Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovat.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 «Колобок»
Доклад на педсовете на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Таланова С.В.
Г. о. Химки
2017г.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе» .
Духовно-нравственное воспитание в дошкольных организациях является вариативным и добровольным, предусматривает возможности мировоззренческого выбора.
Каждая дошкольная организация, разрабатывая общеобразовательную программу дошкольного образования, включает задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывает их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад.
В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации;
•понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций должен способствовать успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России. Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями, бытом народов России и других стран. Наиболее распространены мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения. Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.
Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами в работе с семьёй. Во многих детских садах совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты такие как «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «История родного края», «Народные промыслы Дона» и многие другие.
Во всех детских садах проводятся народные праздники и развлечения. Наиболее часто в детских садах проводятся такие народные праздники, как Масленица, Осенины, Сороки, праздник Купала.
Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие должно включать в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников: образное воплощение праздничной идеи; доступное для понимания детей содержание; динамичное развитие действия.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения и навыки. В процессе сюжетно-ролевых игр у ребенка формируются такие качества как трудолюбие, коллективизм, умение подчиняться общим правилам и многое другое. В игре у ребенка развивается воля, выдержка, умение уступать и т. д.
Тематика духовно-нравственного воспитания дошкольников должна быть включена и в программы повышения квалификации педагогов. Необходимы научно-практические семинары, мастер-классы, педагогические чтения и т. д. по теме духовно-нравственного развития дошкольников.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Доклад на педсовете на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников»
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личност...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...