Развитие самостоятельности детей в условиях воспитания в ДОУ
консультация
Консультация для педагогов ДОУ по теме "Развитие самостоятельности детей в условиях воспитания в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_v_usloviyah_dou.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Воспитатель: Ковырдюлина А.В.
Тема: «Развитие самостоятельности детей в условиях воспитания в ДОУ»
Цель:
Формы организации: круглый стол.
Материалы и оборудование: ИКТ.
Структура:
I. Вводная часть.
а) вводная беседа «На что похожа самостоятельность?».
II. Основная часть.
а) компоненты развития самостоятельности;
б) субъективность самостоятельности;
в) из чего складывается самостоятельность;
г) несамостоятельность;
д) как сформировать самостоятельность в условиях ДОУ.
III. Заключительная часть.
а) рефлексия;
б) рекомендации для родителей.
Ход:
I. Вводная часть.
На что похожа самостоятельность?
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
И чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили «несовершенств», но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился «позитивистский» подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»; «способность рассчитывать только на свои силы»; «независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество»; «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»; «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому». Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.
II. Основная часть.
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями «зрелой» самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?
Правило 1
Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.
Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.
Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на «самостоятельных» и «несамостоятельных», могут поменяться местами.
Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:
1. Интеллектуальный: формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д.
2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.
3. Волевой: уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.
Помните: каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не очень увлекайтесь возрастными нормами, а сравнивайте самостоятельность ребенка с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально.
Правило 2
Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.
Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.
Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.
По большому счету – этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым. К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.
Правило 3
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Из чего складывается самостоятельность?
До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели».
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью.
Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с «нормой».
Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство.
Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.
В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности.
Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ребенок в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. «Пробелы» в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты «цепной реакцией» – минусами в последующем.
Как выглядит несамостоятельность?
Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его «глупым» затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Ребенок «мается», не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на взрослого: капризничает, нарушает запреты, выводит из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик.
Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности, когда нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т. д.
Что мы можем сделать?
В условиях ДОУ детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребенка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предоставьте детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекайте их к участию в планировании работы. В большинстве случаев – это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому стоит организовывать целевые прогулки, экскурсии, во время которых появляется возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Так дети могут увидеть работу строителей, дворников, поваров и т. д. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, дадут пищу для разговоров, сформируют общие интересы и помогут воспитывать у детей активность в труде.
2. Продуктивные виды деятельности.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе можно оборудовать «Центр творчества», который создается по принципу доступности и мобильности. В этом центре собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). И все эти материалы могут быть изготовлены во время режимных моментов самими детьми.
3. Коммуникативная деятельность.
Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.
Но особенно увлекательной для детей может стать театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми подготавливаются атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под руководством взрослого, изготавливают отдельные предметы одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.
4. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе создается особая предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.
В группе располагаются разнообразные схемы, пиктограммы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.
Нужно помнить, что организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.
III. Заключительная часть.
«Самостоятельность» – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Приложение 1.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ по воспитанию активной и самостоятельной личности:
- Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия.
- Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением.
- Помогайте ребёнку там, где он просит.
- Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело.
- Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия).
- Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.).
- Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.
- Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
- Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность.
- Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор – убери его на место. Вылил молоко на пол – вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность.
- Если ребёнок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это.
- Ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната).
- Запрещая что-то делать ребёнку не забудьте ему сказать, что делать можно.
- Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, – разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается).
- Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня.
- Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи).
- Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может.
- Ребёнок учится выбирать: «Какой дорогой мы пойдём домой из садика? А почему ты хочешь пойти этой дорогой?», «Какую кофточку ты хочешь сегодня надеть. А почему?». «Как нужно поступить в этой ситуации? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы я поступила: угадай!»
Приложение 2.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЛИ И УСИДЧИВОСТИ РЕБЁНКА:
- Собирание разрезанных картинок (пазлов).
- Развязывание узелков, зашнуровывание ботинок.
- Развивающие игры Монтессори (деревянные игрушки с дырочками, к которым необходимо деревянной иглой со шнурочком пришить что-либо).
- Мытьё посуды.
- Игры ЛЕГО или другой конструктор.
- Выполнение задания по времени: «Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре "1". Тебе нужно рисовать до тех пор, когда стрелка подойдет к цифре "4"».
- Выполнение задания по инструкции: «Нарисуй одну строчку кружков» или «Сядь на стульчик и сосчитай до десяти. Только после этого ты можешь встать».
- Задания с нарастанием усилия: «Нарисуй один квадратик, только постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал? А теперь нарисуй еще один, такой же красивый и даже еще лучше».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
рекомендации как развить самостоятельность детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей: "О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста".
В материале говорится о том, как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности....
Самостоятельность детей в трудовом воспитании
Самостоятельность в труде проявляется в умении ребенка наблюдать за трудом взрослых. Эго одна из важных задач дошкольного учреждения....
Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.
Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...
Педсовет "Поддержка инициативы и самостоятельности детей в условиях введения ФГОС в ДОУ"
Целевые ориентиры, определенные ФГОС:Целевые ориентиры, определенные ФГОС: - проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - способен выбир...
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...