"Проектная деятельность у детей дошкольного возраста"
материал

Яна Геннадьевна Сухова

Консультация "Проектная деятельность у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_proektnaya_deyatelnost.docx489.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»

C:\Users\м видео\Desktop\kartinka_5832943a579fd.png

Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослым, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка       (собственные пробы, поиск, выбор,  манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).

        Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

        Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях,  ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

        Руководство проектной деятельности ведет к изменению позиции педагога.         Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора  познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни  и деятельности.

        Проектную деятельность или метод проектов от других методов  организации педагогического процесса  в ДОУ  отличает следующие:

- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие     самостоятельность и творчество дошкольников;

- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем;

Проектная деятельность включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействие детей с воспитателем и друг с другом;        

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

        Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательской, игрового и творческого характера.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

        Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности  и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемы чаще при участии родителей или совместно с родителями.

        Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием        , она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

        Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная  деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект;
  2. Организация деятельности;
  3. Осуществление деятельности;
  4. Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

-        Переход от трансляции готовых знаний к инициирированию активизации  поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

-        Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать, вывод, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Рассмотрите более подробно этапы проектной деятельности  и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, " заражая" стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.  Предлагает и организует:

- группы детей;

-распределяет роли, ответственность;

-планирование детской деятельности по решению задач проекта;

- формы презентации результатов, итогов работы.

Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности.

При косвенном участии:

-при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует;

-обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

-репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

- консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

- ищут необходимые и недостающие знания;

- фантазируют;

- готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги.

Оценивает умение детей и совместную деятельность дошкольников. 

Демонстрирует:

-понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу;

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

- найденные способы решения проблемы;

- самоанализ деятельности и ее результата;

- взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя- это обозначить и сформулировать для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

        Продукт проектной деятельности детей предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать  активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

        В отличии от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий  вид деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивае...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. Тема: Молоко и молочные продукты...

Статья "Развиваем навыки применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста"

В данной статье говорится о развитии навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста....

Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»

Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,как средство эстетического воспитания в ДОУ»Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образов...