Индивидуальный образовательный маршрут
рабочая программа
Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с речевым недоразвитием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_dlya_tnr.docx | 50.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 274 комбинированного вида»
Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут
и индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР
на 2018 – 2019 учебный год
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ТНР.
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка М***** Дата рождения: 29.12.2011г. Группа: № 1 комбинированная Дата поступления в ДОУ: 07.09.2015г | Ф.И.О. родителей: мама – С*** папа – М*** | Ф.И.О. воспитателей: Букина Елена Ивановна Кулешова Вера Владимировна | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Логопед - Рулёва Наталья Ивановна Педагог-психолог – Пермякова Ольга Михайловна |
Заключение и рекомендации ГПМПК | Познавательное разитие в границах возрастных требований. ОНР 3 ур.р.р Дизартрия. Парциальная несформированность ВПФ вербально логического компонента. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста. | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. профессора Л.В. Лопатиной | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | - Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности. - Развитие и коррекция нарушения речи - Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной и эмоциональной сферы, поведения и личностных ориентиров. |
Формы комплексного психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Разнообразные | Воспитатели |
Психологическая помощь | 1 раз в неделю | Фронтально, при необходимости дополнительно индивидуально | Педагог-психолог |
Логопедическая помощь | 6 раз в неделю | 2 Фронтально 2 Индивидуально 2 Подгрупповое | Учитель-логопед |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Инструктор по ФИЗО |
Дополнительное образование |
II. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП для детей с ТНР детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ | Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние | Группа здоровья - III Группа физических занятий – основная |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | - Медикаментозное лечение - Рекомендованы занятия с психологом и логопедом - Охранительный режим |
Противопоказания | Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью - Недопустимо несоблюдение режима питания (строгая диета) |
Взаимодействие специалистов ОУ | - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. |
Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения |
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. |
Создание коррекционно-развивающей среды | - Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). - Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала). |
Специально структурированная информация | - Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков - Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы по лексическим темам |
Специальные условия организации педагогического процесса
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Направления деятельности | Потребности ребенка |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась. - Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок - Дозировка работы с учетом требований СанПИНа. - Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (физминутки и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. |
Специальная организация рабочего поля и рабочего места ребенка | - Рабочая поверхность горизонтальная - Размер мебели в соответствии с ростом |
Специальная организация рабочей позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме. |
III. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ППК Специалисты ППК Председатель ППК -Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, логопед) в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Педагог - психолог Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Развитие и коррекция нарушения речи - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
Коррекционно-развивающая работа
Используемые специалистами программы и технологии:
Адаптированная программа. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ТНР»./ под редакцией проф. Л.В. Лопатиной
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева,
Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
Авторская программа формирования пространственных представлений.
Специалист
| Направления коррекционно-развивающей работы | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия) | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы + сформировано +- в стадии формирования - не сформирован |
Логопед | - артикуляционная и мимическая гимнастики; - дыхательная гимнастика; - развитие фонематического слуха, восприятия; - анализ и синтез букв, звуков; - обогащение словарного запаса; - постановка и автоматизация звуков - дифференциация в речи | - Формирование и совершенствование грамматического строя речи. -Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа: -развитие просодической стороны речи; -коррекция произносительной стороны речи; - работа над слоговой структурой слова; -совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза; -Обучение элементам грамоты. -Развитие связной речи и речевого общения. | Фронтальные включают в себя: -знакомство со звуками - Звуковой анализ слов -выделение звука (начало, середина, конец) - обучение рассказыванию, пересказу текста - Обучение согласованию существительных.с прилагательными, глаголами. Индивидуальные, подгрупповые: - коррекция звукопроизношения -развитие общей моторики, дыхания - постановка и автоматизация звуков - Развитие связной речи и речевого общения. - Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Групповые - Обучение графическому начертанию печатных букв. - Составление, печатание и чтение: (АУ),(УТ), (МА),(КОТ), (ПАПА, АЛИСА), (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК), (ШУТКА), (КАПУСТА), - предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом - Обучение послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов. | - звукопроизношение: в стадии автоматизации звук дифференциация звуков - словарь значительно расширился - сформированность грамматических категорий - свободная речь - умение вести повествовательный рассказ, как одно из важных критериев общения и социализации - различает и называет по графическому начертанию буквы -составляет, печатает и читает слоги, слова. | |
Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика) | Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса. | - логопедические пятиминутки; Индивидуальные - подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
| Совершенствование конструктивного праксиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. | ||
Психолог | Познавательное развитие | 1. Сенсорное развитие. 2. Развитие ВПФ. | Индивидуально дидактические игры и упражнения, задания на развитие восприятия произвольного внимания , слуховой и зрительной памяти, логического и абстрактного мышления: "найди предмет», "Найди отличия", «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Запомни картинки(предметы», «Запомни и разложи (поставь) также картинки (игрушки)» Индивид., подгрупп., фронтал.: "Переплетённые линии" «Кольца» «Корректурная проба» Индивид. «Живое – неживое» «Запрещенное движение» | -Снятие негативизма - увеличился объем внимания: количество предметов, которые он фиксирует в «поле восприятия» и запоминает стало больше (10) -Улучшилась избирательность внимания: стало легче фиксировать познавательную активность на заранее определенных свойствах предметов и явлений. -Улучшилась способность распределять внимание, стал лучше сосредоточиваться на нескольких предметах или действиях одновременно. - Увеличился объем памяти. | |
Пространственные представления | Формирование пространственных и пространственно-временных представлений | Индивидуально и фронтально: - ориентировка на себе (право, - лево), -ориентировка в пространстве листа ( графические узоры и диктанты, скопируй) - овладение временными последовательностями (времена года, дни недели). «Повторяй за мной», «Назови пропущенное», «Включение в ряд», «Соседи» | - Различает и называет пространственные отношения: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу. -правильно ориентируется в схеме тела. -выполняет движения с предметами по заданным направлениям. - умеет конструировать по схеме. - умеет выстраивать причинно-следственные связи. - выполняет задания по словесной инструкции. - воспроизводит последовательность времен года, дней недели, называют соседей, продолжают ряд. | ||
Двигательная активность, мелкая моторика рук | Формирование двигательных навыков, развитие самоконтроля, развитие мелкой моторики. | Индивидуально и фронтально: -дыхательные упражнения; - кинезиологические упражнения; - упражнения для стимуляции мозжечковой зоны; - пальчиковая гимнастика -координация речи и движения | Овладение способами контроля поведения, моторное развития: -способны к волевому усилию, - способны контролировать себя во время занятий ( не выкрикивать, ждать своей очереди). - улучшение мелкой моторики при работе с карандашом, ножницами, кистью. | ||
Развитие социальной, эмоционально-личностной сферы | Развивать коммуникативные навыки между детьми и взрослыми, эмоциональную сферу. | Групповые игры на взаимодействие и сплочение коллектива, - упражнения, способствующие расширению поведенческого репертуара во взаимодействии со взрослым и сверстником. - сюжетно-ролевые игры, - игры на мимическое и пантомимичекое самовыражение. - драматизации сюжетов положительных мультфильмов и сказок. - упражнения для релаксации и расслабления. | -уверенно выражает в речевой форме свои основные потребности и желания, обращаясь ко взрослому. - умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. - умеет разрешать конфликтные ситуации конструктивно - умеет поддерживать и выстраивать диалог - имеют представление о себе. |
IV. Формирование социальной компетентности и внешний образовательный маршрут
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели динамики индивидуального развития | Формы оценки динамики индивидуального развития |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности | Коррекционная, развивающая, Трудовая | Умеет поднимать руку, не выкрикивает с места на занятиях | понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Самостоятельно снять, одеть верхнюю одежду, повесить вещи в гардероб, помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно | Трудовая | Следит за чистотой вещей, ухожен | Контроль за умением самостоятельно организовать себя |
Формирование адекватного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия | Умение начинать и оканчивать разговор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах во время ситуаций межгруппового взаимодействия | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать, адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности в ситуациях межгруппового взаимодействия |
Формирование социально-бытовой ориентировки на улице | Умение ориентироваться на улице, определять исходную точку, направление и пункт назначение группового движения | Участие в социально-нормативном проекте «Мой детский сад» | Продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межруппового взаимодействия. Способность вступать в коммуникацию с представителями социальной сферы во время посещения библиотеки. | Посещение районной библиотеки вместе с воспитанниками группы |
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушение всех компонентов речи | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Коррекция звукопроизношения Формирование слоговой структуры речи Развитие грамматического строя речи Обогащение и актуализация словаря Развитие коммуникативной компетенции | Коррекционные занятия с логопедом Развивающие занятия с педагогом-психологом. |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий | Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» | - Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук - Развитие тонких и точных движений пальцев рук | - Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом - Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами |
Нарушения речевой памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники, расширение объема памяти на слова и фразы | Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем, игры по типу «Мемори» с психологом Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом |
Несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему | Конструирование в паре со взрослым и сверстником |
Нарушение пространственного восприятия | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Ориентировка в пространстве на листе бумаги | Рисование в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) с учетом размещения предметов в пространстве и отображении их на листе бумаги |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания | Упражнения на развитие произвольного внимания |
Специалисты коррекционного сопровождения:
Учитель-логопед ______________ Рулёва Наталья Ивановна
Психолог _____________________ Пермякова Ольга Михайловна
Воспитатели:__________________
С результатами работы за год ознакомлен
Родитель ___________________ ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....