Методическая разработка "ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОО "
методическая разработка (младшая группа)

Головлева Любовь Евгеньевна

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что, после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. 

Творческие проекты представляют собой совместную работу ребенка, родителей и воспитателя детского сада. Проекты в ДОУ предназначены для развития у воспитанников интереса, навыков поиска, творческих способностей, старания и самостоятельности, знакомства с явлениями природы и миром, в рамках которого дети в легкой игровой форме получат свои первые твердые знания и представления об окружающей действительности.

   Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, например:  «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мои друзья»,  «Любимые сказки», «Мир природы» и др.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Творческие проекты можно классифицировать по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Проектная работа призвана решать не учебные, а жизненные проблемы, интересующие одного воспитанника или группу детей. Именно поэтому важно, чтобы исследуемая проблема была актуальной для малышей, а не была навязана педагогом. 

Педагогу важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников непосредственно влияют на их роль в проектировании: младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии.

В своей работе с детьми многие сталкиваются с одной важной проблемой: ни воспитатели, ни родители детей не готовы к проектно-исследовательской деятельности. Мы привыкли получать готовые знания. А для исследования нужны не только знания, но и умение задавать правильно вопросы. Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Краски осени», проводимого с детьми второй младшей группы.

Актуальность: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности. Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» Они очень любознательны и хотят все знать.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.

Конечным продуктом стала коллективная работа «Осенний ковер», музыкальный досуг.

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют: большое количество овощей и фруктов; осенние приметы и явления; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности широко применяют пение песен; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

В заключении хочу сказать, что в результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_proekty.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОО

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что, после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. 

Творческие проекты представляют собой совместную работу ребенка, родителей и воспитателя детского сада. Проекты в ДОУ предназначены для развития у воспитанников интереса, навыков поиска, творческих способностей, старания и самостоятельности, знакомства с явлениями природы и миром, в рамках которого дети в легкой игровой форме получат свои первые твердые знания и представления об окружающей действительности.

   Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, например:  «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мои друзья»,  «Любимые сказки», «Мир природы» и др.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Творческие проекты можно классифицировать по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Проектная работа призвана решать не учебные, а жизненные проблемы, интересующие одного воспитанника или группу детей. Именно поэтому важно, чтобы исследуемая проблема была актуальной для малышей, а не была навязана педагогом. 

Педагогу важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников непосредственно влияют на их роль в проектировании: младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии.

В своей работе с детьми многие сталкиваются с одной важной проблемой: ни воспитатели, ни родители детей не готовы к проектно-исследовательской деятельности. Мы привыкли получать готовые знания. А для исследования нужны не только знания, но и умение задавать правильно вопросы. Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Краски осени», проводимого с детьми второй младшей группы.

Актуальность: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности. Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» Они очень любознательны и хотят все знать.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.

Конечным продуктом стала коллективная работа «Осенний ковер», музыкальный досуг.

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют: большое количество овощей и фруктов; осенние приметы и явления; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности широко применяют пение песен; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

В заключении хочу сказать, что в результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для младшей группы по экологическому воспитанию на тему : "Зимующие птицы"

Конспект занятия в младшей группе по экологическому воспитанию на тему : "Зимующие птицы" в сопровождении презентации...

Методическая разработка для младшей группы по окружающему миру на тему : "Витаминки"

         Программное содержание: Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека...

Методическая разработка для младшей группы Рисование осеннего ковра

Образовательная область: художественно-эстетическая.Конспект НОД «Гномики в осеннем лесу» в младшей группеПровела Михайлова В.Г. 07.10.2015 в ГБДОУ детский сад №39 Петроградского района  в младше...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель: формировать  первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...

Игры с детьми младшего дошкольного возраста по ЗОЖ (Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель:  формировать   знания детей о  здоровом образе жизни.Задачи:1.Дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека.2.Формировать представление  о пользе ут...

Релаксация для детей младшего дошкольного возраста (Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Задачи применения  релаксации у детей младшей группы : Создание  благоприятной атмосферы в группе;.Доставить детям  приятные ощущения ;.Способствовать  хорошему настроению и с...