Семинар - практикум«Создание предметно – развивающей среды для формирования духовно – нравственного воспитания детей дошкольников
план-конспект занятия (младшая группа)

«по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план мероприятия

Семинар -практикум: «Создание предметно – развивающей среды для формирования духовно – нравственного воспитания детей дошкольников»

Тип мероприятия: семинар – практикум.

Название: «по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»

Время проведения:  13.00

Место проведения: МДОУ Д/с №6 « Веселые зайчата»,  музыкальный зал.

Категория участников: старший воспитатель, музыкальные руководители, воспитатели.

Необходимое оборудование:

1.Компьютер.

3.Раздаточный материал для каждого участника

Цель: поделиться с коллегами опытом работы по  по организации РППС.

   

Задачи:

- повышение  профессиональных компетентностей педагогов в условиях       модернизации дошкольного образования;

-обеспечение теоретической и практической подготовки к проектированию РППС для духовно- нравственного воспитания детей.

Ожидаемые результаты:

овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями по данной тематике.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Здравствуйте уважаемые гости!

Слайд

Вселенский опыт говорит, что погибают царства,

Не от того что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают от того (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

Булат Окуджава

Глубокая философская мысль в двух строках Булата Окуджавы. Царство – наша республика, наша Земля, наше город? А может ближе – наш дом или наш детский сад? А что если представить, что маленький человек – целое царство… И теперь снова прочитать эти строчки. Как просто и как сложно уважать себя, наших воспитанников, всех тех, кто рядом, свой дом, свой край, свою страну… - и «не страшны мытарства». Конечно, с любовью, уважением, взаимопониманием жизнь удивительна и прекрасна. Но что это означает - с уважением и любовью? Как мы воспитываем эти понятия - уважение к старшим, любовь к родной земле? Как родителям и педагогам передать детям накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество? Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить о воспитании юного гражданина и патриота? И доступно ли все это малышам?

Суммируя опыт работы всех присутствующих в аудитории можно дать утвердительный ответ. К счастью, трудности современной жизни не являются причиной для приостановки нравственно- патриотического воспитания. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родителям, малой родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе воспитания.

Вводная часть

  1. Деловая игра для педагогов ДОУ

Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты  сердец на подставках– белого, красного и желтого цвета. Презентация.

Раздаточный материал: задания для групп.

Ход игры

I. Этап подготовки.

Разработка игры: стратегия, план, описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения.

Предварительно всем участникам деловой игры дается задание: «Изучить имеющийся материал по теме: «».

Вход в игру: постановка проблемы, целей; условия проведения игры, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультирование.

1.Разминка.

Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»

Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с разносом  между столами. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко  на разнос. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача  – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:

1. Я люблю…

2.Я  умею…

3.Я  знаю…

4.Я  надеюсь...

- Спасибо, большое всем. Теперь мы перейдем к более серьезному разговору

II. Основная часть.

Китайская мудрость гласит - "Не дай Вам Бог жить во время перемен". Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".

Слайд тема семинара «Создание  предметно- развивающей среды для  формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольников»

 Цель:

Задачи:

В ходе нашего мероприятия  мы не просто обсудим тему семинара, но и рассмотрим ее со всех возможных сторон.

- У каждой из команд на столе находятся листы  с заданиями. Вам необходимо дать на них ответ и один из представителей команды озвучит этот ответ.

 

Команда белого сердца.

Задание: Раскройте  актуальность темы семинара.

Актуальность
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. 
Первейшая задача воспитателей, родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. 
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Эффективность духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ГОС, не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями, социумом.

Команда красного сердца

 Задание: Назовите  все активные формы работы по разделам нравственно- патриотического и духовного воспитания в вашей группе.

 Моя семья:

  • - фотовыставка «Мой папа - солдат»;
  • - альбомы «Реликвии моей семьи», «Страницы семейного альбома»;
  • - газета «День рождения нашей семьи»;
  • - Портретная галерея рисунков «Глава моей семьи»;
  • - Материалы к игре «Путешествие в мир семьи»(карточки с изображениями членов семьи - родственников)
  • - Пазлы по темам: «Интерьер», «Профессии»;
  • - Семейный творческий проект «Маршрут выходного дня»;
  • - Творческие сочинения в рисунках по теме «Самый счастливый день нашей семьи»;
  • - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам «Древо моей семьи», «Фамильный герб»
  • Фотоколлаж «Моя семья»
  • Геральдическая выставка «Герб моей семьи»

- Мой детский сад:

  • - Галерея рисунков-портретов сотрудников ко дню дошкольного работника;
  • - Маршрут экскурсии по детскому саду;
  • - Фотоальбом «Профессии работников детского сада»
  • - Открытки и газеты к профессиональным праздникам;
  • - Проект- « Традиции нашего детского сада»

- Мой город:

  • - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам:
  • «Достопримечательности моего села»
  • «Ими гордится село»
  • - Макеты, рисунки, фотографии города;
  • Город  прошлое и настоящее.

- Донецк -столица нашей Родины

  • -Москва – столица ДНР,
  • - Фото и видео материалы, рассказывающие о достопримечательностях столицы;
  • - Выставка рисунков «Москва глазами детей»
  • - Настольные игры «Путешествие по Донецку»

- Культура и традиции, духовное воспитание:

  • - Мини-музей быта ;
  • - Набор открыток по страноведению;
  • - Лото «Где живем и что нас окружает»;
  • - Фотоальбом по народному искусству (вышивка, гончарное искусство, роспись по дереву)

- Отчизны верные сыны:

  • - Фотоэкспозиции «Военные реликвии семьи – прошлое и настоящее»;
  • - Альбом «Боевое прошлое села и страны»;
  • - Аудио и видео материалов об армии, родах войск и ветеранах ВОВ;
  • -Проекты «История родного города» и «Защитники родного края»;
  • - Экспозиция «Предметы и их истории вокруг нас»

- Правила, по которым мы живем:

  • - Шкатулка «Наши добрые дела»;
  • - «Азбука экологических действий « Наше будущее в наших руках»;
  • - Набор экологических знаков «Сохраним нашу планету голубой и зеленой»;
  • - Выставка рисунков «Красота природы зависит от нас»;
  • - Экологические плакаты «Сохраним первоцветы»

Команда желтого сердца.

Задание: Выделите  и назовите все разделы по нравственно- патриотическому и

духовному воспитанию, актуальность каждого раздела.

   Построение предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в дошкольных учреждениях – как одной из активных форм повышения качества работы с дошкольниками.

Предметная развивающая среда:

Оборудование: музыкальные центры, DVD, аудио и видео материалы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, уголки экспериментирования, технические средства, мебель, ширмы , стойки, тренажеры, физкультурное и другое оборудование.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Открытость обществу «Моя семья, моя малая родина, ДНР»

Предполагает персонализацию среды каждой группы.

Гибкое зонирование - организация пересечения различных сфер активности детей.

Стабильность и динамичность – среда меняется с учетом возрастных особенностей детей и с учетом гендерных показателей.

Полифункциональность – реализуется через традиционные приспособления вкупе с модульным оборудованием.

Учебно-методические материалы: макеты, альбомы с фотографиями, стенды, тематические уголки,  иллюстративный материал, художественная, познавательная и методическая литература, наборы игр, игрушек и игровых материалов, наборы информационно-дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.

- повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев);

- повсюду живут люди разных национальностей, которые совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- существуют общие профессиональные и общественные праздники.

Моя малая родина

Формировать представления о родном крае, о его главном городе и его истории, о малой родине. Знакомить с названиями ближайших городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.

Давать представления о некоторых особенностях культуры: фольклоре народа; знакомить с обычаями национальных праздников. Развивать познавательный интерес к истории и культуре малой родине через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов.        Донецк

Донецк – столица ДНР

Знакомить детей со столицей нашей Родины, ее достопримечательностями; гуманное отношение к людям разных национальностей; поддерживать и направлять интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит их быт и характер труда.

Символика республики

Знакомить с гимном, флагом, гербом ДНР

Культура и традиции, духовное воспитание

Знакомить детей с традициями ДНР, вызвать интерес к традициям казачества и этносов, проживающих на территории края: гостеприимства, почитания родителей, семейного уклада. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки. Использовать опыт работы с детьми по краеведению и ознакомлению с народным искусством.

Каждая тема занятий с детьми по духовному воспитанию предполагает проведение мероприятий в интересной и доступной для детей форме с использованием иллюстративного материала, наглядных пособий и носит светский характер.

Отчизны верные сыны

Рассказывать о российской армии, знакомство с родами войск; рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представление о Великой отечественной войне, празднике День Победы, прививать детям такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.

Правила, по которым мы живем.

Учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснить им, почему в одних случаях «так нужно», а других – «нельзя». Усвоение социальных ценностей способствует накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения.

События  республики. Приоритетной задачей воспитания дошкольников является организация воспитательно-образовательного процесса, которой решаются вопросы ознакомления с наиболее значимыми событиями

Расширить представления воспитанников о защитниках республики и подвиге народа в годы ВОВ, воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, формировать представление о героизме.

«Педагогическая разминка»

-Я хочу вам предложить задание «Кто быстрее?»

Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

« В соответствии с ГОС ДО предметная среда в дошкольном учреждении называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда)

- Следующая наша игра « Выбери правильный ответ»

Для 1-й команды: Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения) граммы)

Для 2-й команды: Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – это результат реализации какой группы требований ГОС ДО? (Требования к условиям реализации

 Для 3-й команды: Про какое количество основных требований к развивающей среде предметно-пространственной в дошкольном учреждении в Стандарте? (5) 

- Вашему вниманию, я хочу представить презентацию « Предметно- развивающая среда по духовно- нравственному воспитанию в гр.»Солнышко»

Задание «Волшебники»

В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.

 (1 – насыщенность

2 – доступность

3 – вариативность

4 – трансформируемость

5 – безопасность

6 – полифункциональность)

-У вас на столах стоят макеты  сердец  и на них написаны вопросы для первого задания. У каждой команды свой вопрос

«Заполни пропуски»

Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.

Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.

Среда должна обеспечивать богатый выбор для……………………………………………… работы с детьми.

Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..

Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………

(…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями…)

Презинтация

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последние годы. Это касается территориальной принадлежности, нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.  Свою работу  по патриотическому воспитанию я  решила начать с  воспитания любви, уважения и гордости к своей семье, детскому саду, своей малой Родине.

В   нашей  группе оформлен уголок нравственно -патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, республике. Они содержат краеведческую информацию.

В оформлении уголка присутствует государственная символика ДНР (флаг, герб, портрет главы республики, виды достопримечательных мест родного города.

Согласно программе «Донбасс - мой край родной !» информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия представлены в уголке по разделам:

- «Моя семья»

- «Мой  город»

- «Моя Родина  – ДНР»

- «Защитники Отечества»

- «Природа родного края».

Моя семья. Мир ребёнка начинается с его семьи. Любовь и привязанность к Родине также начинается с любви и привязанности к родной семье. Рассматривая альбом «Моя семья», «Профессии семьи», дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, о их занятиях, семейных историях и традициях. Закрепляются представления о профессиях родителей.

И я хотела бы остановиться на гуманном отношении  к близким ни не только…

Задание «Цветы толерантности»

- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому

мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

 - В прошлом году мною был разработан и реализован  проект « Моя семья - мое богатство»

В ходе реализации данного проекта у детей  расширились нравственные категории , сформировались представления о социальной роли каждого члена семьи. Решению нравственных задач способствовали разнообразные формы работы с детьми: беседы, уроки вежливости, этикета, чтение литературы, оформление семейного альбома, выставки рисунков, вечера досугов и развлечений.

Цель проекта: воспитание любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задание «Собери пословицу, поговорку из отдельных слов»

- Предлагаю командам  вспомнить русские  пословицы, поговорки о родителях и о Родине. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.

 Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

( На столах  у команд конверты с тексом современных пословиц).

Игра: «Скажи пословицу иначе»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (фин.) – «Язык до Киева доведёт».

Следующий раздел презентации  «Мой город»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В разделе «Мой город» дети знакомятся с историей улиц родного города, с памятниками и памятными местами, славными людьми нашего города, профессиями. 

-Давайте, мы скажем комплименты нашему любимому городу Снежное.

Задание  «Комплименты любимому городу»

Вам необходимо придумайте по 2 прилагательных о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «Снежное»

Моя Родина –ДНР.

 Следующий раздел, представленный в уголке, «Моя Родина –ДНР». Материалы,  представленные в разделе способствуют расширению представлений детей о территории ДНР, о значении государственных символов ДНР: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлены дидактические игры «Собери герб», «Собери флаг». Рассматривая альбомы дети знакомятся со столицей нашей ДНР –г.Донецком.

Задание «Вопрос - ответ»

I команда

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

II команда

2.Что означают цвета на флаге ДНР? (черный – уголь, синий – воды Азовского моря, красный – кровь солдат)

III команда

3.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)

1..Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).

2.Назовите дату провозглашения Донецкой Народной Республики. (11 мая 2014 г.)

3.Назовите особенность герба ДНР? (отсутствуют лапы у орла и Архистратиг Михаил изображается с бородой)

1...Назовите первые строчки гимна ДНР.

 (Великий Донбасс – честь и гордость народа,

Богатые недра, леса и поля…

Наш край трудовой – наша жизнь и свобода,

Навеки хранимая Богом земля!)

2..В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).

3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

Природа. Одно из проявлений патриотизма – любовь и бережное отношение к родной природе. Содержание данного раздела способствует формированию представлений о природе родного края, растительном, животном мире, реках, лекарственных растениях. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, т. е формируем основы экологической культуры.

Национальная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, русским национальным костюмом. Тем самым у детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народную мудрости, отраженной в ней. Оформлены дидактические игры: «Подбери головной убор», «Подбери пару (народные инструменты» и т. д.)

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека народных игр по всем разделам.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы – подобрана литература, иллюстрации военной тематики

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно - ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы).

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей .

Задание «Назови направления»

 

- Задачи патриотического воспитания по типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность»  определяются несколькими образовательными областями, назовите эти области. (Познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие).

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и определите название их направления по патриотическому воспитанию.  (Ответы команд)

 

Модель патриотического воспитания в современных условиях

                          направления.

Экологическое

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. 

Историко-краеведческое

Каждый регион, город, село неповторим, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

 

Педагог. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

1.Если педагог – это цвет, то какой?

2.Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

3.Если педагог – это настроение, то какое?

4.Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

5.Если время года, то, какое?

6.Если педагог – это вид спорта, то какой?

7.Если педагог – это цветок, то это…

8.Если педагог – это насекомое, то какое?

9.Если педагог – игра, то какая?

10.Если педагог – это планета?

11.Если педагог – это дерево, то какое?

12.Если педагог – это  блюдо, то какое?

13. Если педагог – это  животное ,то какое?

14.Если педагог - это драгоценный камень, то какой?

15.Если педагог – это  песня , то какая?

16.Если педагог – это фрукт,то какой?

Педагог. Спасибо, большое всем. Видите, как мы с вами ассоциировали

современного педагога.

 - Уважаемые коллеги! Мы все понимаем, что нравственно-патриотическое и духовное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных задач нашего ДОУ . Поэтому из всего сказанного и собранного по крупицам сегодня хочется ответить на поставленные вопросы в начале нашей встречи – Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить качестве воспитания юного гражданина и патриота? Как строить эту работу? Ответ – один! Только объединив все составляющие:

- работу с воспитанниками – чтобы малышам было интересно и доступно;

- работу с родителями и социумом - чтобы и тем и другим хотелось делать замечательные дела, в которых и развиваются ростки добра и духовности детей;

- вовремя обеспечив учреждения программно-методическим сопровождением по данной теме, коллективам останется больше времени на конкретную работу со всеми участниками образовательного процесса;

- и если мы в своих учреждениях создадим ту предметную среду, о которой вы так здорово рассказывали сегодня, то это и станет основой для формирования патриотизма и гражданственности. 

Обеспечение консолидации сообщества вокруг воспитания в детях

нравственности, патриотизма и духовности будет являться главным фактором оздоровления социокультурной среды. Если не мы-то кто же? Дорогу осилит идущий!



Предварительный просмотр:

Сценарный план мероприятия

Семинар -практикум: «Создание предметно – развивающей среды для формирования духовно – нравственного воспитания детей дошкольников»

Тип мероприятия: семинар – практикум.

Название: «по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»

Время проведения:  13.00

Место проведения: МДОУ Д/с №6 « Веселые зайчата»,  музыкальный зал.

Категория участников: старший воспитатель, музыкальные руководители, воспитатели.

Необходимое оборудование:

1.Компьютер.

3.Раздаточный материал для каждого участника

Цель: поделиться с коллегами опытом работы по  по организации РППС.

   

Задачи:

- повышение  профессиональных компетентностей педагогов в условиях       модернизации дошкольного образования;

-обеспечение теоретической и практической подготовки к проектированию РППС для духовно- нравственного воспитания детей.

Ожидаемые результаты:

овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями по данной тематике.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Здравствуйте уважаемые гости!

Слайд

Вселенский опыт говорит, что погибают царства,

Не от того что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают от того (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

Булат Окуджава

Глубокая философская мысль в двух строках Булата Окуджавы. Царство – наша республика, наша Земля, наше город? А может ближе – наш дом или наш детский сад? А что если представить, что маленький человек – целое царство… И теперь снова прочитать эти строчки. Как просто и как сложно уважать себя, наших воспитанников, всех тех, кто рядом, свой дом, свой край, свою страну… - и «не страшны мытарства». Конечно, с любовью, уважением, взаимопониманием жизнь удивительна и прекрасна. Но что это означает - с уважением и любовью? Как мы воспитываем эти понятия - уважение к старшим, любовь к родной земле? Как родителям и педагогам передать детям накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество? Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить о воспитании юного гражданина и патриота? И доступно ли все это малышам?

Суммируя опыт работы всех присутствующих в аудитории можно дать утвердительный ответ. К счастью, трудности современной жизни не являются причиной для приостановки нравственно- патриотического воспитания. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родителям, малой родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе воспитания.

Вводная часть

  1. Деловая игра для педагогов ДОУ

Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты  сердец на подставках– белого, красного и желтого цвета. Презентация.

Раздаточный материал: задания для групп.

Ход игры

I. Этап подготовки.

Разработка игры: стратегия, план, описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения.

Предварительно всем участникам деловой игры дается задание: «Изучить имеющийся материал по теме: «».

Вход в игру: постановка проблемы, целей; условия проведения игры, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультирование.

1.Разминка.

Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»

Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с разносом  между столами. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко  на разнос. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача  – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:

1. Я люблю…

2.Я  умею…

3.Я  знаю…

4.Я  надеюсь...

- Спасибо, большое всем. Теперь мы перейдем к более серьезному разговору

II. Основная часть.

Китайская мудрость гласит - "Не дай Вам Бог жить во время перемен". Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".

Слайд тема семинара «Создание  предметно- развивающей среды для  формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольников»

 Цель:

Задачи:

В ходе нашего мероприятия  мы не просто обсудим тему семинара, но и рассмотрим ее со всех возможных сторон.

- У каждой из команд на столе находятся листы  с заданиями. Вам необходимо дать на них ответ и один из представителей команды озвучит этот ответ.

 

Команда белого сердца.

Задание: Раскройте  актуальность темы семинара.

Актуальность
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. 
Первейшая задача воспитателей, родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. 
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Эффективность духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ГОС, не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями, социумом.

Команда красного сердца

 Задание: Назовите  все активные формы работы по разделам нравственно- патриотического и духовного воспитания в вашей группе.

 Моя семья:

  • - фотовыставка «Мой папа - солдат»;
  • - альбомы «Реликвии моей семьи», «Страницы семейного альбома»;
  • - газета «День рождения нашей семьи»;
  • - Портретная галерея рисунков «Глава моей семьи»;
  • - Материалы к игре «Путешествие в мир семьи»(карточки с изображениями членов семьи - родственников)
  • - Пазлы по темам: «Интерьер», «Профессии»;
  • - Семейный творческий проект «Маршрут выходного дня»;
  • - Творческие сочинения в рисунках по теме «Самый счастливый день нашей семьи»;
  • - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам «Древо моей семьи», «Фамильный герб»
  • Фотоколлаж «Моя семья»
  • Геральдическая выставка «Герб моей семьи»

- Мой детский сад:

  • - Галерея рисунков-портретов сотрудников ко дню дошкольного работника;
  • - Маршрут экскурсии по детскому саду;
  • - Фотоальбом «Профессии работников детского сада»
  • - Открытки и газеты к профессиональным праздникам;
  • - Проект- « Традиции нашего детского сада»

- Мой город:

  • - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам:
  • «Достопримечательности моего села»
  • «Ими гордится село»
  • - Макеты, рисунки, фотографии города;
  • Город  прошлое и настоящее.

- Донецк -столица нашей Родины

  • -Москва – столица ДНР,
  • - Фото и видео материалы, рассказывающие о достопримечательностях столицы;
  • - Выставка рисунков «Москва глазами детей»
  • - Настольные игры «Путешествие по Донецку»

- Культура и традиции, духовное воспитание:

  • - Мини-музей быта ;
  • - Набор открыток по страноведению;
  • - Лото «Где живем и что нас окружает»;
  • - Фотоальбом по народному искусству (вышивка, гончарное искусство, роспись по дереву)

- Отчизны верные сыны:

  • - Фотоэкспозиции «Военные реликвии семьи – прошлое и настоящее»;
  • - Альбом «Боевое прошлое села и страны»;
  • - Аудио и видео материалов об армии, родах войск и ветеранах ВОВ;
  • -Проекты «История родного города» и «Защитники родного края»;
  • - Экспозиция «Предметы и их истории вокруг нас»

- Правила, по которым мы живем:

  • - Шкатулка «Наши добрые дела»;
  • - «Азбука экологических действий « Наше будущее в наших руках»;
  • - Набор экологических знаков «Сохраним нашу планету голубой и зеленой»;
  • - Выставка рисунков «Красота природы зависит от нас»;
  • - Экологические плакаты «Сохраним первоцветы»

Команда желтого сердца.

Задание: Выделите  и назовите все разделы по нравственно- патриотическому и

духовному воспитанию, актуальность каждого раздела.

   Построение предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в дошкольных учреждениях – как одной из активных форм повышения качества работы с дошкольниками.

Предметная развивающая среда:

Оборудование: музыкальные центры, DVD, аудио и видео материалы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, уголки экспериментирования, технические средства, мебель, ширмы , стойки, тренажеры, физкультурное и другое оборудование.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Открытость обществу «Моя семья, моя малая родина, ДНР»

Предполагает персонализацию среды каждой группы.

Гибкое зонирование - организация пересечения различных сфер активности детей.

Стабильность и динамичность – среда меняется с учетом возрастных особенностей детей и с учетом гендерных показателей.

Полифункциональность – реализуется через традиционные приспособления вкупе с модульным оборудованием.

Учебно-методические материалы: макеты, альбомы с фотографиями, стенды, тематические уголки,  иллюстративный материал, художественная, познавательная и методическая литература, наборы игр, игрушек и игровых материалов, наборы информационно-дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.

- повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев);

- повсюду живут люди разных национальностей, которые совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- существуют общие профессиональные и общественные праздники.

Моя малая родина

Формировать представления о родном крае, о его главном городе и его истории, о малой родине. Знакомить с названиями ближайших городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.

Давать представления о некоторых особенностях культуры: фольклоре народа; знакомить с обычаями национальных праздников. Развивать познавательный интерес к истории и культуре малой родине через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов.        Донецк

Донецк – столица ДНР

Знакомить детей со столицей нашей Родины, ее достопримечательностями; гуманное отношение к людям разных национальностей; поддерживать и направлять интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит их быт и характер труда.

Символика республики

Знакомить с гимном, флагом, гербом ДНР

Культура и традиции, духовное воспитание

Знакомить детей с традициями ДНР, вызвать интерес к традициям казачества и этносов, проживающих на территории края: гостеприимства, почитания родителей, семейного уклада. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки. Использовать опыт работы с детьми по краеведению и ознакомлению с народным искусством.

Каждая тема занятий с детьми по духовному воспитанию предполагает проведение мероприятий в интересной и доступной для детей форме с использованием иллюстративного материала, наглядных пособий и носит светский характер.

Отчизны верные сыны

Рассказывать о российской армии, знакомство с родами войск; рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представление о Великой отечественной войне, празднике День Победы, прививать детям такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.

Правила, по которым мы живем.

Учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснить им, почему в одних случаях «так нужно», а других – «нельзя». Усвоение социальных ценностей способствует накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения.

События  республики. Приоритетной задачей воспитания дошкольников является организация воспитательно-образовательного процесса, которой решаются вопросы ознакомления с наиболее значимыми событиями

Расширить представления воспитанников о защитниках республики и подвиге народа в годы ВОВ, воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, формировать представление о героизме.

«Педагогическая разминка»

-Я хочу вам предложить задание «Кто быстрее?»

Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

« В соответствии с ГОС ДО предметная среда в дошкольном учреждении называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда)

- Следующая наша игра « Выбери правильный ответ»

Для 1-й команды: Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения) граммы)

Для 2-й команды: Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – это результат реализации какой группы требований ГОС ДО? (Требования к условиям реализации

 Для 3-й команды: Про какое количество основных требований к развивающей среде предметно-пространственной в дошкольном учреждении в Стандарте? (5) 

- Вашему вниманию, я хочу представить презентацию « Предметно- развивающая среда по духовно- нравственному воспитанию в гр.»Солнышко»

Задание «Волшебники»

В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.

 (1 – насыщенность

2 – доступность

3 – вариативность

4 – трансформируемость

5 – безопасность

6 – полифункциональность)

-У вас на столах стоят макеты  сердец  и на них написаны вопросы для первого задания. У каждой команды свой вопрос

«Заполни пропуски»

Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.

Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.

Среда должна обеспечивать богатый выбор для……………………………………………… работы с детьми.

Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..

Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………

(…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями…)

Презинтация

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последние годы. Это касается территориальной принадлежности, нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.  Свою работу  по патриотическому воспитанию я  решила начать с  воспитания любви, уважения и гордости к своей семье, детскому саду, своей малой Родине.

В   нашей  группе оформлен уголок нравственно -патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, республике. Они содержат краеведческую информацию.

В оформлении уголка присутствует государственная символика ДНР (флаг, герб, портрет главы республики, виды достопримечательных мест родного города.

Согласно программе «Донбасс - мой край родной !» информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия представлены в уголке по разделам:

- «Моя семья»

- «Мой  город»

- «Моя Родина  – ДНР»

- «Защитники Отечества»

- «Природа родного края».

Моя семья. Мир ребёнка начинается с его семьи. Любовь и привязанность к Родине также начинается с любви и привязанности к родной семье. Рассматривая альбом «Моя семья», «Профессии семьи», дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, о их занятиях, семейных историях и традициях. Закрепляются представления о профессиях родителей.

И я хотела бы остановиться на гуманном отношении  к близким ни не только…

Задание «Цветы толерантности»

- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому

мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

 - В прошлом году мною был разработан и реализован  проект « Моя семья - мое богатство»

В ходе реализации данного проекта у детей  расширились нравственные категории , сформировались представления о социальной роли каждого члена семьи. Решению нравственных задач способствовали разнообразные формы работы с детьми: беседы, уроки вежливости, этикета, чтение литературы, оформление семейного альбома, выставки рисунков, вечера досугов и развлечений.

Цель проекта: воспитание любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задание «Собери пословицу, поговорку из отдельных слов»

- Предлагаю командам  вспомнить русские  пословицы, поговорки о родителях и о Родине. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.

 Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

( На столах  у команд конверты с тексом современных пословиц).

Игра: «Скажи пословицу иначе»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (фин.) – «Язык до Киева доведёт».

Следующий раздел презентации  «Мой город»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В разделе «Мой город» дети знакомятся с историей улиц родного города, с памятниками и памятными местами, славными людьми нашего города, профессиями. 

-Давайте, мы скажем комплименты нашему любимому городу Снежное.

Задание  «Комплименты любимому городу»

Вам необходимо придумайте по 2 прилагательных о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «Снежное»

Моя Родина –ДНР.

 Следующий раздел, представленный в уголке, «Моя Родина –ДНР». Материалы,  представленные в разделе способствуют расширению представлений детей о территории ДНР, о значении государственных символов ДНР: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлены дидактические игры «Собери герб», «Собери флаг». Рассматривая альбомы дети знакомятся со столицей нашей ДНР –г.Донецком.

Задание «Вопрос - ответ»

I команда

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

II команда

2.Что означают цвета на флаге ДНР? (черный – уголь, синий – воды Азовского моря, красный – кровь солдат)

III команда

3.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)

1..Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).

2.Назовите дату провозглашения Донецкой Народной Республики. (11 мая 2014 г.)

3.Назовите особенность герба ДНР? (отсутствуют лапы у орла и Архистратиг Михаил изображается с бородой)

1...Назовите первые строчки гимна ДНР.

 (Великий Донбасс – честь и гордость народа,

Богатые недра, леса и поля…

Наш край трудовой – наша жизнь и свобода,

Навеки хранимая Богом земля!)

2..В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).

3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

Природа. Одно из проявлений патриотизма – любовь и бережное отношение к родной природе. Содержание данного раздела способствует формированию представлений о природе родного края, растительном, животном мире, реках, лекарственных растениях. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, т. е формируем основы экологической культуры.

Национальная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, русским национальным костюмом. Тем самым у детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народную мудрости, отраженной в ней. Оформлены дидактические игры: «Подбери головной убор», «Подбери пару (народные инструменты» и т. д.)

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека народных игр по всем разделам.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы – подобрана литература, иллюстрации военной тематики

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно - ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы).

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей .

Задание «Назови направления»

 

- Задачи патриотического воспитания по типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность»  определяются несколькими образовательными областями, назовите эти области. (Познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие).

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и определите название их направления по патриотическому воспитанию.  (Ответы команд)

 

Модель патриотического воспитания в современных условиях

                          направления.

Экологическое

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. 

Историко-краеведческое

Каждый регион, город, село неповторим, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

 

Педагог. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

1.Если педагог – это цвет, то какой?

2.Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

3.Если педагог – это настроение, то какое?

4.Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

5.Если время года, то, какое?

6.Если педагог – это вид спорта, то какой?

7.Если педагог – это цветок, то это…

8.Если педагог – это насекомое, то какое?

9.Если педагог – игра, то какая?

10.Если педагог – это планета?

11.Если педагог – это дерево, то какое?

12.Если педагог – это  блюдо, то какое?

13. Если педагог – это  животное ,то какое?

14.Если педагог - это драгоценный камень, то какой?

15.Если педагог – это  песня , то какая?

16.Если педагог – это фрукт,то какой?

Педагог. Спасибо, большое всем. Видите, как мы с вами ассоциировали

современного педагога.

 - Уважаемые коллеги! Мы все понимаем, что нравственно-патриотическое и духовное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных задач нашего ДОУ . Поэтому из всего сказанного и собранного по крупицам сегодня хочется ответить на поставленные вопросы в начале нашей встречи – Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить качестве воспитания юного гражданина и патриота? Как строить эту работу? Ответ – один! Только объединив все составляющие:

- работу с воспитанниками – чтобы малышам было интересно и доступно;

- работу с родителями и социумом - чтобы и тем и другим хотелось делать замечательные дела, в которых и развиваются ростки добра и духовности детей;

- вовремя обеспечив учреждения программно-методическим сопровождением по данной теме, коллективам останется больше времени на конкретную работу со всеми участниками образовательного процесса;

- и если мы в своих учреждениях создадим ту предметную среду, о которой вы так здорово рассказывали сегодня, то это и станет основой для формирования патриотизма и гражданственности. 

Обеспечение консолидации сообщества вокруг воспитания в детях

нравственности, патриотизма и духовности будет являться главным фактором оздоровления социокультурной среды. Если не мы-то кто же? Дорогу осилит идущий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...

Доклад на педсовете на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...