НОД "В лаборатории фокусника"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области
В ЛАБОРАТОРИИ У ФОКУСНИКА
(непосредственно образовательная деятельность)
примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,
старшая группа.
Номинация: «развивающий характер обучения»
Коршикова С.Ю., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№2 «Сказка» поселка Троицкий
В ЛАБОРАТОРИИ У ФОКУСНИКА
(непосредственно образовательная деятельность)
Номинация: «развивающий характер обучения»
примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,
старшая группа.
Коршикова С.Ю., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№2 «Сказка» поселка Троицкий
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть, плотность; закрепить свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха, цвета, изменение состояния воды.
Программное содержание:
Расширять представления детей о свойствах воды;
Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами;
Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;
Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации,
Планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
Формировать художественно-эстетические умения, прививать любовь к рисованию;
Активизировать словарь ребёнка;
Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Материал и оборудование: баночки с водой, эфирные масла (кофе, фруктовая эссенция, мята и др.) пипетки, пластмассовый шар, тазик, емкость с широким горлышком, баночки – гантели с окрашенными в цвета радуги крышками, форма лаборанта для каждого ребёнка, резиновые груши маленького размера, большой воздушный шар (туча), схемы, карточки со свойствами воды, блок-схемы, пейзаж, презентация, емкость с с ароможидкостью, зонтик.
Музыкальное сопровождение: звук грозы и дождя, «Походная», «Хрустальный дождь», для физминутки.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Юрьевна. Я рада вас видеть в хорошем настроении и надеюсь, что оно не изменится до конца нашей встречи.
- Вы любите фокусы? У меня есть электронное приглашение от настоящего фокусника-профессора, просмотрим его. (видео слайд с приглашением)
Здравствуйте, мои друзья! Я профессор и приглашаю вас к себе в лабораторию. С нетерпением жду встречи. Здесь вы узнаете некоторые секреты!!!
Воспитатель:
- А вы заметили, что профессор не мужчина, а женщина. Я вам открою секрет. Слово профессор обозначает ученое звание и мужчины, и женщины.
Ребята, мы принимаем приглашение? Тогда отправляемся в лабораторию? Повторяйте движения за мной.
( дети повторяют движения за воспитателем под музыку)
По дороге, по дороге, по дороге мы идем,
Ноги выше поднимаем,
Мы к профессору идём.
Там секреты мы узнаем,
Много нового познаем.
Воспитатель:
(В сторонке висит туча)
- Ну, вот мы и пришли! Кто мне скажет, что в лаборатории принято надевать? (слайд с лабораторией и лаборантами)
Дети: спецодежду: халат, колпак
Воспитатель:
- Не будем нарушать правила. (надевают халаты и колпаки)
- Друзья, к нам снова пришло электронное письмо, просмотрим его на экране.(подходим к экрану)
Профессор приветствует и показывает демонстрационный фокус.
«Моментальная заморозка воды»
Вот вы и пришли в мою лабораторию, чему я очень рада.
А сейчас я вам покажу один фокус.
Описание: Предварительно хорошо закрепить в непрозрачный стакан губку или бумажные салфетки, сверху кусочки льда. На глазах у зрителей в стакан наливается вода, а при переворачивании стакана, высыпается лёд. Вода тем самым впиталась в губку или салфетки.
Воспитатель:
- Ребята, что же произошло с водой?
Дети: вода замерзла, заморозилась, превратилась в лёд.
Воспитатель: Значит лёд – это тоже вода, только замороженная. А что ещё можно сказать о замёрзшей воде?
Дети: прозрачная, твердая, хрупкая, холодная)
«Рисование водой»
(свойство воды текучесть)
Воспитатель: А знаете ли вы, что водой можно рисовать? Мы попробуем с дорисовать пейзаж. Подойдём к мольберту, возьмём в руки брызгалки и нарисуем дождь на бумаге.
(дети брызгают водой, окрашенной в синий цвет)
Воспитатель: посмотрите, у нас получился настоящий дождливый пейзаж, Как при этом вела себя вода?
Дети: текла,
Воспитатель: значит вода - текучая. Повторите вместе со мной.
Дети: текучая.
Воспитатель: А кто знает, что произойдет с водой, если её нагреть?
Дети: она испарится, превратится в пар.
Воспитатель: Вот и у нас от испарения образовалась туча. На неё (на белые квадратики), вы будете помещать результаты открытий. О каких свойствах воды мы узнали из фокуса?
Дети: из фокуса мы узнали, что вода может быть твердой, прозрачной, холодной. (карточки вручаются ребёнку, правильно ответившему на вопрос,
прикрепляем карточки к тучке)
Воспитатель: А о каком свойстве вы узнали, рисуя пейзаж?
Дети: что вода текучая.(крепим на тучку)
Воспитатель: А теперь наши руки должны немного отдохнуть от непростого рисования. (слайд с солнцем и звук воды, дети имитируют движения
Пальчиковая гимнастика
Руки мы в воде помоем,
А потом лицо умоем,
Руки к солнцу поднесем
Капля испарится.
Туча пар весь соберет,
В дождик превратится
2 стол остановка «Чем пахнет».
(свойство воды отсутствие запаха)
Воспитатель: Теперь присядьте за рабочие места и скажите, что вы видите перед собой.
Дети: (перечисляют по очереди ) схема, баночка с водой, пипетка, жидкость. (схема увеличена на экране)
Воспитатель: Обратите внимание на схему, как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: рассматривают, рассказывают об этапах работы по схеме
- Нужно понюхать, сделать вывод, капнуть капли из пузырька, сделать вывод.
Воспитатель: Хорошо, тогда приступим к работе и будем следовать схеме.
1. Возьмем в руки баночку и понюхаем воду. Чем она пахнет?
Дети: ничем не пахнет
Воспитатель: (обращает внимание на экран со схемой)
2. Что можно сказать о запахе чистой воды? (показать карточку «перечеркнутый нос»)
Дети: Чистая вода не имеет запаха. (крепим карточку)
Воспитатель: (снова обращается к схеме)
3. Наберём пипеткой несколько капель неизвестной жидкости, и капнем в баночку с водой? Какой запах приобрела она?
Дети: (по очереди говорят у кого какой запах) приятный, вкусный, невкусный.
Воспитатель: Что можно сказать о запахе воды, когда в ней растворяется другая жидкость (показать карточку «стакан с каплей и нос»)
Дети: вода приобретает запах. (крепим карточку на тучку)
3 стол остановка Физминутка «Радуга»
(свойство воды бесцветность)
Воспитатель:
Давайте немного отвлечемся от работы и потанцуем.
- Возьмите в руки необычные гантели, повторяйте за мной.
Гантели в руки мы возьмём, (наклоняемся и берём гантели в обе руки)
И немного потрясем. (трясем их обеими руками перед собой)
Вместе мы попрыгаем, (прыгаем, трясем гантели над головой)
Руками мы подвигаем. (махи обеих рук по сторонам)
Вот так, вот так, (шагаем, в такт трясём перед собой)
Будем весело трясти.
Вот так, вот так, (кружимся на носочках вокруг себя)
Что за чудо посмотри! (протягиваем руки перед собой
Воспитатель: Ой, посмотрите, что случилось с водой в гантелях?
Дети: она стала цветной.
Воспитатель: Какие цвета получились у вас?
Дети перечисляют по очереди
Воспитатель: (к,о,ж,з,г,с,ф, один прозрачный, потому, что соединяясь эти цвета дают дневной свет). Вам ничего это не напоминает? Обратить внимание на экран (Слайд с радугой)
Дети: Это цвета радуги
Воспитатель: Ребята, вы показали фокус, сами того не замечая!
Кто из вас догадался, в чем секрет? (в случае затруднения раскрыть секрет фокуса)
Дети: вода окрасилась.
Воспитатель: А что можно сказать о цвете обычной воды? (показ карточки «стакан с бесцветной водой»)
Дети: обычная вода не имеет цвета, она бесцветная, (помещают карточку на тучку)
4 стол остановка (проблемная ситуация)
(свойство плотности):
Воспитатель: Молодцы. А профессор - фокусник приготовила для вас ещё одно задание. Послушаем, в чем оно заключается. (подходим к экрану)
«Вам нужно достать из банки предметы, так, чтобы не касаться их руками.
Подсказка: вам поможет одно из свойств воды»
Воспитатель: Я думаю, что вы и с этим заданием справитесь, проходите к исследовательскому столу.
(На столе банка с мелкими лёгкими предметами, заранее приготовленный большой объем воды, таз)
Воспитатель: Какие будут ваши предложения?
Дети обдумывают, предлагают свои действия, приходят к выводу, что нужно вливать воду, пока она не польется через край вместе с предметами. Проделывают эти действия.
Воспитатель: Вода имеет свойство плотности и может наполнить любой сосуд, вытолкнув любой легкий предмет. (слайд с сосудами)
Повторите свойство воды, которое вам помогло – плотность.
Дети повторяют: Это плотность, (помещают карточку на тучку).
Игра - обобщение
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания профессора.
Подойдите все ко мне, встаньте в круг. Передавая тучку по кругу, назовите, какие свойства воды мы поместили на тучку.
Дети: передают, называя: вода испаряется, плотная, прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, вода замерзает, текучая.
Воспитатель: А в жизни для чего нужна вода?
Дети: пить, умываться, купаться, готовить пищу, тушить пожары, для производства…
Воспитатель: Молодцы! А с нами снова на связи профессор (подходят к экрану)
« Мои дорогие друзья, я рада, что вы выполнили все мои задания, за это я присваиваю вам звание «Помощник профессора», можете гордо носить это звание. Я прощаюсь с вами, до новых встреч»
Воспитатель: Нам нужно возвращаться домой. Снимайте халаты.
(Под музыку с тучкой в руках)
По дороге, по дороге, по дороге мы идем,
Ноги выше поднимаем,
От профессора идём.
Там секреты мы узнали,
Много нового познали.
(Воспитатель отпускает тучку, берет зонтик и термос с подготовленным ароматизатором)
Ароматеррапия.
- Ребята, кажется, дождь начинается, скорее, прячьтесь ко мне под зонтик.
(под зонтиком термос с горячей водой и эфирным маслом хвойного леса). (слайд дождя, звук дождя, грозы) (воспитатель просит ребёнка подержать зонтик, открывает термос)
- Друзья закройте глаза и представьте, что вы находитесь в сосновом лесу, вдохните поглубже запах хвои, это снимет усталость и придаст вам сил. (музыкальная пауза 1 мин.)
- Дождь закончился, но ещё слышен гром (закрывает термос, зонтик, берёт тучку)
- Давайте и мы сделаем гром, лопнем нашу тучку и посмотрим, что получится (показывает булавку), (лопается туча и на детей высыпаются капли дождя, шарики)
- Здесь веселые и грустные капельки. Если вам понравилась наша встреча, возьмите веселую капельку, если нет – грустную.
Все взяли себе капельку, подойдите все ко мне. Я вижу, вам понравилась наша встреча.(опрос детей об интересных для них моментов)
Ребята, дома вы расскажете о нашем путешествии в лабораторию и о том, какая бывает вода вот по этой блок-схеме. (Раздает схемы каждому ребёнку) Обратите внимание, что один кружок остался пустой. Это следующее свойство воды вы попытаетесь узнать дома и расскажете о нем своим воспитателям.
А вам я хочу сказать большое спасибо за активную работу, ваше внимание. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
НОДв области познания
конспект занятия...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
НОДв области "Художественно - эстетическое развитие" по теме "Ваза с фруктами"
Конспект занятия по аппликации для старшей группы на тему:«Ваза с фруктами»...