Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
статья (старшая, подготовительная группа)
В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
Что такое патриотическое воспитание?
В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотическое воспитание многогранно, включает в себя следующие компоненты:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому наша главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
В настоящее время понятие "патриотизм" имеет множество определений и, соответственно, разное содержание.
В их совокупности патриотизм рассматривается как ценностная установка, сознание, мировоззрение, чувство и качество личности. Его целью является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
В своей деятельности я определила для себя следующее понятие патриотического воспитания: это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду;
• Развитие интереса к русским (калмыцким) традициям и промыслам;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Расширение представлений о городах России;
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Классические методы, приемы, технологии патриотического воспитания
В работе с дошкольниками я использую стандартные, классические методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника.
- Беседы о родном крае и о Родине. Работа начинается с семьи, постепенно переходит от малого к большому — детский сад, родной город, страна. Дети собирают и рассматривают фотографии семейного альбома, готовят подарки для членов семьи, участвуют в совместных с родителями мероприятиях, У детей формируются представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей, разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок
- Использование аудио-и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
- Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
- Целевые прогулки и экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания).
- Создание мини-музеев боевой и трудовой славы, защитников отечества. Подготовка тематических выставок и газет, посвященных памятным датам.
- Приобщение детей к трудовой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу (дежурство, помощь воспитателю в уборке участка).
- Также одним из способов патриотического воспитания я выбрала взаимодействие с социальными партнерами
Социальное партнерство как средство патриотического воспитания
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Организация связи с социумом позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, воспитывать патриотические чувства дошкольников.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
o Сотрудничество с семьей. Самыми первыми, близкими и главными нашими партнерами - родителями воспитанников. Они активные участники и помощники во всех наших начинаниях – соревнованиях, конкурсах, выставках, праздниках и развлечениях для детей, субботниках.
o Традицией стало проведение праздников, посвященных Дню защитника Отечества и 9 мая: проводятся познавательные мероприятия, где дети выполняют различные задания, читают стихи, разгадывают ребусы, знакомятся с Советскими маршалами, былинными богатырями.
o Взаимодействие детского сада фольклорного центра Красная горка. При регулярном взаимодействии происходит знакомство детей с традициями песенного, музыкального и театрального народного исполнительства
o Партнерство ДОУ и историко-краеведческого музея г. Екатеринбурга. Дает возможность знакомства с историей малой Родины, природой, культурой и искусством родного края, бытом русского народа.
o Работа с военно-историческим объединением «Урал-Фронт», с его поддержкой в детском саду проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом
Знакомство детей с родным городом, достопримечательностями...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»
в работе представлена вариант использования окружающей природы в патриотическом воспитании детей....
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...
Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей....