Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»
консультация
Цель: ознакомление педагогов с театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_kl_kuklovozhdenie_mbdou_11.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №11"
Шатурского муниципального района Московской области
Мастер класс
«Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»
Выполнила: воспитатель Воробьева Юлия Владимировна
Шатура 2016 г.
Цель: ознакомление педагогов с театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения.
Задачи.
Обучающие -познакомить с возможностями перчаточной куклы;
-показать способы манипуляции куклой;
-показать способы работы: в творческом полукруге, в кругу, в парах;
-формировать ритмические навыки (при помощи предметов).
-обратить внимание на умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;
Развивающие -развивать мелкую моторику пальцев рук; -развивать силу и гибкость пальцев, рук; кистей при помощи предметов и без них;
Воспитательные -воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками;
-воспитывать готовность к творчеству.
Оборудование: магнитофон, игрушечный цветок, игрушечная бабочка, 2-3 детских стола, театральная ширма (маленькая).
Раздаточный материал: карандаши, орешки, тренировочные куклы (куклы, состоящие из одной головы, без туловища), перчаточные куклы – на каждого участника; деревянные палочки на каждого участника,
Ход мастер-класса.
1.Вводная часть: выступление по теме «Маленькие секреты обучения кукловождению» (2 мин.)
Добрый день уважаемые коллеги!
Проводя сегодня данное мероприятие, хочу поделиться с вами опытом своей работы по театрализованной деятельности, а именно познакомить с некоторыми играми, этюдами, упражнениями, которые я использую в занятиях. Буду рада, если это поможет вам в работе и пополнит вашу методическую копилку.
Основная цель моей работы – развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
В дошкольных учреждениях можно обнаружить самых разнообразных представителей кукольного театра – от пальчиковых кукол до сложнейших тростевых, требующих для управления не меньше двух актеров. Но сделать кукол – одно дело. Поставить кукольный спектакль – другое. А соединить кукольный театр с педагогическими принципами - третье. Конечно, изготовление персонажей – процесс увлекательный, но он больше связан с изобразительным искусством, чем с театром.
Одной же из важнейших составляющих моей работы – является обучение детей основам кукловождения, без владения которыми, невозможно любое кукольное действо. Основными методом используемыми мною в данном контексте является Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением и как средство отработки движений куклы. А часто применяемые методические приемы это - проигрывание этюдов (сценок), передающих черты характера, движений различных персонажей, выполнение упражнений и творческих заданий. Рассмотрим некоторые из них.
Масса хитростей связана с превращением руки в куклу. (Точнее – рук, настоящий кукольник одинаково владеет, как правой, так и левой рукой). Кисть и пальцы много могут сами по себе. И педагоги, и дети знакомы с их возможностями по пальчиковой гимнастике, которая будет продемонстрирована несколько позже. Но, чтобы сделать пластику более четкой, плавной, необходимо использовать целый комплекс упражнений, здесь они будут представлены пластическим этюдом «Лес» и упражнением «Змеи».
А чтобы пластика стала более выразительной, нужно надеть перчатку, «одетая рука» - первый шаг к превращению. Правда, перчатка не только приближает ребенка к созданию кукольного образа, но и делает заметными неточность движений, как раз то, что нужно для ненавязчивой отработки техники кукловода, и это можно проследить в театральном упражнении «А теперь ты!»
Обучать детей элементам кукловождения целесообразно также, при помощи тренировочных кукол – это мягкий шарик (как теннисный) с отверстием для детского указательного пальца – прообраз перчаточной куклы. Эта кукла многое умеет и многому может научить ребенка: выражать кукольные эмоции с помощью наклонов головки, и жестикуляции ручек, изображать настроение и намерение куклы. Выполнение упражнений с помощью тренировочных кукол, помогает помимо всего, вышеперечисленного развивать гибкость пальцев и кистей рук, что и будет продемонстрировано далее.
При выступлении в кукольных спектаклях, этюдах, сценках кукла должна двигаться ритмично, в соответствии с текстом. Развивая и воспитывая у детей чувство ритма, я использую в своей работе ряд упражнений, данного направления, при этом решая такие, немаловажные задачи, как становление координации движений пальцев рук, активизация речевых процессов. Это можно проследить в упражнениях (ритмических) с предметами, в данном случае с деревянными палочками.
Важно донести до ребенка, чтобы виртуозно владеть куклой, нужно многому научиться, а именно: четко говорить, правильно дышать и манипулировать куклой.
А теперь уважаемые коллеги мы переходим к практической части мероприятия. ( Педагог предлагает участникам включиться в процесс игры).
2.Основная часть: практическая деятельность – театрализованные игры, этюды и упражнения (15-17 мин).
1.Разминка в кругу.
Цель: упражнение направлено на создание благоприятной обстановки на занятии и сплочения участников.
Методические указания: участники располагаются стоя в кругу и выполняют движения, согласно речитативу.
–Мы ногами – топ-топ, Мы руками – хлоп-хлоп, Мы глазами – миг-миг, Мы плечами – чик-чик. Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз-два, раз-два – поздороваться пора!
2.Пальчиковая игра «Орешки».
Цель: развитие моторики пальцев рук.
Методические указания: упражнение выполняется сидя на стульях; участникам раздаются по два орешка (фундук), которые они ритмично вращают по кругу, между пальцами.
–Научусь я два ореха между пальцами держать, (Вращают между большим и указательным пальцами.) Это очень мне поможет с куклой весело играть. (вращают между большим и средним пальцами.) Я орешки покатаю, ни за что не уроню, (Вращают между большим и безымянным пальцами.) Ручки ловкими вдруг станут, и я знаю, почему! (Вращают между большим и маленьким пальцами.)
3.Ритмическое упражнение с деревянными палочками.
Цель: развитие чувство ритма.
Методические указания: упражнение выполняется в творческом кругу, сидя на полу, участники ударяют палочками на каждый слог речитатива.
–Вы скачите палочки, как солнечные зайчики. (По очереди ритмично стучать палочками по полу).
-.Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок. (Двойной стук палочками, затем ритмично , как в первой строке).
-Левой ножкой топ-топ! Правой ножкой топ-топ! (Два удара каждой палочкой).
-На головку сели, (Рожки над головой).
-Песенку запели! (Удар палочкой о палочку).
4.Упражнение на развитие силы мышц рук и пальцев.
Цель: развитие силы мышц рук и пальцев.
Методические указания: участники сидят за столами, обе руки ладонями вниз лежат на столе. По сигналу педагога участники одновременно поднимают пальцы вверх ( большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы).
5.Упражнение на развитие пластики пальцев, рук «Змеи».
Цель: развитие чувства ритма, пластики рук.
Методические указания: участники сидят за столами, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
-На охоту собираясь, (На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно.)
-Ползут змеи, извиваясь. (На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская вниз).
6.Пластический этюд «Лес».
Цель: развитие пластики пальцев, кистей рук, предплечий.
Дети под спокойную музыку (по выбору педагога) изображают с помощью пальцев – травку, кистей рук – кусты, предлечий – деревья.
Методические указания: участники находятся за ширмой или за столами, этюд выполняется группами по 5-6 человек.
7.Упражнения с тренировочными куклами.
Цель: развивать гибкость пальцев и кистей рук.
Методические указания: педагог меняет положение цветка и бабочки на ручке, упражнение выполняется в творческом полукруге, кукла вращает только головой (ребенок вращает кистью руки).
–кукла следит глазами за тем, как цветок растет; -кукла следит за тем, как летает бабочка.
8.Театральное упражнение «А теперь ты!»
Цель: развивать выразительность, точность кукольных движений под музыку.
Методические указании: упражнение выполняется в парах. Участники стоят (сидят) парами, у одного участника в паре в руках перчаточная кукла. В то время, когда педагог включает веселую музыку один участник «учит куклу: танцевать, качать головой, прыгать, хлопать, шагать»; а когда педагог останавливает музыку, он передает куклу второму участнику и говорят: «А теперь ты!»
9.Игровое упражнение «Оживи куклу».
Цель: задание предполагает развитие координации и слаженности движений и способствует развитию умения договариваться о совместных действиях.
Ребята, посмотрите, какая необычная гостья пришла к нам сегодня. Она очень хочет, чтобы вы её оживили. Я буду читать стихотворение про неё, а вы выполнять движения. Только сначала договоритесь: кто из вас будет оживлять голову, а кто руки или ноги.
Наша Машенька проснулась, Вправо-влево повернулась. Встала Машенька на ножки, И захлопала в ладошки. А как песня зазвучала, Наша Маша заплясала
Заключительная часть (1 мин) (Аплодисменты друг другу) Подведение итога.
Методические указания: проведение мероприятия возможно как со взрослыми, так и с детьми.
Таким образом, очевидно, что любую куклу можно «оживить», вступить с ней в беседу. Одних кукол дети знают, могут манипулировать ими, а другие пока незнакомы. Управлять некоторыми «кукольными актерами» - сложное искусство. Но сложные перспективы всегда должны опираться на простые приемы, доступные ребенку уже сегодня.
Литература.
1.Белова А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: Астрель: Профиздат, 2007.
2.Фрицлер Е.В. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 2. Программы кружков, занятия, дидактический материал/ сост. Е.В.Фрицлер.-Волгоград: Учитель, 2009.
3.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4.Ярославцева И. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду/И.Ярославцева.-М.: Чистые пруды, 2005.
5. «Логоритмические игры с палочками».Логопед. Ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» за 2010-2011 уч. год
Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в данном направлении в 2010 – ...
Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно этой теме уделено особое внимание, четко выделена ОО "Безопасность". Это обусловлено...
Мастер-класс "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры и пособия"
Цель данного мастер-класса: обогащение предметно-пространственной среды по обучению детей ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма....
Мастер-класс "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры".
Создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к мастер-классу "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры"
Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга....
Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»
Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...
Обучение детей дошкольного возраста основам математики через дидактическую игру.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...