«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 присмотра и оздоровления г. Мончегорска Мурманской области.
184511, Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Комсомольская, д.6а, т. 8-815-36- 3-02-00
«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
Семечкова Н.Н.
Слайд №1
Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Недеспотичные распоряжения, недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.
Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Прежде всего это происходит в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности, .
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Слайд № 2 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
фото
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Слайд № 3
Я часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань».
Также обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. В связи с чем, познавательно- исследовательская деятельность на сегодняшний день очень актуальная тема. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов)
Исходя из этого я поставила перед собой следующие задачи:
Систематизировать и структурировать знания по проблеме воспитания познавательных интересов детей дошкольного возраста;
Апробировать и охарактеризовать методы, используемые для выявления и воспитания познавательных интересов детей разных областях знаний;
Раскрыть особенности познавательных интересов.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
Для этого я создала уголок экспериментирования « Лаборатория Почемучек», в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта:
-вариативность ( наличие материала и оборудования для свободного выбора детей )
- эстетическое оформление
- яркость экспонатов
-доступность и многогранное наполнение
Безопасность материалов
Фото
Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами. В уголке я разместила:
-Различные приборы: лупы, весы, магниты.
-Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы.
-Медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы без игл, резиновые груши, мерные ложки.
-Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха и т.д.
-Природный материал: камешки, ракушки, песок.
-Прочие материалы: воздушные шары, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Слайд №4 - Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это? ", к вопросу "Как это происходит? " Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Для поддержания интереса к экспериментированию даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.
фото
Например: Сказка «Колобок» используется, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды используется сказка «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» поможет понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра поможет сказка «Три поросёнка».
Слайд №6 Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к исследовательской деятельности создала "Детскую научную мини-лабораторию"., где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике) .
Фото
А сейчас я хочу вам предложить поиграть в сюжетно – ролевую игру «Геологическая экспедиция».
Игровые роли: руководитель геологической экспедиции, геологи, химик лаборатории .
Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, компас, контейнеры для хранение образцов полезных ископаемых.
Цель: Расширить знание о профессии геолог. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Воспитывать любовь к природе и тому что нас окружает. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор.
Ход игры
Воспитатель:
Ребята, а кто из вас знает как называется профессия людей которые находят минералы и драгоценные камни?(геологи)
Наверное это очень интересно искать эти все камни?
Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.
Кто же участвует в экспедиции?
• Распределение ролей.( начальник экспедиции, геологи, химики)
Воспитатель: Роли распределили, а теперь отправляемся в путь.
Начальник экспедиции :Ну вот мы и подошли к горе. Внимание мы идем по узкой горной тропе, идем друг за другом по одному. Смотрите внимательно справа обрыв и слева обрыв.
•После прохождения горной тропы останавливаются, берут образцы горных пород, рассматривают, складывают в контейнер.
•Проводят опыт «Это очень твердо?»
Начальник экспедиции: На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше. Подходят к завалу.
Начальник экспедиции: Посмотрите какой огромный обвал произошел, а нам нужно попасть в эту пещеру. Придется нам расчистить путь.
Расчищают завал.
Начальник экспедиции: Завал расчищен, давайте немного отдохнем прежде чем идти в пещеру.
А пока отдыхаем, давайте поиграем в игру «Польза-вред».
Начальник экспедиции: Ну вот отдохнули, теперь можно идти.
В пещере берут образцы и складывают их в контейнер. Камни отдают химикам.
Химики проводят опыты:
1.Опыт «Есть ли в камне воздух?»
2.Опыт. «Может ли камень плавать?»
Начальник экспедиции: Ребята посмотрите какие богатства мы нашли. Давайте их расположим в нашем музее , сами полюбуемся и людям покажем.(Дети располагают камни в мини- музее)
Приложение:
Игра: «Польза-вред»
Какую пользу человеку приносят камни? (используют для строительства дорог, зданий, делают украшения ,предметы быта и т. д.)
Какой вред приносят камни? (перегораживают дорогу, ранят человека)
Опыт: «Это очень твердо?»
Материалы:
Минералы, монетка, гвоздь.
Действие:
Попробовать поскрести ногтем поверхность камня.
Попробовать поскрести поверхность монеткой.
Попробовать поскрести поверхность гвоздем.
Проверить на каком камне остается глубокий след.
Опыт: «Может ли камень плавать?»
Материалы:
Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.
Действия:
В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во2 емкость бросить минерал.
Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности? (пемза из камня который можно найти только в вулканах)
Опыт: «Есть ли в камне воздух?»
Материалы:
Минералы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.
Действия: Опустить по одному минералу в емкость и понаблюдать, если есть пузырьки значит в камне есть воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Опыт работы по организации экспериментальной деятельности вдетском саду...
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Доклад на тему «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки»
Доклад о необходимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, о стадиях развития исследовательсой деятельности, о прогулке как эффективном срестве развития исследовательской деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...