Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
статья (старшая, подготовительная группа)

В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений

Что такое патриотическое воспитание?

В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотическое воспитание многогранно, включает в себя следующие компоненты:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому наша главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

В настоящее время понятие "патриотизм" имеет множество определений и, соответственно, разное содержание.

В их совокупности патриотизм рассматривается как ценностная установка, сознание, мировоззрение, чувство и качество личности. Его целью является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В своей деятельности я определила для себя следующее понятие патриотического воспитания: это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):

•        Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

•        Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

•        Воспитание уважения к труду;

•        Развитие интереса к русским (калмыцким) традициям и промыслам;

•        Формирование элементарных знаний о правах человека;

•        Расширение представлений о городах России;

•        Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

•        Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

•        Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Классические методы, приемы, технологии патриотического воспитания

В работе с дошкольниками я использую стандартные, классические методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника.

  • Беседы о родном крае и о Родине. Работа начинается с семьи, постепенно переходит от малого к большому — детский сад, родной город, страна. Дети собирают и рассматривают фотографии семейного альбома, готовят подарки для членов семьи, участвуют в совместных с родителями мероприятиях, У детей формируются представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
  • Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей, разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок
  • Использование аудио-и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
  • Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
  • Целевые прогулки и экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания).
  • Создание мини-музеев боевой и трудовой славы, защитников отечества. Подготовка тематических выставок и газет, посвященных памятным датам.
  • Приобщение детей к трудовой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу (дежурство, помощь воспитателю в уборке участка).
  • Также одним из способов патриотического воспитания я выбрала взаимодействие с социальными партнерами

Социальное партнерство как средство патриотического воспитания

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Организация связи с социумом позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, воспитывать патриотические чувства дошкольников.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

o        Сотрудничество с семьей. Самыми первыми, близкими и главными нашими партнерами - родителями воспитанников. Они активные участники и помощники во всех наших начинаниях – соревнованиях, конкурсах, выставках, праздниках и развлечениях для детей, субботниках.

o        Традицией стало проведение праздников, посвященных Дню защитника Отечества и 9 мая: проводятся познавательные мероприятия, где дети выполняют различные задания, читают стихи, разгадывают ребусы, знакомятся с Советскими маршалами, былинными богатырями.

o        Взаимодействие детского сада фольклорного центра Красная горка. При регулярном взаимодействии происходит знакомство детей с традициями песенного, музыкального и театрального народного исполнительства

o        Партнерство ДОУ и историко-краеведческого музея г. Екатеринбурга. Дает возможность знакомства с историей малой Родины, природой, культурой и искусством родного края, бытом русского народа.

o        Работа с военно-историческим объединением «Урал-Фронт», с его поддержкой в детском саду проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»

в работе представлена вариант использования окружающей природы в патриотическом воспитании детей....

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей....