Технология формирования основ жизнедеятельности.
материал

Елена Николаевна Тер-Азарьян

технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология формирования основ жизнедеятельности.

Внедрение технологии в практическую деятельность.

 Работа проводится по шести разделам, каждая из которых имеет свою направленность.

В первом разделе дети получают знания о том, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми, во втором – знакомятся с природой, в третьем – учатся вести себя дома, оставшись одни, в четвертом – получают знания о здоровье и о том, как его сберечь, в пятом – знакомятся с эмоциональным благополучием, в шестом – что делать, оказавшись на улице. Занятия дети получают на занятиях, в процессе игры, на прогулке, в беседах с педагогом, с родителями, при общении друг с другом.

В условиях модернизации российского дошкольного образования одними из приоритетных задач являются формирование основ безопасности у детей и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

При составлении перспективного планирования в кабинете образовательных информационных технологий я опираюсь на задачи, поставленные годовым планом учреждения в тесной взаимосвязи с воспитателями и специалистами, что способствует более полному комплексному развитию детей по образовательным областям

Целью педагогов - дошкольников является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде.

Основные задачи:

Закреплять с детьми правила безопасного поведения в окружающей среде:

-  правила безопасного поведения на дороге,

- правила поведения во время пожара, сильного задымления,

- правила поведения на природе,

- правила поведения дома и при встрече с незнакомцем.

Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за опасными ситуациями, умения предвидеть опасные ситуации, обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

Расширять словарный запас детей, связанный с темой безопасность.

Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил безопасного поведения в окружающем мире, культуру поведения, внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Активизировать работу по пропаганде правил безопасного поведения и безопасного образа жизни среди родителей.

Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил безопасности.

Учитывая положения Федеральных государственных требований и Федерального государственного стандарта дошкольного образования в практике нашего дошкольногоучреждения на занятиях используются модели новых форм организации воспитательно - образовательного процесса, позволяющие реализовать этот процесс в рамках поставленных задач основной образовательной программы.

Модели новых форм организации воспитательно-образовательного процесса:

Визуальная модель (Вм) представляет собой использование технических средств для визуализации объектов и понятий окружающего мира (презентации, слайд-шоу, видеофрагменты), которые дают возможность педагогу более понятно и информативно выстроить объяснение, эффективно расширять детские представления об окружающем мире.

Аудио модель (Ам) – это модель, которая представляет собой использование звукового сопровождения.

Игровая модель (Им) подразумевает использование различных электронных и компьютерных развивающих игр.

Методическая модель (Мм) включает в себя методические видео-занятия.

Подготовительная модель (Пм) позволяет изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные изображения.

Обучение детей правилам безопасного поведения - это долгосрочная педагогическая и социальная задача, которая не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду.

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

С целью изучения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном образовательном учреждении провела анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дорогах и других ситуациях; также провела опрос по выявлению информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи. По результатам анкетирования 50% родителей нуждаются в помощи педагога, 96% родителей считают, что этим должны заниматься педагоги и преподаватели ОБЖ, 70% родителей уверены, что ребенок должен уметь вызвать экстренные службы помощи, 60% родителей используют информацию книг и телепередач, и только 80% родителей считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности. Также провожу тестирование. Анализ анкет и тестов показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи.

Для решения данных проблем были поставлены следующие цели и задачи:

Цель работы с родителями- Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Задачи:

С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

Содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;

Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.

Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.

Для реализации поставленных задач определили этапы и формы с семьями воспитанников. К вашему вниманию представляю на слайде

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Подготовительный (ознакомительный) Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и детского сада. Анализ существующей предметно-развивающей среды ДОУ и семьи. Формы выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования безопасного поведений у детей дошкольного возраста

2. Просветительский Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.

3. Совместной деятельности с семьей. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог

Проведение итогового мониторинга направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Также в своей педагогической деятельности активно используем формы работы с родителями: Это традиционная, просветительская, нетрадиционная, и их виды.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Традиционная Анкетирование, тестирование, опрос.Родительские собрания, беседы; Игры-тренинги; Семейный клуб «Мы вместе»; Совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования. Совместные экскурсии в пожарную часть.

2. Просветительская Папки–передвижки; Консультации; Выпуск буклетов; Выставки рисунков; Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС; Показ открытых мероприятий; Дни открытых дверей; Памятки для родителей; Видеофильмы; Совместное пополнение предметно-развивающей среды.

3. Нетрадиционные Электронный диск; Мини-собрания (по интересам) Индивидуальный безопасный маршрут; Он-лайн общение с родителями по средством интернет сайта. Мастер-класс; Исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры; Круглый стол; Традиционная форма работы с родителями это:

- родительские собрания, но родительские собрания проводятся не в обычной форме. А с целью активизации и заинтересованности родительской общественности, мы включаем игры-тренинги, в процессе которых родители включаются в обсуждения, во время которых родителям предлагаются различные ситуации, в которых они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение, примерные темы которые мы уже использовали в своей практике,например: «Спички не тронь, в спичках огонь», «Волшебные знаки», «Один дома». Используем в течении года запланированный на год план мероприятий клуба «Мы вместе», в котором ежемесячно расписаны мероприятия.

- Проводятся совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования;

-Родители совместно с детьми ездят на экскурсию в пожарную часть, возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных.

- Проводятся родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций;

Просветительская работа с родителями:

В работе с родителями активно используются:

-стенды для размещения информации различной направленности;

папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту.

- Консультации для родителей на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем»

- выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности.

- Проводятся мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС.

С каждым из родителей проводим индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях. Родители часто говорят, что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам, которые специально вывешиваются в доступном месте для детей и родителей, как тут, же за ними появляются все остальные. (детские рисунки совместно с родителями)

Нетрадиционная форма работы:

- Активно используем электронные диски с информацией для родителей по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности. На дисках помещаем как теоретический, так и практический материал для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде консультаций рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов. Подготовленный готовый материал активно используем в работе с родителями при проведении: недели безопасности, декад, месячников. Затем при проведении родительских собраний в группе выносятся на обсуждение. Полученные знания родителями еще используются в решении проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей.

- Одной из интересных форм работы является: выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому. В результате такой работы- в нашей группе разработан маршрут на каждого воспитанника.

-Опираясь на знания родителей информационными и компьютерными технологиями, на страничке сайта образовательного учреждения «Безопасность»

Размещаем для родителей полезную и интересующую для них информацию.

После проведения различных мероприятий с родителями по безопасности, было проведено дополнительное анкетирование, в котором были выявлены следующие результаты: 50% родителей считают, что ребенок должен уметь вызвать службу экстренной службы, 100% родителей считают, что необходимо знакомить детей с правилами безопасности,65% нуждаются в помощи педагога, 40% возлагают эту обязанность на педагогов и преподавателей ОБЖ, считаю, что с запланированной целью задачами справилась.

Проектирование. В дальнейшем планируем запустить краткосрочный проект совместной работы ДОУ с семьей по безопасности дорожного движения, результатом которого должен стать макет 5-го микрорайона со всевозможными безопасными подъездами и подходами (пешеходными дорожками) к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...

педагогическая технология "Формирование основ жизнедеятельности безопасности детей"

Создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет....

Педагогическая технология формирования основ безопасности жизнедеятельности (Авдеева Н.Н. , Князева О.Л. Стеркина Р.Б.)

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-тран...

Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Р.Б. Стеркина, Т.Ф. Саулина, Н.Л. Князева

Цель использованияобразовательной  технологии: формировать у детей осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, трансп...

Педагогическая технология "Формирование основ жизнедеятельности безопасности детей"

презентация, НОД, консультации для пелагогов и родителей...