Проект "Воздух - фокусник"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста. дети с удовольствием исследуют воздух, проводя различные опыты с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_-_fokusnik.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ТЕМА: «Воздух – фокусник»
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель; родители.
Время проведения: краткосрочный (1,5 месяца).
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Проблема (или проблемные вопросы):
-Что такое воздух?
-Зачем он нужен людям и растениям?
-Как можно увидеть воздух?
Обоснование проблемы: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому я решила создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?». Привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности детей.
Актуальность.
Актуальность заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Экспериментальные опыты, которые используются в проекте, помогают ребёнку приобрести новые знания о признаках веществ. Опыты помогают определить скрытые свойства веществ, глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы, воспитывается самостоятельность.
Ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
2.Познакомить со свойствами воздуха и ролью в жизни человека.
3. Сформировать представления о движении воздуха.
4. Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.
5. Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путем.
Гипотеза: Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития проектной исследовательской деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
-У детей стойко сформируется представление о воздухе, его свойствах, причинах возникновения ветра.
- Многочисленные опыты вызовут у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Дети приобретут знания о том, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
-Дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Этапы проекта.
1.Погружение в проект: Надувая воздушные шары детям стало интересно, почему надуваются шары. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему:
« Что такое воздух?», «Откуда он берется?». В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1)Узнать про воздух, как можно больше.
2) Провести опыты с воздухом.
2. Организация исследования в рамках проекта.
- Рассказ воспитателя «Что такое воздух». Цель: Познакомить с воздухом как смесью различных газов. Дать представления о том, что в воздухе есть кислород, который необходим всему живому, растения насыщают планету кислородом. Формировать чувство экологической ответственности за поведение в природе. Оборудование: Иллюстрации растений и человека, схема-модель воздуха.
- Ситуация общения «Как нужно правильно дышать». Цель: Дать представления о том, как важно правильно дышать — носом (а не ртом), чтобы в организм не попали пыль и микробы, при дыхании носом воздух очищается. Оборудование: Модель-схема дыхания человека.
- Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями). Цель: Закреплять представления о воздухе. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дуть в соломинки до появления пенной шапки, прикладывать к ней лист бумаги, получать разноцветные отпечатки, дорисовывать детали. Развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Стаканы с мыльной цветной водой, соломинки, листы бумаги, краски и кисти для дорисовывания деталей.
- Творческая мастерская: «Музыка ветра» (раздувание пятна). Цель: Расширять представления о возможностях ветра («может рисовать»). Познакомить с техникой «раздувания пятна»; развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Листы бумаги, краска, вода, кисти, трубочки.
- Наблюдение «Здравствуй, ветер». Цель: Познакомить с ветром как свойством воздуха. Учить делать выводы на основе личных впечатлений. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Флюгер.
- Наблюдение «Ветер и облака». Цель: Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
- Чтение: «Сказка о ветре и цветке». Цель: Познакомить с полезными и разрушительными свойствами ветра. Учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведение и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; листы бумаги, цветные карандаши.
- Чтение: «Как воздух заболел». Цель: Расширять представления о свойствах воздуха. Формировать желание заботиться о природе (не загрязнять воздух, заботиться о его чистоте). Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.
- Викторина «Что умеет ветер?». Цель: Расширять представления о возможностях ветра (может шуметь, гудеть, качать деревья, налетать, освежать и т.д.). Познакомить с разрушающим действием ветра (разрушает дома, ломает деревья в саду и т.д.) и как он может помогать (надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.) Оборудование: Иллюстрации «ветер-друг» и «ветер-враг», детская энциклопедия.
- Игры-забавы с ветром. Цель: Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.
- Мультзал: Серия «Дудочка» (м/ф «Лунтик»). Цель: Закреплять представление о свойстве ветра издавать звуки.
Опыт № 1 «Где спрятался воздух?»
Рассмотреть целлофановый пакет – он пустой. Взмахнуть им и быстро закрутить – пакет наполнился воздухом и стал упругим. Что теперь в пакете? Посмотреть на руку через пакет. Видна ли рука? Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Пакет надулся. Попробуйте сдавить пакет. Не получается? Потому что в нем находится воздух. Где это можно использовать? Воздух не имеет формы, но принимает форму того предмета, в который он попадает.
Проверим, действительно ли внутри воздух. Возьмём острую палочку и осторожно проткнём мешочек. Поднесём его к лицу и нажмём на него руками. Что чувствуем? Мы его не видим, но слышим и чувствуем. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт № 2 «Ветер – это движение воздуха»
Разорвём тонкую бумагу на мелкие кусочки, положим на край стола. Резко взмахнём над ними веером. Что произошло? Кусочки бумаги разлетелись, хотя до них никто не дотрагивался. Воздух пришёл в движение от взмаха веера. Движение воздуха это и есть ветер.
Опустим парусник в таз с водой. Помашем веером. Создавая «ветер»: парусник начнёт двигаться. Движение воздуха – ветер, толкает парусник.
Опыт № 3 «Как увидеть воздух»
Воздухом мы дышим через рот или нос, а потом выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Погрузим трубочку в стакан с водой и подуем. Что видим? Появились пузырьки на воде. Пузырьки –это воздух, он выходит из трубочки и поднимается на поверхность. Это потому что, воздух лёгкий, он легче воды. Воздух легче воды.
Опыт № 4 «Имеет ли воздух вес?»
Два одинаково надутых шара привязаны к весам. Проткнём острым предметом один шар. Воздух из шарика вышел. А конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Шарик легче без воздуха. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик, опять восстановилось равновесие. Воздух имеет вес.
В результате исследовательской деятельности дети самостоятельно пришли к выводам: - воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, но его можно
почувствовать;
- не имеет формы, но приобретает форму того предмета, в который
он попадает;
- в воде есть воздух, он легче воды;
- ветер – это движение воздуха;
- воздух имеет.
- Итоговое занятие «Воздух-фокусник». Цель: Закреплять представления о том, что воздух присутствует везде и необходим всему живому. Систематизировать знания о свойствах воздуха. Учить находить игрушки, в которых «спрятался» воздух. Формировать бережное отношение к природе. Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Воздух в природе»; карточки-схемы опытов; рисунки-схемы свойств;большие стаканы с водой, маленькие пустые стаканы;разные игрушки, среди которых есть мяч, надувной спасательный круг, колесо, надувные игрушки; ЭкоСова.
План работы с родителями
1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.
2. Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?»
3. Рекомендации «Как провести опыты с воздухом?»
4. Рекомендации «Воздух в вашей квартире»
5. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.
6. Фотовыставка «Красота родной природы».
7. Выставка рисунков «Спасите нашу планету!»
Продукт, полученный в результате реализации проекта:
Картотека «Опыты для любопытных ребят».
Папка-передвижка для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома».
Фотовыставка «Наши интересные дела»
Выставка рисунков «Мыльными пузырями и раздувание краски».
Рисунки то, что портит и загрязняет воздух «Дерево для тётушки экологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия в млашей группе( для детей с нарушением зрения). "Хрюша -фокусник".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3384386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3384387","at...
Мы -фокусники
Занятие по развитию элементарных естественнонаучных представлений в средней группе....
Конспект интегрированного занятия по математике и ручному труду в подготовительной группе. "Веселый фокусник"
В игровой форме "фокусник" повторяет с детьми числа, состав чисел, а затем воспитатель решает с детьми задачки инсценированные задачи в стихах....
Интегрированное занятие "Мыло - фокусник"
интегрированное занятие по сенсорике и экспериментированию....
Конспект занятия-опыт в младшей группе"Мыло-фокусник."
Познакомить детей со свойствами и назначением мыла;развивать наблюдательность,любознательность,смекалку;закрепить правила безопасности при работе с мылом....
Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».
Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...
НОД "В лаборатории фокусника"
Программа "Детство", старшая группа...