Консультация для родителей: "О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста".
консультация (младшая группа) на тему
В материале говорится о том, как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_razvitii_samostoyatelnosti_detey_mladshego_vozrasta.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
В семье растёт малыш. Как хочется нам, родителям, чтоб он стал успешным и счастливым. С самого раннего возраста мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развить его способности. Однако, всегда ли дожидаемся одинакового результата?
Мама четырёхлетней девочки пришла на консультацию и доверительно пожаловалась на свою дочь: «Ксюша способная девочка, а буквы учить буквы не хочет. Я бросила работу, ходила на курсы, освоила методику Зайцева (методика раннего обучения чтению). Приобрела кубики и стараюсь каждый день с ней заниматься. Но она почему-то ленится, раскидывает кубики, отказывается пропевать слоги. Прошло три месяца, а сдвигов никаких нет. Может, для неё не подходит эта методика, надо взять другую?»
Конечно, дело не в методике, а в отношении Ксюшиной мамы к обучению дочки. Мама считает, что малышка «должна учить», в то время как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности. По-видимому, мама не сумела исподволь, играя в буквы и слова, постепенно развить интерес дочки к чтению, а затем слишком энергично взялась за дело и своими «лобовыми» требованиями отбила у девочки всякое желание осваивать буквы и складывать слова. Теперь уже и постоянные занятия, и мамино давление вряд ли изменят ситуацию в лучшую сторону, поскольку у ребёнка уже сложилось, по-видимому, достаточно негативное отношение к маминым занятиям. Лучше всего оставить девочку в покое и подумать над тем, как развивать её интерес к словам и буквам.
Нередко подобные проблемы возникают не только с чтением, но и вообще при попытках взрослых чему-либо обучать ребёнка – музыке, рисованию и даже танцам, не говоря уже о более прозаических задачах развития элементарных навыках гигиены. Целенаправленное развитие способностей, формирование конкретных умений и навыков – непростая задача. Чтобы помочь Ксюшиной маме, попробуем разобраться, каким образом у маленького ребёнка формируются те или иные способности.
Как показывает само слово «способность», речь идёт только о приобретении некоего качества, сколько об освоении определённого способа действия. Сразу отметим два ключевых момента:
- Разные способы действий (и, следовательно, любые способности) появляются за ребёнка, или, точнее, формируются у него, исключительно в процессе его собственной активной деятельности;
- От природы все дети достаточно активны, хоть и по-разному – в зависимости от темперамента, состояния здоровья, настроения и т. п.
Торможение активности ребёнка всегда имеет определённые причины: плохое самочувствие, физические трудности, несовпадение желаний ребёнка с тем, что хотят (требуют) от него взрослые и т.п. Иначе говоря, психологически «лень» маленького ребёнка – это не плохое поведение, а неестественное состояние организма.
Изначально, в раннем детстве, лень возникает как защитная реакция ребёнка, как его ответ на нежелательную, - грубо навязываемую, слишком трудную или несвоевременную, одним словом – неприятную для него деятельность. Другое дело, что повторяющаяся реакция может стать впоследствии типичной для данного ребёнка и тем самым превратиться в устойчивую характеристику его личности. Заметим, что в жизни лень зачастую проявляется не вообще, а в отношении только определённой, нежелательной для человека деятельности – в учёбе, на работе… Зато, в свободное время этот же человек может быть очень активным. Ведь не случайно отпетые двоечники – нередко самые предприимчивые хулиганы. Но если лень в раннем детстве проявляется так часто, что становится наиболее привычным ответом ребёнка на требования взрослых, то со временем вырастает ленивое нерасторопное существо, которому «ничего не охота», всё «до лампочки», лишь бы не напрягаться. Хотя нормальному человеку бездействовать психологически тяжело, а его успешность в деятельности не только приятное, но и необходимое условие удовлетворённостью жизнью. Успех позитивный результат – вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность, потребности «быть активным». Можно сказать, что собственный, самостоятельно достигнутый успешный результат в той или иной деятельности – это и есть главный «воспитатель» любой способности.
Успешность ребёнка в разных видах деятельности существенно зависит от его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. И они с удивлением обнаруживают, что ребёнок отстаёт от сверстников, только когда начинают, например, водить его в детский сад.
Действительно, оказавшись в детском саду, многие трёхлетки уверенно чувствуют себя среди детей, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык с другими детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры и развитие речи-какая связь?...
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации
Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выбо...
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора
В консультации рассказывается как можно в повседневной жизни использовать малые формы фольклора для развития речи детей...