Иновационно – образовательное пространство группы ДОУ Посредством внедрения технологии М.Монтессори.
материал (подготовительная группа)

Совершенствование образовательного пространства группы детского сада, организация его в соответствии с современными запросами общества, создание неповторимого облика образовательного учреждения - все это требование практики, стимулирующее нас педагогов к инновационной деятельности. В современной литературе педагогическая система ММонтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. В педагогики ММонтессори нас  привлекли идеи саморазвития и самовоспитания детей в специально подготовленной среде, учитывающей сенситивные периоды развития, потребности, интересы, индивидуальный темп развития дошкольников. Совершенствование образовательного пространства группы детского сада, организация его в соответствии с современными запросами общества, создание неповторимого облика образовательного учреждения - все это требование практики, стимулирующее нас педагогов к инновационной деятельности. В современной литературе педагогическая система ММонтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. В педагогики ММонтессори нас  привлекли идеи саморазвития и самовоспитания детей в специально подготовленной среде, учитывающей сенситивные периоды развития, потребности, интересы, индивидуальный темп развития дошкольников. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иновационно – образовательное пространство группы ДОУ Посредством внедрения технологии М.Монтессори.

Стратегическая задача развития современного дошкольного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, по мнению многих авторов, согласуется с современной философией и принципами дошкольного образования, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Педагогика М. Монтессори позволяет обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие. Совершенствование образовательного пространства группы детского сада, организация его в соответствии с современными запросами общества, создание неповторимого облика образовательного учреждения - все это требование практики, стимулирующее нас педагогов к инновационной деятельности. В современной литературе педагогическая система М. Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. В педагогики М. Монтессори нас  привлекли идеи саморазвития и самовоспитания детей в специально подготовленной среде, учитывающей сенситивные периоды развития, потребности, интересы, индивидуальный темп развития дошкольников. 

 В нашей группе работа по педагогике М. Монтессори организована по упрощённой модели. Группа сформирована по разновозрастному принципу. Рассмотрение перспектив работы по педагогике М. Монтессори, позволило нам определить, что решающим фактором успеха является создание организационно-педагогических условий. К ним мы относим развивающую среду. Для внедрения в практику данной педагогики мы прошли курсовую подготовку в институте развития образования по программе: «Педагогика М. Монтессори: содержание и организация образовательной деятельности в условиях МБДОУ» Также для повышения и профессионального мастерства в детском саду была организована работа постоянно действующего семинара, где были охвачены вопросы: «Основные положения и педагогические принципы системы Монтессори», «Создание условий для реализации педагогики М. Монтессори», «Внедрение педагогики М. Монтессори в работу дошкольных образовательных учреждений», «Реализация инновационного потенциала педагогики М. Монтессори в контексте ФГОС дошкольного образования», «Развивающая предметно-пространственная среда как важнейший элемент педагогики М. Монтессори», «Самостоятельная деятельность детей в группе Монтессори», «Использование элементов системы педагогики М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО». Огромное значение в развитии ребёнка имеют предоставленные ему возможности для естественного и свободного развития. Поэтому создание организационно-педагогической среды есть неотъемлемая задача каждого педагога и всего коллектива дошкольной организации в целом. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Роль воспитателя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. В обустройстве обучающей среды группы мы располагали материал так, чтобы все дидактические материалы были доступны для ребенка, мебель была легкой и мобильной, чтобы была возможность переставлять стулья и столы в соответствии с потребностями детей работать одному или в группе.  Мы организовали  развивающую среду и предоставили  детям свободу выбора: - материала; - места работы; - времени для работы; - партнеров для работы.

В нашей группе все дидактические  Монтессори – материалы распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:  Зона практической жизни, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей. Зона языкового развития (речевая зона), включающая в себя материалы по развитию речи. Зона естественнонаучного воспитания, включающая материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности. Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. Сами же материалы в каждой из зон соответствуют следующим требованиям: - соответствие возрасту, силе, росту ребенка; - эстетичность материалов; - притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним); - все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме. Все материалы представленны в  единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом. Дети трудно запоминают пространственные отношения. В группе у нас работает событийная доска. Которая разделена на три части «вчера», «сегодня», «завтра». Где дети планируют свою работу.

 Система Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников, а значит сделать его безболезненным для становления личности ребенка. Работа с детьми без повелительного наклонения, позволяет сформировать у них такие качества как трудолюбие, любознательность, самостоятельность, что очень важно, на наш взгляд в дошкольном возрасте. Многообразие дидактических материалов Марии Монтессори способствует развитию у детей познавательных способностей, повышает их познавательную активность, а это является одним из важных условий успешного обучения. Возможность самоконтроля при работе с материалами помогает детям почувствовать себя независимыми, самостоятельными. Создание атмосферы доверия, уважения к личности ребенка является основным требованием к работе педагога в Монтессори – группе детского сада. Подобная атмосфера помогает детям стремительно продвигаться в своем развитии, как полноценная, активная, самодеятельная личность. Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Благодаря внедрению Монтессори-аналогов мы добились следующих результатов:

раннее развитие мелкой моторики рук;

высоко развитая любознательность, пытливость;

высокий уровень самообслуживания;

развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

умение строить программу саморазвития;

видеть и исправлять собственные ошибки;

раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

Опыт работы показал, что использование в группе технологии  М.Монтессори— это наиболее эффективное средство для самообразования детей дошкольного возраста. Считаем, что внедрение инновационных технологий, а именно технологии М.Монтессори помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для развития способностей детей, формирует у детей устойчивое стремление получать новые знания, обеспечивает сохранение индивидуальности. При этом наши дети могут быть свободными и разными. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функция ребенка.

Удовольствие от работы, испытываемое ребенком, передается нам в форме самоуважения и желания совершенствоваться, свобода в сочетании с самодисциплиной позволяет раскрыться и детям, и  нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания образовательного процесса в ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий физического и психомоторного развития детей.

Данная статья раскрывает опыт работы учреждения в рамках  деятельности городской опорной площадки по проблемам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс детског...

«Развитие фонематического восприятия в организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ посредством инновационных технологий».

Конспект организованной образовательной деятельности «Лесная школа» для детей подготовительной группы, имеющих фонематическое или фонетико – фонематическое недоразвитие речи,(на дифференциацию Ш-Ж)....

Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"

Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения технологий эффективной социализации «Социальные акции», «Дети-волонтёры"

Современные технологии эффективной социализации направлены, прежде всего, на формирование  гражданской позиции у дошкольников, а также являются тем средством и способом, который позволяет реально...

Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии лего-конструирования

Появление «пространственных» терминов в активном словаре дошкольника совершенствует грамматический строй устной и письменной речи. При этом необходимо использовать специальные средства обу...

Социализация детей с ТНР посредством внедрения технологии «Утренний и вечерний круг»

Технология утреннего и вечернего круга способствует позитивной социализации детей. Участие в совместной деятельности с другими развивает умение вести себя адекватно в обществе детей и взрослых. Ребёно...