритмично , как в первой строке).

-Левой ножкой топ-топ! Правой ножкой топ-топ!                                                                                                                 (Два удара каждой палочкой).

-На головку сели,   (Рожки над головой).

-Песенку запели!  (Удар палочкой о палочку).

4.Упражнение на развитие силы мышц рук и пальцев.

Цель: развитие силы мышц рук и пальцев.

Методические указания: участники сидят за столами, обе руки ладонями вниз лежат на столе. По сигналу педагога участники одновременно поднимают пальцы вверх ( большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы).

5.Упражнение на развитие пластики пальцев, рук «Змеи».                                                

Цель: развитие чувства ритма, пластики рук.

Методические указания: участники сидят  за столами,   руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:

-На охоту собираясь,                                                                                                                                                                             (На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно.)

-Ползут змеи, извиваясь.                                                                                                                    (На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская вниз).

6.Пластический этюд «Лес».

Цель:  развитие пластики пальцев, кистей рук, предплечий.

Дети под спокойную музыку (по выбору педагога) изображают с помощью пальцев – травку, кистей рук – кусты,  предлечий – деревья.

Методические указания: участники находятся за ширмой или за столами, этюд выполняется  группами по 5-6 человек.

7.Упражнения с тренировочными куклами.

Цель:  развивать гибкость пальцев и кистей рук.

Методические указания: педагог меняет положение цветка и бабочки на ручке, упражнение выполняется  в творческом полукруге, кукла вращает только головой (ребенок вращает кистью руки).

–кукла следит глазами за тем, как цветок растет;                                                                          -кукла следит за тем, как летает бабочка.

8.Театральное упражнение «А теперь ты!»

Цель: развивать выразительность, точность кукольных движений под музыку.

Методические  указании: упражнение выполняется в парах.                                                                                                                                                             Участники стоят (сидят) парами, у одного участника в паре  в руках перчаточная кукла. В то время, когда педагог включает веселую музыку один участник «учит куклу: танцевать, качать головой, прыгать, хлопать, шагать»; а когда педагог останавливает музыку, он  передает куклу второму участнику и говорят: «А теперь ты!»

9.Игровое упражнение «Оживи куклу».

Цель: задание предполагает развитие координации и слаженности движений  и способствует развитию умения договариваться о совместных действиях.

Ребята, посмотрите, какая необычная гостья пришла к нам сегодня. Она очень хочет, чтобы вы её оживили. Я буду читать стихотворение про неё, а вы выполнять движения. Только сначала договоритесь: кто из вас будет оживлять голову, а кто руки или ноги.

Наша Машенька проснулась,                                                                                                                        Вправо-влево повернулась.                                                                                                                   Встала Машенька на ножки,                                                                                                                           И захлопала в ладошки.                                                                                                                     А как песня зазвучала,                                                                                                                             Наша Маша заплясала

Заключительная часть (1 мин) (Аплодисменты друг другу) Подведение итога.

Методические указания: проведение мероприятия возможно как со взрослыми, так и с детьми.

Таким образом, очевидно,  что  любую куклу можно «оживить», вступить с ней в беседу. Одних кукол дети знают, могут манипулировать  ими, а другие пока незнакомы. Управлять некоторыми «кукольными актерами» - сложное искусство.  Но сложные перспективы всегда должны опираться на простые приемы, доступные ребенку уже сегодня.

Литература.

1.Белова А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: Астрель: Профиздат, 2007.

2.Фрицлер Е.В. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 2.  Программы кружков, занятия, дидактический материал/ сост. Е.В.Фрицлер.-Волгоград: Учитель, 2009.

3.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

4.Ярославцева И. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду/И.Ярославцева.-М.: Чистые пруды, 2005.

5. «Логоритмические игры с палочками».Логопед. Ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» за 2010-2011 уч. год

Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в данном направлении в 2010 – ...

Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно этой теме уделено особое внимание, четко выделена ОО "Безопасность". Это обусловлено...

Мастер-класс "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры и пособия"

Цель данного мастер-класса: обогащение предметно-пространственной среды по обучению детей ПДД  и профилактике дорожно-транспортного травматизма....

Мастер-класс "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры".

Создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к мастер-классу "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры"

Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга....

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...

Обучение детей дошкольного возраста основам математики через дидактическую игру.

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...