Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности, на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Типология квестов. Этапы прохождения квестов. Продолжительность и задачи занятия с использованием квест-технологии. Принципы организации занятия по математике с использованием квест-технологии у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Квест-технология на занятиях по математике у дошкольников | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» г. Брянска
Исследовательская работа
«Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности, на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте»
Предметная область: педагогика
(дополнительное образование)
Выполнила: Власкина Гелена Владимировна
педагог дополнительного образования
Брянск 2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Основная часть…………………………………………………………….…4-7
1.1 Идея использования квест-технологии на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте
1.2 Этапы прохождения квеста
1.3 Типология квестов
1.4 Варианты составления маршрута
1.5 Продолжительность и задачи занятия с использованием квест-технологии
1.6 Принципы организации занятия по математике с использованием квест-технологии
1.7 Мониторинг эффективности использования квест-технологии на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте
Заключение………………………………………………………………………7
Список литературы………………………………………………………………8
Приложение………………………………………………………………………9
Введение
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования на современном этапе – это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий аспект.
Используемые в настоящее время формы организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике, для формирования знаний, умений и навыков. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных форм обучения математике детей дошкольного возраста. Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение между ними, формирование определённых знаний, умений и навыков. Но при этом процесс обучения остаётся. Такой формой организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений может стать квест-технология.
Объект исследования – квест-технология.
Предмет исследования – влияние квест-технологии, как формы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста, на формирование элементарных математических представлений.
Гипотеза исследования – использование квест-технологии на занятиях по математике повышает самостоятельность, интерес, качество знаний обучающихся.
Цель работы - выявить эффективность использования квест-технологии, как формы организованной образовательной деятельности, на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать педагогическую литературу по данной тематике.
2. Апробировать приёмы квест-технологии на занятиях по математике у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести мониторинг эффективности квест-технологии при обучении математике детей старшего дошкольного возраста.
4. Сравнить результаты контрольной и экспериментальной групп.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ педагогической литературы.
2. Прогнозирование.
3. Наблюдение.
4. Опрос.
5. Изучение продуктов деятельности.
6. Обобщение.
1. Основная часть
1.1 Квест (от англ. «поиск», «приключение») - путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ. В квесте педагог выступает в роли мудрого и внимательного наставника, определяет цель, продумывает и составляет игровой маршрут, продумывает задания, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Идея квест-игры в том, что команда детей, выполняя различные задания, перемещается из одного места в другое, а на этапе завершения игры получает ответ на основную загадку. Ключевой момент организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего задания, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию.
1.2 Этапы прохождения квеста:
1.Пролог - вступительное слово педагога, в которой он настраивает детей на игру, старается заинтересовать, направить внимание на предстоящую деятельность. Также этот этап включает: распределение детей на команды, знакомство с правилами, раздача карт-путеводителей, в которых в иллюстративной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
2.Экспозиция - прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач по преодолению препятствий.
3.Эпилог - подведение итогов, обмен мнениями, награждение.
1.3 Типология квестов:
- линейные - задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепочки;
- штурмовые - команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно;
- кольцевые - круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек, и каждая команда следует по своему маршруту к конечной цели.
Наиболее доступными и понятными для детей дошкольного возраста являются линейные квесты, в которых участники идут от одной точки по определённому маршруту и встречаются на конечной станции.
1.4 Варианты составления маршрута:
- маршрутный лист, на котором написаны или нарисованы последовательно станции и места их расположения; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать;
- «волшебный клубок» (к нити прикреплены записки с названием пунктов следования; постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- карта - изображение маршрута в схематической форме;
- «волшебный экран»- ноутбук, на котором последовательно расположены фотографии мест, куда должны последовать участники;
- «следы» (пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелкам или следам).
1.5 Продолжительность занятия с использованием квест-технологии больше, чем обычного занятия. У старших дошкольников она составляет 40-45 минут.
В ходе организации занятия по математике с использованием квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания;
- развивающая - развитие интереса, воображения, поисковой активности у детей старшего дошкольного возраста;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
1.6 Для того, чтобы эффективно организовать квесты у детей старшего дошкольного возраста, следует придерживаться определённых принципов:
- доступность - все вопросы и задания должны соответствовать возрасту обучающихся;
- системность - задания должны быть логически связаны друг с другом;
- разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение заданий, чтобы дети не потеряли интерес;
- эмоциональная окрашенность заданий с помощью декораций, музыкального сопровождения, инвентаря;
- разнообразие видов деятельности;
- прогнозируемость - наличие чётко сформулированной цели и конечного результата.
1.7 Мониторинг эффективности квест-технологии, как формы организованной образовательной деятельности, на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте проводился с сентября по декабрь месяц (первое полугодие учебного года). Для исследования были взяты 2 группы детей. Возраст детей в группах- 6 лет. В группе 1 (контрольной) занятия по математике проводились в традиционной форме. В группе 2 (экспериментальной) занятия проводились с использованием квест-технологии. Исследование проходило по следующим критериям:
- интерес к занятию;
- самостоятельность при выполнении заданий;
- качество знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.
В результате исследования интерес к занятию с использованием квест-технологии был выше на 40%. Самостоятельность при выполнении заданий на занятиях с использованием квест-технологии была выше на 20%. Качество знаний, умений и навыков на занятиях с использованием квест-технологии была выше на 10%. (Приложение)
Заключение
Квест-технология является приоритетной формой организации познавательной деятельности на занятиях по математике у детей старшего дошкольного возраста, способствует повышению мотивации обучающихся на занятиях. Такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, способствует повышению качества знаний, умений и навыков. С помощью квест-игры можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Использование квест-технологии на занятиях по математике у старших дошкольников предоставляет возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся и ярким.
Список литературы
1. Колесникова И.В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ»: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - №2.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М., 2010.
3. Осяк С.А. и др. Образовательный квест- современная интерактивная технология//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2.
4. Сапрыкина О.В., Витязь Л.Н. Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ// Молодой учёный. – 2018. - №42.
5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/04/07/kvest-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya
6.https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-tehnologi.html
7.https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-sovremenaja-tehnologija-v-dou.html
8.https://урок.рф/library/seminarpraktikum_124037.html
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)
«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...
Конспект организованной образовательной деятельности «Воспоминания о лете». (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)
Описание материала. «Воспоминания о лете» - это комплексное занятие, организуемое воспитателем группы компенсирующей направленности, где коррекция развития детей и их речи осуществляется средства...
Конспект организованной образовательной деятельности лепка (техника пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста.
Проект социально-коммуникативного развития "Планшет саморегуляции". В данном проекте я как педагог решала поставленную задачу на саморегуляцию детьми собственных действий и взаимодействию со...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....
Конспект доминантной организованной образовательной деятельности по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в королевство Музыкальной Шляпы"
Одной из задач музыкального воспитания ребенка в детском саду является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства. Развитие восприятия м...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
Данная методическая разработка рекомендована педагогам ДОУ для воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Как дети лес спасли и зверятам помогли»
Данная организованная образовательная деятельность направлена на ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с лекарственными травами, формирование отрицательного отношения к проявлению негат...