Семинар - практикум«Создание предметно – развивающей среды для формирования духовно – нравственного воспитания детей дошкольников
план-конспект занятия (младшая группа)
«по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sodanie_predmetno_-_razvivayushchey_sredy.docx | 54.03 КБ |
seminar_sodanie_predmetno_-_razvivayushchey_sredy.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план мероприятия
Семинар -практикум: «Создание предметно – развивающей среды для формирования духовно – нравственного воспитания детей дошкольников»
Тип мероприятия: семинар – практикум.
Название: «по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»
Время проведения: 13.00
Место проведения: МДОУ Д/с №6 « Веселые зайчата», музыкальный зал.
Категория участников: старший воспитатель, музыкальные руководители, воспитатели.
Необходимое оборудование:
1.Компьютер.
3.Раздаточный материал для каждого участника
Цель: поделиться с коллегами опытом работы по по организации РППС.
Задачи:
- повышение профессиональных компетентностей педагогов в условиях модернизации дошкольного образования;
-обеспечение теоретической и практической подготовки к проектированию РППС для духовно- нравственного воспитания детей.
Ожидаемые результаты:
овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями по данной тематике.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Здравствуйте уважаемые гости!
Слайд
Вселенский опыт говорит, что погибают царства,
Не от того что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают от того (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава
Глубокая философская мысль в двух строках Булата Окуджавы. Царство – наша республика, наша Земля, наше город? А может ближе – наш дом или наш детский сад? А что если представить, что маленький человек – целое царство… И теперь снова прочитать эти строчки. Как просто и как сложно уважать себя, наших воспитанников, всех тех, кто рядом, свой дом, свой край, свою страну… - и «не страшны мытарства». Конечно, с любовью, уважением, взаимопониманием жизнь удивительна и прекрасна. Но что это означает - с уважением и любовью? Как мы воспитываем эти понятия - уважение к старшим, любовь к родной земле? Как родителям и педагогам передать детям накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество? Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить о воспитании юного гражданина и патриота? И доступно ли все это малышам?
Суммируя опыт работы всех присутствующих в аудитории можно дать утвердительный ответ. К счастью, трудности современной жизни не являются причиной для приостановки нравственно- патриотического воспитания. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родителям, малой родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе воспитания.
Вводная часть
- Деловая игра для педагогов ДОУ
Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты сердец на подставках– белого, красного и желтого цвета. Презентация.
Раздаточный материал: задания для групп.
Ход игры
I. Этап подготовки.
Разработка игры: стратегия, план, описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения.
Предварительно всем участникам деловой игры дается задание: «Изучить имеющийся материал по теме: «».
Вход в игру: постановка проблемы, целей; условия проведения игры, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультирование.
1.Разминка.
Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»
Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с разносом между столами. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко на разнос. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:
1. Я люблю…
2.Я умею…
3.Я знаю…
4.Я надеюсь...
- Спасибо, большое всем. Теперь мы перейдем к более серьезному разговору
II. Основная часть.
Китайская мудрость гласит - "Не дай Вам Бог жить во время перемен". Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
Слайд тема семинара «Создание предметно- развивающей среды для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольников»
Цель:
Задачи:
В ходе нашего мероприятия мы не просто обсудим тему семинара, но и рассмотрим ее со всех возможных сторон.
- У каждой из команд на столе находятся листы с заданиями. Вам необходимо дать на них ответ и один из представителей команды озвучит этот ответ.
Команда белого сердца.
Задание: Раскройте актуальность темы семинара.
Актуальность
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Первейшая задача воспитателей, родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Эффективность духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ГОС, не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями, социумом.
Команда красного сердца
Задание: Назовите все активные формы работы по разделам нравственно- патриотического и духовного воспитания в вашей группе.
Моя семья:
- - фотовыставка «Мой папа - солдат»;
- - альбомы «Реликвии моей семьи», «Страницы семейного альбома»;
- - газета «День рождения нашей семьи»;
- - Портретная галерея рисунков «Глава моей семьи»;
- - Материалы к игре «Путешествие в мир семьи»(карточки с изображениями членов семьи - родственников)
- - Пазлы по темам: «Интерьер», «Профессии»;
- - Семейный творческий проект «Маршрут выходного дня»;
- - Творческие сочинения в рисунках по теме «Самый счастливый день нашей семьи»;
- - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам «Древо моей семьи», «Фамильный герб»
- Фотоколлаж «Моя семья»
- Геральдическая выставка «Герб моей семьи»
- Мой детский сад:
- - Галерея рисунков-портретов сотрудников ко дню дошкольного работника;
- - Маршрут экскурсии по детскому саду;
- - Фотоальбом «Профессии работников детского сада»
- - Открытки и газеты к профессиональным праздникам;
- - Проект- « Традиции нашего детского сада»
- Мой город:
- - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам:
- «Достопримечательности моего села»
- «Ими гордится село»
- - Макеты, рисунки, фотографии города;
- Город прошлое и настоящее.
- Донецк -столица нашей Родины
- -Москва – столица ДНР,
- - Фото и видео материалы, рассказывающие о достопримечательностях столицы;
- - Выставка рисунков «Москва глазами детей»
- - Настольные игры «Путешествие по Донецку»
- Культура и традиции, духовное воспитание:
- - Мини-музей быта ;
- - Набор открыток по страноведению;
- - Лото «Где живем и что нас окружает»;
- - Фотоальбом по народному искусству (вышивка, гончарное искусство, роспись по дереву)
- Отчизны верные сыны:
- - Фотоэкспозиции «Военные реликвии семьи – прошлое и настоящее»;
- - Альбом «Боевое прошлое села и страны»;
- - Аудио и видео материалов об армии, родах войск и ветеранах ВОВ;
- -Проекты «История родного города» и «Защитники родного края»;
- - Экспозиция «Предметы и их истории вокруг нас»
- Правила, по которым мы живем:
- - Шкатулка «Наши добрые дела»;
- - «Азбука экологических действий « Наше будущее в наших руках»;
- - Набор экологических знаков «Сохраним нашу планету голубой и зеленой»;
- - Выставка рисунков «Красота природы зависит от нас»;
- - Экологические плакаты «Сохраним первоцветы»
Команда желтого сердца.
Задание: Выделите и назовите все разделы по нравственно- патриотическому и
духовному воспитанию, актуальность каждого раздела.
Построение предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в дошкольных учреждениях – как одной из активных форм повышения качества работы с дошкольниками.
Предметная развивающая среда:
Оборудование: музыкальные центры, DVD, аудио и видео материалы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, уголки экспериментирования, технические средства, мебель, ширмы , стойки, тренажеры, физкультурное и другое оборудование.
Принципы построения предметно-развивающей среды
Открытость обществу «Моя семья, моя малая родина, ДНР»
Предполагает персонализацию среды каждой группы.
Гибкое зонирование - организация пересечения различных сфер активности детей.
Стабильность и динамичность – среда меняется с учетом возрастных особенностей детей и с учетом гендерных показателей.
Полифункциональность – реализуется через традиционные приспособления вкупе с модульным оборудованием.
Учебно-методические материалы: макеты, альбомы с фотографиями, стенды, тематические уголки, иллюстративный материал, художественная, познавательная и методическая литература, наборы игр, игрушек и игровых материалов, наборы информационно-дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев);
- повсюду живут люди разных национальностей, которые совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- существуют общие профессиональные и общественные праздники.
Моя малая родина
Формировать представления о родном крае, о его главном городе и его истории, о малой родине. Знакомить с названиями ближайших городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.
Давать представления о некоторых особенностях культуры: фольклоре народа; знакомить с обычаями национальных праздников. Развивать познавательный интерес к истории и культуре малой родине через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов. Донецк
Донецк – столица ДНР
Знакомить детей со столицей нашей Родины, ее достопримечательностями; гуманное отношение к людям разных национальностей; поддерживать и направлять интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит их быт и характер труда.
Символика республики
Знакомить с гимном, флагом, гербом ДНР
Культура и традиции, духовное воспитание
Знакомить детей с традициями ДНР, вызвать интерес к традициям казачества и этносов, проживающих на территории края: гостеприимства, почитания родителей, семейного уклада. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки. Использовать опыт работы с детьми по краеведению и ознакомлению с народным искусством.
Каждая тема занятий с детьми по духовному воспитанию предполагает проведение мероприятий в интересной и доступной для детей форме с использованием иллюстративного материала, наглядных пособий и носит светский характер.
Отчизны верные сыны
Рассказывать о российской армии, знакомство с родами войск; рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представление о Великой отечественной войне, празднике День Победы, прививать детям такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Правила, по которым мы живем.
Учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснить им, почему в одних случаях «так нужно», а других – «нельзя». Усвоение социальных ценностей способствует накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения.
События республики. Приоритетной задачей воспитания дошкольников является организация воспитательно-образовательного процесса, которой решаются вопросы ознакомления с наиболее значимыми событиями
Расширить представления воспитанников о защитниках республики и подвиге народа в годы ВОВ, воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, формировать представление о героизме.
«Педагогическая разминка»
-Я хочу вам предложить задание «Кто быстрее?»
Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
« В соответствии с ГОС ДО предметная среда в дошкольном учреждении называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда)
- Следующая наша игра « Выбери правильный ответ»
Для 1-й команды: Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения) граммы)
Для 2-й команды: Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – это результат реализации какой группы требований ГОС ДО? (Требования к условиям реализации
Для 3-й команды: Про какое количество основных требований к развивающей среде предметно-пространственной в дошкольном учреждении в Стандарте? (5)
- Вашему вниманию, я хочу представить презентацию « Предметно- развивающая среда по духовно- нравственному воспитанию в гр.»Солнышко»
Задание «Волшебники»
В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
(1 – насыщенность
2 – доступность
3 – вариативность
4 – трансформируемость
5 – безопасность
6 – полифункциональность)
-У вас на столах стоят макеты сердец и на них написаны вопросы для первого задания. У каждой команды свой вопрос
«Заполни пропуски»
Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.
Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.
Среда должна обеспечивать богатый выбор для……………………………………………… работы с детьми.
Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..
Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………
(…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями…)
Презинтация
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последние годы. Это касается территориальной принадлежности, нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Свою работу по патриотическому воспитанию я решила начать с воспитания любви, уважения и гордости к своей семье, детскому саду, своей малой Родине.
В нашей группе оформлен уголок нравственно -патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, республике. Они содержат краеведческую информацию.
В оформлении уголка присутствует государственная символика ДНР (флаг, герб, портрет главы республики, виды достопримечательных мест родного города.
Согласно программе «Донбасс - мой край родной !» информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия представлены в уголке по разделам:
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Моя Родина – ДНР»
- «Защитники Отечества»
- «Природа родного края».
Моя семья. Мир ребёнка начинается с его семьи. Любовь и привязанность к Родине также начинается с любви и привязанности к родной семье. Рассматривая альбом «Моя семья», «Профессии семьи», дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, о их занятиях, семейных историях и традициях. Закрепляются представления о профессиях родителей.
И я хотела бы остановиться на гуманном отношении к близким ни не только…
Задание «Цветы толерантности»
- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому
мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- В прошлом году мною был разработан и реализован проект « Моя семья - мое богатство»
В ходе реализации данного проекта у детей расширились нравственные категории , сформировались представления о социальной роли каждого члена семьи. Решению нравственных задач способствовали разнообразные формы работы с детьми: беседы, уроки вежливости, этикета, чтение литературы, оформление семейного альбома, выставки рисунков, вечера досугов и развлечений.
Цель проекта: воспитание любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задание «Собери пословицу, поговорку из отдельных слов»
- Предлагаю командам вспомнить русские пословицы, поговорки о родителях и о Родине. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.
( На столах у команд конверты с тексом современных пословиц).
Игра: «Скажи пословицу иначе»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (фин.) – «Язык до Киева доведёт».
Следующий раздел презентации «Мой город»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В разделе «Мой город» дети знакомятся с историей улиц родного города, с памятниками и памятными местами, славными людьми нашего города, профессиями.
-Давайте, мы скажем комплименты нашему любимому городу Снежное.
Задание «Комплименты любимому городу»
Вам необходимо придумайте по 2 прилагательных о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «Снежное»
Моя Родина –ДНР.
Следующий раздел, представленный в уголке, «Моя Родина –ДНР». Материалы, представленные в разделе способствуют расширению представлений детей о территории ДНР, о значении государственных символов ДНР: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлены дидактические игры «Собери герб», «Собери флаг». Рассматривая альбомы дети знакомятся со столицей нашей ДНР –г.Донецком.
Задание «Вопрос - ответ»
I команда
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
II команда
2.Что означают цвета на флаге ДНР? (черный – уголь, синий – воды Азовского моря, красный – кровь солдат)
III команда
3.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)
1..Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).
2.Назовите дату провозглашения Донецкой Народной Республики. (11 мая 2014 г.)
3.Назовите особенность герба ДНР? (отсутствуют лапы у орла и Архистратиг Михаил изображается с бородой)
1...Назовите первые строчки гимна ДНР.
(Великий Донбасс – честь и гордость народа,
Богатые недра, леса и поля…
Наш край трудовой – наша жизнь и свобода,
Навеки хранимая Богом земля!)
2..В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).
3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
Природа. Одно из проявлений патриотизма – любовь и бережное отношение к родной природе. Содержание данного раздела способствует формированию представлений о природе родного края, растительном, животном мире, реках, лекарственных растениях. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, т. е формируем основы экологической культуры.
Национальная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, русским национальным костюмом. Тем самым у детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народную мудрости, отраженной в ней. Оформлены дидактические игры: «Подбери головной убор», «Подбери пару (народные инструменты» и т. д.)
Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека народных игр по всем разделам.
Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы – подобрана литература, иллюстрации военной тематики
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно - ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы).
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей .
Задание «Назови направления»
- Задачи патриотического воспитания по типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» определяются несколькими образовательными областями, назовите эти области. (Познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие).
- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и определите название их направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
Модель патриотического воспитания в современных условиях
направления.
Экологическое
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое
Каждый регион, город, село неповторим, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Педагог. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
1.Если педагог – это цвет, то какой?
2.Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
3.Если педагог – это настроение, то какое?
4.Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
5.Если время года, то, какое?
6.Если педагог – это вид спорта, то какой?
7.Если педагог – это цветок, то это…
8.Если педагог – это насекомое, то какое?
9.Если педагог – игра, то какая?
10.Если педагог – это планета?
11.Если педагог – это дерево, то какое?
12.Если педагог – это блюдо, то какое?
13. Если педагог – это животное ,то какое?
14.Если педагог - это драгоценный камень, то какой?
15.Если педагог – это песня , то какая?
16.Если педагог – это фрукт,то какой?
Педагог. Спасибо, большое всем. Видите, как мы с вами ассоциировали
современного педагога.
- Уважаемые коллеги! Мы все понимаем, что нравственно-патриотическое и духовное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных задач нашего ДОУ . Поэтому из всего сказанного и собранного по крупицам сегодня хочется ответить на поставленные вопросы в начале нашей встречи – Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить качестве воспитания юного гражданина и патриота? Как строить эту работу? Ответ – один! Только объединив все составляющие:
- работу с воспитанниками – чтобы малышам было интересно и доступно;
- работу с родителями и социумом - чтобы и тем и другим хотелось делать замечательные дела, в которых и развиваются ростки добра и духовности детей;
- вовремя обеспечив учреждения программно-методическим сопровождением по данной теме, коллективам останется больше времени на конкретную работу со всеми участниками образовательного процесса;
- и если мы в своих учреждениях создадим ту предметную среду, о которой вы так здорово рассказывали сегодня, то это и станет основой для формирования патриотизма и гражданственности.
Обеспечение консолидации сообщества вокруг воспитания в детях
нравственности, патриотизма и духовности будет являться главным фактором оздоровления социокультурной среды. Если не мы-то кто же? Дорогу осилит идущий!
Предварительный просмотр:
Сценарный план мероприятия
Семинар -практикум: «Создание предметно – развивающей среды для формирования духовно – нравственного воспитания детей дошкольников»
Тип мероприятия: семинар – практикум.
Название: «по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»
Время проведения: 13.00
Место проведения: МДОУ Д/с №6 « Веселые зайчата», музыкальный зал.
Категория участников: старший воспитатель, музыкальные руководители, воспитатели.
Необходимое оборудование:
1.Компьютер.
3.Раздаточный материал для каждого участника
Цель: поделиться с коллегами опытом работы по по организации РППС.
Задачи:
- повышение профессиональных компетентностей педагогов в условиях модернизации дошкольного образования;
-обеспечение теоретической и практической подготовки к проектированию РППС для духовно- нравственного воспитания детей.
Ожидаемые результаты:
овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями по данной тематике.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Здравствуйте уважаемые гости!
Слайд
Вселенский опыт говорит, что погибают царства,
Не от того что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают от того (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава
Глубокая философская мысль в двух строках Булата Окуджавы. Царство – наша республика, наша Земля, наше город? А может ближе – наш дом или наш детский сад? А что если представить, что маленький человек – целое царство… И теперь снова прочитать эти строчки. Как просто и как сложно уважать себя, наших воспитанников, всех тех, кто рядом, свой дом, свой край, свою страну… - и «не страшны мытарства». Конечно, с любовью, уважением, взаимопониманием жизнь удивительна и прекрасна. Но что это означает - с уважением и любовью? Как мы воспитываем эти понятия - уважение к старшим, любовь к родной земле? Как родителям и педагогам передать детям накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество? Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить о воспитании юного гражданина и патриота? И доступно ли все это малышам?
Суммируя опыт работы всех присутствующих в аудитории можно дать утвердительный ответ. К счастью, трудности современной жизни не являются причиной для приостановки нравственно- патриотического воспитания. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родителям, малой родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе воспитания.
Вводная часть
- Деловая игра для педагогов ДОУ
Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются макеты сердец на подставках– белого, красного и желтого цвета. Презентация.
Раздаточный материал: задания для групп.
Ход игры
I. Этап подготовки.
Разработка игры: стратегия, план, описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения.
Предварительно всем участникам деловой игры дается задание: «Изучить имеющийся материал по теме: «».
Вход в игру: постановка проблемы, целей; условия проведения игры, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультирование.
1.Разминка.
Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»
Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с разносом между столами. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко на разнос. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:
1. Я люблю…
2.Я умею…
3.Я знаю…
4.Я надеюсь...
- Спасибо, большое всем. Теперь мы перейдем к более серьезному разговору
II. Основная часть.
Китайская мудрость гласит - "Не дай Вам Бог жить во время перемен". Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
Слайд тема семинара «Создание предметно- развивающей среды для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольников»
Цель:
Задачи:
В ходе нашего мероприятия мы не просто обсудим тему семинара, но и рассмотрим ее со всех возможных сторон.
- У каждой из команд на столе находятся листы с заданиями. Вам необходимо дать на них ответ и один из представителей команды озвучит этот ответ.
Команда белого сердца.
Задание: Раскройте актуальность темы семинара.
Актуальность
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Первейшая задача воспитателей, родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Эффективность духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ГОС, не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями, социумом.
Команда красного сердца
Задание: Назовите все активные формы работы по разделам нравственно- патриотического и духовного воспитания в вашей группе.
Моя семья:
- - фотовыставка «Мой папа - солдат»;
- - альбомы «Реликвии моей семьи», «Страницы семейного альбома»;
- - газета «День рождения нашей семьи»;
- - Портретная галерея рисунков «Глава моей семьи»;
- - Материалы к игре «Путешествие в мир семьи»(карточки с изображениями членов семьи - родственников)
- - Пазлы по темам: «Интерьер», «Профессии»;
- - Семейный творческий проект «Маршрут выходного дня»;
- - Творческие сочинения в рисунках по теме «Самый счастливый день нашей семьи»;
- - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам «Древо моей семьи», «Фамильный герб»
- Фотоколлаж «Моя семья»
- Геральдическая выставка «Герб моей семьи»
- Мой детский сад:
- - Галерея рисунков-портретов сотрудников ко дню дошкольного работника;
- - Маршрут экскурсии по детскому саду;
- - Фотоальбом «Профессии работников детского сада»
- - Открытки и газеты к профессиональным праздникам;
- - Проект- « Традиции нашего детского сада»
- Мой город:
- - Результаты проектно-исследовательской деятельности по темам:
- «Достопримечательности моего села»
- «Ими гордится село»
- - Макеты, рисунки, фотографии города;
- Город прошлое и настоящее.
- Донецк -столица нашей Родины
- -Москва – столица ДНР,
- - Фото и видео материалы, рассказывающие о достопримечательностях столицы;
- - Выставка рисунков «Москва глазами детей»
- - Настольные игры «Путешествие по Донецку»
- Культура и традиции, духовное воспитание:
- - Мини-музей быта ;
- - Набор открыток по страноведению;
- - Лото «Где живем и что нас окружает»;
- - Фотоальбом по народному искусству (вышивка, гончарное искусство, роспись по дереву)
- Отчизны верные сыны:
- - Фотоэкспозиции «Военные реликвии семьи – прошлое и настоящее»;
- - Альбом «Боевое прошлое села и страны»;
- - Аудио и видео материалов об армии, родах войск и ветеранах ВОВ;
- -Проекты «История родного города» и «Защитники родного края»;
- - Экспозиция «Предметы и их истории вокруг нас»
- Правила, по которым мы живем:
- - Шкатулка «Наши добрые дела»;
- - «Азбука экологических действий « Наше будущее в наших руках»;
- - Набор экологических знаков «Сохраним нашу планету голубой и зеленой»;
- - Выставка рисунков «Красота природы зависит от нас»;
- - Экологические плакаты «Сохраним первоцветы»
Команда желтого сердца.
Задание: Выделите и назовите все разделы по нравственно- патриотическому и
духовному воспитанию, актуальность каждого раздела.
Построение предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в дошкольных учреждениях – как одной из активных форм повышения качества работы с дошкольниками.
Предметная развивающая среда:
Оборудование: музыкальные центры, DVD, аудио и видео материалы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, уголки экспериментирования, технические средства, мебель, ширмы , стойки, тренажеры, физкультурное и другое оборудование.
Принципы построения предметно-развивающей среды
Открытость обществу «Моя семья, моя малая родина, ДНР»
Предполагает персонализацию среды каждой группы.
Гибкое зонирование - организация пересечения различных сфер активности детей.
Стабильность и динамичность – среда меняется с учетом возрастных особенностей детей и с учетом гендерных показателей.
Полифункциональность – реализуется через традиционные приспособления вкупе с модульным оборудованием.
Учебно-методические материалы: макеты, альбомы с фотографиями, стенды, тематические уголки, иллюстративный материал, художественная, познавательная и методическая литература, наборы игр, игрушек и игровых материалов, наборы информационно-дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев);
- повсюду живут люди разных национальностей, которые совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- существуют общие профессиональные и общественные праздники.
Моя малая родина
Формировать представления о родном крае, о его главном городе и его истории, о малой родине. Знакомить с названиями ближайших городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.
Давать представления о некоторых особенностях культуры: фольклоре народа; знакомить с обычаями национальных праздников. Развивать познавательный интерес к истории и культуре малой родине через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов. Донецк
Донецк – столица ДНР
Знакомить детей со столицей нашей Родины, ее достопримечательностями; гуманное отношение к людям разных национальностей; поддерживать и направлять интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит их быт и характер труда.
Символика республики
Знакомить с гимном, флагом, гербом ДНР
Культура и традиции, духовное воспитание
Знакомить детей с традициями ДНР, вызвать интерес к традициям казачества и этносов, проживающих на территории края: гостеприимства, почитания родителей, семейного уклада. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки. Использовать опыт работы с детьми по краеведению и ознакомлению с народным искусством.
Каждая тема занятий с детьми по духовному воспитанию предполагает проведение мероприятий в интересной и доступной для детей форме с использованием иллюстративного материала, наглядных пособий и носит светский характер.
Отчизны верные сыны
Рассказывать о российской армии, знакомство с родами войск; рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представление о Великой отечественной войне, празднике День Победы, прививать детям такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Правила, по которым мы живем.
Учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснить им, почему в одних случаях «так нужно», а других – «нельзя». Усвоение социальных ценностей способствует накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения.
События республики. Приоритетной задачей воспитания дошкольников является организация воспитательно-образовательного процесса, которой решаются вопросы ознакомления с наиболее значимыми событиями
Расширить представления воспитанников о защитниках республики и подвиге народа в годы ВОВ, воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, формировать представление о героизме.
«Педагогическая разминка»
-Я хочу вам предложить задание «Кто быстрее?»
Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
« В соответствии с ГОС ДО предметная среда в дошкольном учреждении называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда)
- Следующая наша игра « Выбери правильный ответ»
Для 1-й команды: Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения) граммы)
Для 2-й команды: Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – это результат реализации какой группы требований ГОС ДО? (Требования к условиям реализации
Для 3-й команды: Про какое количество основных требований к развивающей среде предметно-пространственной в дошкольном учреждении в Стандарте? (5)
- Вашему вниманию, я хочу представить презентацию « Предметно- развивающая среда по духовно- нравственному воспитанию в гр.»Солнышко»
Задание «Волшебники»
В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
(1 – насыщенность
2 – доступность
3 – вариативность
4 – трансформируемость
5 – безопасность
6 – полифункциональность)
-У вас на столах стоят макеты сердец и на них написаны вопросы для первого задания. У каждой команды свой вопрос
«Заполни пропуски»
Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.
Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.
Среда должна обеспечивать богатый выбор для……………………………………………… работы с детьми.
Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..
Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………
(…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями…)
Презинтация
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последние годы. Это касается территориальной принадлежности, нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Свою работу по патриотическому воспитанию я решила начать с воспитания любви, уважения и гордости к своей семье, детскому саду, своей малой Родине.
В нашей группе оформлен уголок нравственно -патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, республике. Они содержат краеведческую информацию.
В оформлении уголка присутствует государственная символика ДНР (флаг, герб, портрет главы республики, виды достопримечательных мест родного города.
Согласно программе «Донбасс - мой край родной !» информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия представлены в уголке по разделам:
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Моя Родина – ДНР»
- «Защитники Отечества»
- «Природа родного края».
Моя семья. Мир ребёнка начинается с его семьи. Любовь и привязанность к Родине также начинается с любви и привязанности к родной семье. Рассматривая альбом «Моя семья», «Профессии семьи», дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, о их занятиях, семейных историях и традициях. Закрепляются представления о профессиях родителей.
И я хотела бы остановиться на гуманном отношении к близким ни не только…
Задание «Цветы толерантности»
- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому
мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- В прошлом году мною был разработан и реализован проект « Моя семья - мое богатство»
В ходе реализации данного проекта у детей расширились нравственные категории , сформировались представления о социальной роли каждого члена семьи. Решению нравственных задач способствовали разнообразные формы работы с детьми: беседы, уроки вежливости, этикета, чтение литературы, оформление семейного альбома, выставки рисунков, вечера досугов и развлечений.
Цель проекта: воспитание любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задание «Собери пословицу, поговорку из отдельных слов»
- Предлагаю командам вспомнить русские пословицы, поговорки о родителях и о Родине. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.
( На столах у команд конверты с тексом современных пословиц).
Игра: «Скажи пословицу иначе»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (фин.) – «Язык до Киева доведёт».
Следующий раздел презентации «Мой город»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В разделе «Мой город» дети знакомятся с историей улиц родного города, с памятниками и памятными местами, славными людьми нашего города, профессиями.
-Давайте, мы скажем комплименты нашему любимому городу Снежное.
Задание «Комплименты любимому городу»
Вам необходимо придумайте по 2 прилагательных о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «Снежное»
Моя Родина –ДНР.
Следующий раздел, представленный в уголке, «Моя Родина –ДНР». Материалы, представленные в разделе способствуют расширению представлений детей о территории ДНР, о значении государственных символов ДНР: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлены дидактические игры «Собери герб», «Собери флаг». Рассматривая альбомы дети знакомятся со столицей нашей ДНР –г.Донецком.
Задание «Вопрос - ответ»
I команда
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
II команда
2.Что означают цвета на флаге ДНР? (черный – уголь, синий – воды Азовского моря, красный – кровь солдат)
III команда
3.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна)
1..Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).
2.Назовите дату провозглашения Донецкой Народной Республики. (11 мая 2014 г.)
3.Назовите особенность герба ДНР? (отсутствуют лапы у орла и Архистратиг Михаил изображается с бородой)
1...Назовите первые строчки гимна ДНР.
(Великий Донбасс – честь и гордость народа,
Богатые недра, леса и поля…
Наш край трудовой – наша жизнь и свобода,
Навеки хранимая Богом земля!)
2..В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).
3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
Природа. Одно из проявлений патриотизма – любовь и бережное отношение к родной природе. Содержание данного раздела способствует формированию представлений о природе родного края, растительном, животном мире, реках, лекарственных растениях. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, т. е формируем основы экологической культуры.
Национальная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, русским национальным костюмом. Тем самым у детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народную мудрости, отраженной в ней. Оформлены дидактические игры: «Подбери головной убор», «Подбери пару (народные инструменты» и т. д.)
Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека народных игр по всем разделам.
Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы – подобрана литература, иллюстрации военной тематики
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно - ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы).
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей .
Задание «Назови направления»
- Задачи патриотического воспитания по типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» определяются несколькими образовательными областями, назовите эти области. (Познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие).
- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и определите название их направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
Модель патриотического воспитания в современных условиях
направления.
Экологическое
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое
Каждый регион, город, село неповторим, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Педагог. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
1.Если педагог – это цвет, то какой?
2.Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
3.Если педагог – это настроение, то какое?
4.Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
5.Если время года, то, какое?
6.Если педагог – это вид спорта, то какой?
7.Если педагог – это цветок, то это…
8.Если педагог – это насекомое, то какое?
9.Если педагог – игра, то какая?
10.Если педагог – это планета?
11.Если педагог – это дерево, то какое?
12.Если педагог – это блюдо, то какое?
13. Если педагог – это животное ,то какое?
14.Если педагог - это драгоценный камень, то какой?
15.Если педагог – это песня , то какая?
16.Если педагог – это фрукт,то какой?
Педагог. Спасибо, большое всем. Видите, как мы с вами ассоциировали
современного педагога.
- Уважаемые коллеги! Мы все понимаем, что нравственно-патриотическое и духовное воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных задач нашего ДОУ . Поэтому из всего сказанного и собранного по крупицам сегодня хочется ответить на поставленные вопросы в начале нашей встречи – Какими средствами и в каких условиях мы можем говорить качестве воспитания юного гражданина и патриота? Как строить эту работу? Ответ – один! Только объединив все составляющие:
- работу с воспитанниками – чтобы малышам было интересно и доступно;
- работу с родителями и социумом - чтобы и тем и другим хотелось делать замечательные дела, в которых и развиваются ростки добра и духовности детей;
- вовремя обеспечив учреждения программно-методическим сопровождением по данной теме, коллективам останется больше времени на конкретную работу со всеми участниками образовательного процесса;
- и если мы в своих учреждениях создадим ту предметную среду, о которой вы так здорово рассказывали сегодня, то это и станет основой для формирования патриотизма и гражданственности.
Обеспечение консолидации сообщества вокруг воспитания в детях
нравственности, патриотизма и духовности будет являться главным фактором оздоровления социокультурной среды. Если не мы-то кто же? Дорогу осилит идущий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"
В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....
«Влияние предметно – развивающей среды ДОУ на духовно – нравственное воспитание детей»
Насыщенность предметно-развивающей среды...
Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...
Доклад на педсовете на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников»
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...