Развитие коммуникативных навыков детей через театральные игры и упражнения
материал (старшая группа)

Ощепкова Ирина Андреевна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям, решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Данное выступление будет полезно педагогам и музыкальным руководителям дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков детей через

театральные игры и упражнения

Музыкальный руководитель: Ощепкова И.А.

Цель выступления: формирование представления у педагогов возможности использования театральных игр и упражнений в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Вызвать у педагогов интерес в использовании театральных игр и упражнений.
  2. Познакомить педагогов с методикой проведения театральных игр и упражнений.
  3. Показать систему возможности использования театральных игр и упражнений, через практический опыт выполнения упражнений.  

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных навыков детейчерез театральные игры и упражнения» в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Игры на развитие коммуникативных навыков можно подразделить на группы: Игры и упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов; игры и упражнения на повышение самооценки ребёнка; игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Театральные игры и упражнения используются не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включаются во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.

Например, игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Ай-да, сапожник», «Весёлые дети»), развивающие коммуникативные, двигательные навыки детей, ориентировку в пространстве.

Во вторую половину дня провожу театральный кружок «МИМ» со всей группой детей, организую, условия для разнообразных самостоятельных игр, доверительного общения с детьми, чтения  терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому, но и  различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.

В свою работу я включаю элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности для детей дошкольного возраста. Субъективная удовлетворённость процесса занятий изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь, после окончания занятий я увидела итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменились отношения детей друг к другу: появилось сочувствие, сопереживание, навыки сотрудничества.

Видя результат, заинтересованность детей в этих занятиях, я решила продолжить работу по формированию коммуникативных навыков,  но за основу взяла, предварительно изученную, программу Ольги Владимировны Хухлаевой доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, профессора Московского психолого-педагогического университета «Тропинка к своему Я», а также соавторов Первушиной и Хухлаева.

Параллельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую. Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые (совместно с зам. зав. Перминовой С.В., муз.рук. Казимирёнок С.М.) в нетрадиционной форме «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению», совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно-образовательном процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участками  муниципальных конкурсов.

Используемая мною программа «Вместе веселее», «Тропинка к своему Я» основанная на взаимодействии воспитателя, родителей и различных специалистов внутри образовательного учреждения  после проведения диагностик и личных наблюдений является эффективной и дала хорошие результаты в формировании коммуникативных навыков и умений.

По  итогам диагностики у детей сформировано  положительное отношение к миру, к  другим людям и самому себе,  дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям, решать и находить выход из создавшихся ситуаций. Родители обеспокоены тем, что современные дети легко поддаются влиянию негативных факторов. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей  проявлять подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Поэтому, уже в дошкольном возрасте  возникает необходимость решения этих задач. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.   Поэтому необходимость формирования у  детей представлений о многообразии человеческих отношений,  о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение их  моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей.

Следующей  важной  составляющей этого является: научить ребенка общаться как со сверстниками, так со взрослыми,  развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов -это игровые и тренинговые задания театрального характера, в процессе игровой деятельности. В силу специфики дошкольного  возраста задачи развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой деятельности. Ненавязчиво  и без принуждения ребенок осваивает азы поведения  в среде сверстников, в  общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.

Ребенок  познаёт и приобретает социальный опыт, начинает  понимать   взаимоотношения людей.    Таким образом,происходит и обучение, и развитие, коррекция и воспитание, незаметно, постепенно,«играя», ребенок движется в своем развитии. Особенно  следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии  потребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активност, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент.    

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии коммуникативного общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в целом.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:

1. Преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными);

2. Распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

3. Выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации. Между моими воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной  деятельностью сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к подготовительному дошкольному возрасту дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновила предметно-развивающая среду в кабинете (новые игры, активизирующие познавательную активность детей,экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует обогащению игрового опыта детей.

Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

И воспользовалась, выбранной мною, программой  Е.В. Рылеевой «Вместе веселее», переработав её, учитывая индивидуальные и возрастные особенности  детей своей группы.

Программа «Вместе веселее»- это «путешествие» в мир эмоций с детьми шестого года жизни. Так как эта программа  коррекционная, направлена на социальное развитие детей и является дополнительной к основной образовательной программе ДОУ, поэтому занятия по коррекции взаимоотношений с детьми провожу во вторую половину дня каждый четверг (25-30 минут).

Непосредственно образовательная деятельность представлена в 4 этапа:

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям, настроится на работу, установить контакт. (Упражнение «Здравствуй, говори»)

2 . В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме непосредственно образовательной деятельности:

·        Развивающие игры-драматизации;

·        Сюжетно-ролевые игры;

·        Игры на развитие навыков общения;

·        Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

·        Этюды;

·        Сочинение историй;

·        Беседы и рассказы;

·        Чтение или рассказывание сказок.

3.     Творческая часть: кукловождение и исполнение театральных этюдов.

4.     Ритуальное упражнение (н-р, «Нам всем хорошо»), этюды на расслабление (прощание).

Я бы хотела, чтобы «мои» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Активность социокультурного пространства заставляет современного человека вырабатывать определенные механизмы привыкания к окружающей действительности, становление и ...

Развитие коммуникативных навыков детей через театральную деятельность

Материал по самообразованию. Тема: «Развитие коммуникативных навыков детей  через театральную деятельность» Котлярова Мария Анатольевна   Дошкольный возраст ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей

Игры, направленные на развитие умений слышать, воспринимать информацию.Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.Игры и упражнения на развитие умения говорить.Игры направленн...

«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...

Развитие коммуникативных навыков детей через театральные игры и упражнения

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве....