педагогическая технология "Формирование основ жизнедеятельности безопасности детей"
учебно-методический материал по обж

Чоловская Светлана Витальевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая технология « Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей » Воспитатель Чоловская С.В. г .о. Химки 2019-2020 г.г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №32 «Бусинка»

Слайд 2

Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности относится к социально-воспитательным технологиям – это группа технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества – подготовку подрастающего поколения к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе. Содержание понятия «основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ) позволяет говорить о его потенциальных возможностях в формировании интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических) дошкольников. Содержание ОБЖ направленно на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Пояснительная записка

Слайд 3

Анализ содержания понятия «основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ) позволяет говорить о его потенциальных возможностях в формировании ключевых компетентностей дошкольников. ОБЖ рассматривается как область научных знаний, системно изучающая факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии форм их жизнедеятельности, закономерности проявления, способы, средства их предвидения и предупреждения, защиты жизни и здоровья в условиях созданных этими опасностями - экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Актуальность

Слайд 4

Программно-методическое обеспечение

Слайд 5

Цель технологии: создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет. Задачи технологии: 1. Формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников. 2. Способствовать формированию умение вести себя соответствующим образом в различных ситуациях. 3. Создавать условия для накопления познавательного опыта, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. 4. Обеспечивать формирование ключевых компетентностей дошкольников.

Слайд 6

Концептуальной основой педагогической технологии формирования ОБЖ являются следующие руководящие идеи. Содержание ОБЖ базируется на «триаде» системы безопасности «Природа – Человек – Общество» (рис.1), где в формулу «Общество» введено не только понятие «Социума», но и результаты деятельности человека, т.е. техногенные аспекты и их воздействие на самого человека, и окружающую среду. При раскрытии содержания ОБЖ выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы «Природа – Человек – Общество», и определяются способы и направления противодействия этому процессу. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни . ОБЖ ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

Слайд 7

Начальный этап Анализ актуальности выбранной технологии; проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы ; обеспечить методическое сопровождение реализации программы. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Организация проблемных ситуаций. Формулирование целей и задач. Разработка плана и пути его реализации. Разработать методические рекомендации по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Практический этап Создание предметно-развивающей среды в группе. Организация и проведение мероприятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей . В соответствии с разработанным планом проведение познавательных бесед, консультаций с родителями и педагогами. Организовать индивидуальную работу с детьми. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам безопасности детей. Корректировать поведение и деятельность детей, помогать в организации практической деятельности. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования детей и культуры, детской библиотекой, музеем города. Проводить мониторинг реализации программы. Заключительный этап Анализ созданных педагогических условий для развития основ безопасности жизнедеятельности детей. Повысилась заинтересованность детей и родителей к вопросам о сохранении здоровья. Реализованы проекты: «Осторожно, огонь!» и «Сигналы светофора» В подготовительной к школе группе реализованы проекты «Если ребёнок дома один», «Учусь жить безопасно». Проведение открытого занятия с воспитанниками для педагогов и родителей на уровне образовательной организации. Обновление наглядно-информационного материала для детей, педагогов, родителей. Пути реализации

Слайд 8

Деятельность в рамках технологии: Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях. Создание консультативной службы для оказания помощи молодым специалистам. Повышение квалификации педагогов по внедрению современных педагогических технологий. Особенности технологии: преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении содержания образовательного процесса; интегрированный подход введения педагогов в образовательный процесс; формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании основ безопасности жизнедеятельности детей через чувственно-эмоциональные реакции; активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения .

Слайд 9

Работа по данной технологии позволяет: создать позитивное отношение к применен ию и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования; активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение формировать активную жизненную позицию в формировании основ безопасности через чувственно-эмоциональные реакции

Слайд 10

Принципы организации работы по основам безопасности жизнедеятельности детей: принцип полноты принцип системности принцип учета условий городской и сельской местности принцип возрастной адресованности принцип интеграции принцип интеграции

Слайд 11

В своей работе я опиралась на содержании программы разработанной в 2009 году , пособие «Безопасность» Н.Н.Авдеевой,О.Л.Князевой,Р.Б.Стёркиной . Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности состоит из следующих разделов: Ребёнок и его здоровье; Ребёнок и другие люди; Ребёнок дома; Ребёнок и природа; Эмоциональное благополучие ребенка Ребёнок на улице. Для реализации поставленных задач составила план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, подобрала методическую, художественную литературу, разработала картотеку игр, опытов. Дополнила уголок по безопасности: иллюстрациями, книгами о родном городе Химки, приобрела карту и глобус, создала картотеку дидактических игр. В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы: организованную образовательную деятельность (ООД), игровые обучающие ситуации, развлечения, театрализованные постановки, опыты и эксперименты, экскурсии. Условия работы

Слайд 12

Метод сравнения Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Метод моделирования ситуаций Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, “читать” карту. Задания типа “Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками”. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Метод повторения Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность. Экспериментирование и опыты Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: “Почему нельзя украшать елку свечами?” Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Игровые приемы Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Методы и приемы

Слайд 13

С педагогами С дошкольниками С родителями индивидуальные и групповые; - консультации; -семинары и практикумы; -педагогические советы; -открытые мероприятия; -выпуск буклетов по ОБЖ -занятия, беседы; -практическая деятельность; -экскурсии в библиотеку; -проведение викторин, праздников; -выставки детских работ; -организация конкурсов консультации; -индивидуальные беседы; -викторины; -папки-передвижки; - конкурсы; -анкетирование; -выставки. Формы работы

Слайд 14

В своей деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей я использую различные технологии и сочетаю их между собой. Для реализации поставленных задач составила план работы формированию основ безопасности жизнедеятельности детей, подобрала методическую, детскую литературу о безопасности (дорожных происшествий, пожарной безопасности и т.д.), о природе, разработала картотеку игр, стихотворений. Дополнила уголок безопасности книгами, дидактическими пособиями. В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы: организованную образовательную деятельность (ООД), игровые обучающие ситуации, развлечения, театрализованные постановки, беседы, анализ ситуаций. При составлении перспективного плана работы я использовала программы: Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста » и Чермашенцева О.В. «Обучение дошкольников безопасному поведению», результатом освоения которой является формирование знаний и воспитание умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности. Я создала цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию основ безопасности у дошкольников. На занятиях по ознакомлению с окружающим проводятся беседы по темам: «Безопасность в нашей группе», «Самые простые и важные правила безопасности», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» и др. Были разработаны мультимедийные презентации «Огонь друг, или враг», «Дорожная безопасность», «Если остался дома один», которые используются впоследствии на занятиях. Совместно с детьми смотрели мультфильмы и видеоролики о безопасности в окружающем мире (Уроки Тётушки Совы, Смешарики и др.). Технология опыта

Слайд 15

В результате освоения программы дети имеют представление : - о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека; - об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми; - о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками; - о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту; - о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице; - о правилах безопасного поведения на улице; - о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность; - о ценности здоровой пищи - о способах решения конфликтов и ссор между детьми; - о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях. -о необходимости следить за своей внешностью. знают: - домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада; - телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части, и правила пользования телефоном; -правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого; - строение человеческого тела и его внутреннее строение; - правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами; - дорожные знаки для водителей и пешеходов; - разные виды транспорта; - разные способы проявления заботы о здоровье окружающих. -какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению. -какие опасности встречаются в природе. умеют : -применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций; -планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; - соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах; -различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); -ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями; -устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе; -бережно относиться к своему здоровью. Заключение :

Слайд 16

Динамика изменения применения педагогической технологии по основам безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе за 2019-2020 учебный год



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

Конспект НОД

Тема «КОГДА МАМЫ НЕТ ДОМА»

Подготовила воспитатель

I  кв. категории

Чоловская С.В.

г.о. Химки, 2019

КОГДА МАМЫ НЕТ ДОМА

(занятие-инсценировка)

Цели:

  • учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни;
  • сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

Оборудование: куклы Би-ба-бо, лиса, мишка, зайчик, волк, кот; номера телефонов: 01, 02, 03, 04, 911.

Ход занятия

Ведущий. Дети, сегодня я хочу вам рассказать одну историю.

Жила-была семья: мама Лиса и дочка лисонька Лиза. Однажды утром маме позвонили с работы и попросили ее срочно приехать. Конечно, лисонька Лиза отпустила маму и одна осталась дома. А что произошло в этот день с лисонькой Лизой, мы сейчас с вами и увидим.

  • Ребята, а у вас так бывает, что и вы на какое-то время остаетесь дома одни? (Разговор с детьми, ответы детей.)
  • Что мы с вами можем посоветовать лисоньке Лизе? (Ответы детей.)

- Теперь давайте посмотрим, как же наша лисонька будет вести себя.

Пришли к лисоньке Лизе в гости зайчонок Ваня и медвежонок Миша. Они позвонили в дверь, и лисонька Лиза тут же ее распахнула.

Лиза. Заходите! Вот не ждала, такой сюрприз!

Ведущий. Они вошли. Лиза захлопнула дверь. И зайчонок Ваня удивленно сказал...

Ваня. Мне моя мама запрещает с ходу дверь на любой звонок открывать.

Лиза. А моей мамы сейчас нет дома! Она на работу ушла.

Ведущий. Дети, может быть, мы с вами можем что-то посоветовать Лизе? Открывать дверь или не открывать? (Отчеты детей.)

Миша. Разве она тебя никогда не предупреждала, что дверь нельзя сразу открывать? Надо спрашивать; «Кто?» или «Вам кого?». А лучше в дверной глазок посмотреть - свой там или чужой.

Лиза. Я до глазка не достаю.

Ваня. Стул подставь!

Лиза. Ага, таскай его взад-вперед. Вы, зайчата, вообще! трусишки! Ну, обкрадут. Да у нас в доме и ценного ничего нет, кроме телевизора.

Миша. А что ты будешь тогда смотреть?

Ваня. Она в окно будет смотреть.

Лиза. Да ну вас, какие пугливые.

Миша. Сейчас столько всяких жутких случаев. Говорят что зубастый волк по квартирам ходит.

Лиза (смеясь). Да бросьте стращать.

Миша (солидно). Ты еще маленькая, мы за тебя волнуемся. И ты должна это понимать.

Лиза. Хватит, пойдемте ко мне лучше в комнату играть,

Мне новые игрушки подарили.

Ведущий. А коварный зубастый Волк, действительно, ходил в этот день по квартирам. Это был Волк с большой дороги, а может быть, из темного леса. А скорее всего, с большой дороги, идущей через темный лес. Забрел он в город и проверял по разным домам двери: где плохо закрыто и где открывают, не спрашивая: «Кто там явился?».

И надо же такому случиться, что он позвонил в ту самую дверь. В дверь лисоньки Лизы. Наверное, он караулил во дворе и видел, как ушла мама Лизы.

Раздается звонок.

Лиза. Мама пришла!

Ваня. Погоди!

Волк. Я здесь! Слесарь-водопроводчик. Откройте поскорее, у меня времени мало!

Лиза. А у нас ничего не течет.

Ведущий. Дети, как вы думаете, надо открывать дверь? (Ответы детей.)

Волк. Не течет - потечет. Я текущий ремонт провожу.

Ведущий. Зайчонок взобрался на плечи медвежонка и посмотрел в глазок: перед дверью стоял волк в комбинезоне с гаечным ключом.

Ваня. Вы не слесарь, вы Волк.

Волк. Я просто похож на него, все путают. А я - это не я. (Громко хохочет.)

Ваня. А волчий хвост чей?

Волк. Взаймы взял. Для солидности.

Лиза. Мы слесаря не вызывали, мы телемастера просили прийти.

Ведущий. Волк сердито поворчал у двери и ушел.

Ваня. Вот видишь, а ты бросилась открывать дверь.

Миша. У вас при входе на видном место должен листок висеть с телефоном диспетчера домоуправления. Всегда можно проверить: послали вам мастера или нет.

Лиза. А если моя мама позвонит, то я тоже должна спрашивать?

Миша. Обязательно! А может, вместо твоей мамы дядя или тетя чужая пожаловала.

Ведущий. А Волк тоже времени зря не терял. Надел другую куртку и, сунув под руку моток проволоки, вновь подступился к заветной двери. После продолжительного звонка зайчонок Ваня опять взглянул в глазок с плеч медвежонка Миши.

Волк. Телемастера вызывали?

Лиза. Вызывали!

Ведущий. Но предусмотрительный Миша не пустил ее к двери, да еще и цепочку накинул на дверь.

Миша (шепотом). Запомни, дверь всегда должна быть на цепочке.

Ваня (оглянулся с плеч Миши). Или на засове.

Волк. Долго я буду ждать?! (Заорал.) Разве можно так с телемастером поступать?! Сейчас мультики по первой программе начинаются!

Лиза (прыгает и радуется). Мультики, мультики. (Пытается открыть дверь.) Да пустите же меня!

Миша. Не пущу, мультики будут через час, я программу знаю, мне мультики мама всегда подчеркивает. Что-что, а время мультиков я знаю и не пропущу. И тебя тоже не пропущу к двери.

Ваня. Нет, вы не телемастер! Вы опять Волк! Вон у вас какие зубы!

Волк. Ты мне зубы не заговаривай, если вам интересней в зубы смотреть, чем телевизор, так и оставайтесь без телевизора. (Отворачивается.) Твое счастье, дал бы я тe6e по зубам, да дверь заперта. (Уходит.)

Ведущий. Волк оказался настойчивым и снова переоделся на этот раз в газоремонтника. Вывернул куртку наизнанку, а там цифры: 04, затем надел очки, а свой длинный хвост засунул под куртку. Снова он подошел к неприступной двери и позвонил три раза

 Лиза. Кто там?

Волк (писклявым голосом). Горгаз. Всех обходим, плиту надо посмотреть. Газовую.

Лиза. Мы не вызывали никого.

Волк. Это обычная проверка, нет ли у вас утечки газа, а то не заметите и на воздух взлетите, как вчера в доме один дробь три на соседней улице. Жильцы до сих пор летают, приземлиться не могут.

Лиза (торопливо). Сейчас, сейчас! Уже иду! Подождите, пожалуйста.

Ведущий. Зайчонок привычно остановил лисоньку Лизу и залез на плечи Миши, чтобы посмотреть в глазок на двери. Ваня. Почему у вас такой длинный хвост?

Волк (сердито). Нет у меня хвоста, я бесхвостый от рождения. (Кружится.)

Ваня. А над головой у вас что торчит?

Волк. Тьфу ты. (Рассерженный, торопится прочь,)

Ведущий. Дети, вы думаете Волк ушел? (Ответы детей.) Ничего подобного. Он опять придумал какую-то пакость.

Волк переодевается перед дверью: на голову надевает милицейскую фуражку. Звонит в дверь.

Волк. Ваш участковый милиционер. Сержант Иванов. Пришел нам представиться и познакомиться. Не беспокоят ли вас чужие. Откройте, пожалуйста, дверь!

Лиза. Пожалуйста, мы сейчас вам откроем. А то тут всякие ходят.

Ваня. Подожди, торопыга, какой номер в милиции? 01 или 02,

а может, 03? Забыл!

Ведущий. Дети, а вы знаете какие-нибудь номера телефонов? Подскажите! (Ответы детей.)

Зайчонок Ваня вышел в другую комнату и оттуда позвонил и милицию. (Телефон назвали дети.)

Ваня. Никакого сержанта Иванова у них не числится. Милиция просит немного поговорить с Волком и задержать до их прихода. А еще они предупредили, что такие незнакомцы представляют угрозу не только имуществу, но и жизни.

Волк. Что вы так долго! Уж милиции вы не должны бояться. Стихи знаете: «Моя милиция меня стережет»? Тьфу ты: «Бережет, конечно, бережет».

Ваня. А где она вас стерегла?

Волк. Там меня уже нет. Ах, чтоб вас! Умные какие стали дети. (Уходит.)

Ведущий. Тут и знакомый Кот заявился в милицейской фуражке. Он поблагодарил друзей за правильное поведение и еще рассказал им стихи:

Дверь закройте на запор,

Вдруг придут к вам в гости воры.

Злой бандит или разбойник,

Чтоб украсть хоть рукомойник,

Если нету ценного, необыкновенного!

А про Волка сказал Кот кратко: «Поймаем!»

Кот (обращаясь к детям). Какой номер телефона милиции:

01,02,03,04,911?

-        Что лучше, сразу дверь открыть после звонка или сначала

спросить: «Кто там»?

-        Можно ли детям открывать дверь посторонним, если дома
никакого нет из взрослых? Или пусть что будет?

-        Надо ли закрывать дверь на цепочку или лучше держат!

цепную собаку?

-        Перед кем нужно немедленно открыть дверь: перед незнакомым почтальоном, слесарем, газоремонтником или только

перед телемастером?

- Можно ли открывать входную дверь перед незнакомым милиционером?

Дети отвечают.

Ведущий. Зайчонок - наш поэт - дает воспитателям совет:

За правильный детский ответ

                                Каждому - пару конфет!

Волку ты больше не верь,

Верь лишь в надежную дверь!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

Конспект НОД

Тема «Каждому опасному предмету – свое место»

Подготовила воспитатель

I  кв. категории

Чоловская С.В.

г.о. Химки, 2019

Тема: Каждому опасному предмету – свое место

Интеграция образовательных областей:

Социально коммуникативное развитее

Познавательное развитие

Речевое развитие

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Цель:: расширять знания детей о правилах пользования колющими,

режущими предметами.

Задачи: - закрепить знания детей о предметах, опасных для здоровья;

- способствовать умению самостоятельно делать выводы о

последствиях неосторожного обращения с опасными предметами;

- закрепить знания детей о местах хранения опасных предметов;

- уточнить знания детей о правилах пользования колющими и режущими предметами;

- воспитывать у детей осторожность в работе с этими предметами.

-развивать речь детей посредством распространенных ответов на поставленные вопросы;

-формировать умения дружеского взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности

Оборудование и наглядность: коробка игрушками и опасными предметами (молоток, ножницы,нож, иголки, магниты, игрушка Непослуха, мяч, дидактический материал для работы за столами, клей, кисточки, салфетки, запись мультфильма «Советы тетушки Совы» «Опасные предметы»

Предварительная работа: просмотр мультфильма про домовенка Непоседу, сюжетно-ролевые игры(«Строители»«Семья»,беседы про колющие и режущие предметы, экскурсия на кухню,изготовление в подарок мамам игольницы

Ход НОД:

-Ребята, к нам сегодня в детский сад пришел Непослуха и принес целую коробку игрушек. Хочет с нами поиграть. Пойдемте играть?

-Здравствуй, Непослуха. Ребята, вы хотите посмотреть какие игрушки в коробке?

-Хотим.

Рассматривают игрушки в коробке

(В коробке игрушки и среди них опасные предметы)

-Ребята, Непослуха не знает наверное,что не все предметы могут быть игрушками. Давайте покажем ему опасные предметы и расскажем как надо с ними обращаться, а то с ним опять случится беда. Научим его?

-Научим

(Дети садятся на стульчики)

-Ребята, надо выложить из коробки все опасные предметы. Выкладывать надо осторожно а то что может случиться?

-Можно поранится, порезаться, уколоться.

(Выкладывают предметы по одному на стол)

-Молодцы! Можно все эти предметы назвать игрушками? А почему?

- Нельзя назвать игрушками, потому что с ними играть нельзя.

-Правильно. Это опасные предметы и пользоваться ими можно только вместе со взрослыми.

-А я знаю загадки про опасные предметы. Я вам сейчас загадаю, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать.

(Ножницы)

Не хочу я молчать-

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой.

(Молоток)

Железный жучок,

На хвостике червячок.

(Булавка)

Быстрая и верткая,

Зовут ее (Отверткою)

-Молодцы правильно отгадали мои загадки.

-А сейчас давайте поиграем в игру. Встаньте в круг.

«Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг

Про опасные предметы

Рассказать хотим сейчас.

Раз, два, три предмет

Опасный назови.» (Игра с мячом)

-Домовенок все понял с какими предметами нельзя играть детям.

-Наши дети знают стихотворения про правила обращения с некоторыми предметами. Давайте послушаем вместе с Непослухой и запомним.

(Дети читают стихи. После каждого стихотворения закрепляем правила

обращения с этими предметами)

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Храните ножницы на месте

С концами, сомкнутыми вместе.

-Запомните, что с ножницами нельзя играть. Вырезая, держите левую руку подальше от правой, чтобы не порезать пальцы. Если вы передаете кому-то ножницы, то возьмите их за сомкнутые лезвия кольцами вперед, чтобы не поранить того, кому вы их передаете.

Ты не бери иголку в рот

Иголка острая - не плод!

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку

И затаится в беспорядке.

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

-Иголка очень маленькая, очень острая, поэтому часто шьют специальные мягкие подушечки, куда втыкают иголки. Их называют игольницами.

- Вот такие игольницы мы делали в подарок мамам.

- А теперь давайте с вами уточним,что нельзя делать с иголкой: её нельзя втыкать в ковер на стене, иголку нельзя брать в рот, нельзя шить, сидя за обеденным столом.

- Ребята, а что может случиться, если у вас из рук упала иголка, рассыпались гвоздики, острые кнопочки?

(Ответы детей)

- А я знаю способ, как легко собрать эти острые и опасные предметы. Можно использовать магнит.

(Дети собирают рассыпанные на столе гвоздики,булавки)

Показ как собрать магнитом.

ФИЗМИНУТКА.

Дома острые ножи

В руки вовсе не бери.

Не раскидывай иголки,

Убери их все на полку.

Если ножницы достал,

Убери откуда взял.

Ты с игрушками играй,

И беды тогда не знай.

-Ребята, где у вас дома мама хранит иголки, булавки?

-А где папа хранит свои инструменты?

(Ответы детей)

- Одно из правил: не разбрасывать где попало эти предметы, а складывать в строго определенные места: шкатулки, коробочки. Послушайте,даже пословица такая есть«Каждой вещи – свое место». Как вы ее понимаете? Давайте пословицу повторим и запомним.

-А сейчас давайте разложим все опасные предметы в квартире по своим местам.

Работа за столами.

-Подойдите к столам с такой цифрой – какая у вас на груди.

-Вам надо вырезать нарисованные в круге опасные предметы и приклеить в тот ящик, где они должны лежать. Посмотрите на картинку комнаты и подумайте сначала. Вы будете работать группами.

-Не забывайте правила работы с ножницами, салфеткой с клеем.

(Работа детей за столами)

-Молодцы! Все правильно наклеили. Наведите порядок на столах.

-А теперь вместе с Непослухой посмотрим какая беда может случиться –если играть опасными предметами.

Просмотр мультфильма.

Подвожу итог:

Итак, ребята, помните всегда!

Дома острые ножи

Ты на место положи

Не раскидывай иголки,

Убери их все на полку.

Если ножницы достал,

Убери, откуда взял.

тогда ни девочки

Ни мальчики не порежут

Свои пальчики!

-Ребята, Непослуха благодарит вас за то, что все рассказали и показали про опасные предметы. А в следующий раз я вам расскажу, что надо делать, если вы поранитесь.

-Непослуха приготовил вам подарки. Вот такие медальки.

Раздача медалек.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»

ПРОЕКТ

Проект по безопасности в подготовительной группе «Чтобы не было беды»

Подготовила

воспитатель первой

квалификационной категории

Чоловская С.В.

г.о. Химки 2019-2020

Николай Алексеевич Островский, известный писатель, автор романа «Как закалялась сталь» и др.писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он делает только первые шаги в этом сложном и порой небезопасном мире. А научить его безопасному поведению – задача нас с вами – взрослых, воспитателей и родителей.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема безопасности детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна.

Цель проекта: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

Задачи проекта:

в работе с детьми

Образовательные:

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.

- Познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.

-Познакомить с телефонами экстренных служб.

Развивающие:

- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации

- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений

- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.

- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.

Задачи работы с родителями:

1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.

2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Время реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.

Дети знают номера телефонов экстренных служб.

Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.

Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.

Этапы работы:

I.Подготовительный.

- подбор методической и художественной литературы,

- подбор иллюстраций по теме,

- подбор пособий, загадок и игр по данной теме,

- подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);

- подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки; консультаций, памяток для родителей, размещение справочной информации по тематике: пальчиковой гимнастики, задачек-ситуаций по теме.

- оглашение целей и задач проекта детям и родителям.

II. Основной этап.

День 1.Тема:«Безопасность в быту»

- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева и другие. Задачи: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.

- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности». Задачи: введение детей в тему проекта.

- Пальчиковая гимнастика «Ножницы».Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Театрализация сказки «У страха глаза велики»

- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»

- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все опасные предметы и места в своем доме.

Задачи: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.

День 2.Тема: «Один дома»

- Беседа «Незнакомец стучится в дверь»

- Рассматривание альбома «Один дома»

- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…»Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».Задачи: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.

- Дидактическая игра «Безопасный дом».Задачи: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.

- Рисование правил по теме «Опасности в быту» и презентация их младшим дошкольникам 3 группы. Задачи: закрепить знание темы старшими дошкольниками, способствовать развитию их монологической речи и познакомить малышей-дошколят с правилами безопасного поведения дома.

- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы подполковника милиции».

День 3.Тема: «Безопасность в природе»

- Беседа «Где в природе прячутся опасности?».Задачи: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.

- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…»Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И. А. Лыковой и др.

- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко». Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.

- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу».Задачи: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.

- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке».Задачи: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.

- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу».Задачи: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.

- Аппликация из осенних листьев «Моё любимое животное (птица)»

- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.

- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу».

День 4.Тема: «Безопасность на улице»

- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».

- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят».

- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…»Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Рисование «Уличные опасности».

- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».

День 5.Тема: «Дорожная безопасность»

- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».

- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…»Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение. С. Михалков «Дядя Степа»

- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!».Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.

- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.

- Подвижная игра «Светофор».Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.

- Дидактическая игра – самоделка «Законы улиц и дорог».

- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».

День 6.Тема«Дорожная безопасность» (продолжение)

- Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет».Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.

- Дидактическая игра «Подбери знак».Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

- Подвижная игра «Будь внимателен!»Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.

- Изготовление атрибутов к играм.

День 7.Тема«Дорожная безопасность» (завершение)

- Пальчиковая гимнастика «У него два колеса…»Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение. А. Шалобаев Посмотри налево, посмотри направо».Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.

- Изготовление макета дороги – проезжей части

- Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад».Задачи:развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.

- Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый"

- Самостоятельные игры с «Азбукой пешехода».

День 8.Тема: «Пожарная безопасность»

-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница»

-Беседа «Как происходят пожары»

- Пальчиковая гимнастика «Если же стряслась беда…»Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»

- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»

- Силуэтная аппликация «Пожарные спешат на помощь».

- Самостоятельные сюжетные игры с пожарной станцией (макет).

День 9.Тема: «Пожарная безопасность» (продолжение)

- Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Пожар»

- Беседа «Спички - не игра, огонь - не забава»

- Пальчиковая гимнастика «Свеча».Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других).Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.

- Рисование«Отважные пожарные».Задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.

- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность» и отбор лучших из них в подарок пожарной части.

- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».

День 10.Тема: «Пожарная безопасность» (завершение)

- Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»

- Пальчиковая гимнастика «На дворе растет трава».Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме).Задачи: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.

- Награждение активных участников проекта «Безопасность»

- Сюжетно-ролевая игра «МЧС».Задачи: развитие умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.

III. Заключительный этап.

- Подведение итогов проекта;

- Презентация проекта на педсовете.

Результаты:

Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.

Консультация для воспитателей

Тема «Как эффективнее осуществлять обучение по основам безопасности жизнедеятельности»

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.  Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.

Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.

Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно использовать свойственные им «возрастные страхи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

Образовательная работа с детьми осуществляется в следующих направлениях:

  Вторая младшая, средняя группа:

 Обучение детей правилам пожарной безопасности

 Обучение детей правилам дорожного движения

Обучение детей правилам поведения на воде

Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись

 Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми

Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений

Обучение безопасному общению с животными

Старшая группа

Обучение детей правилам пожарной безопасности

 Обучение детей правилам дорожного движения

 Обучение детей правилам поведения на воде

Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись

Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми

 Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений

 Обучение детей правильному поведению во время стихийных бедствий

Обучение безопасному общению с животными

Содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:

  • планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;
  • ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;
  • организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;
  • моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;
  • максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;
  • обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные направления: ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения.  Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования

Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия –тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

Какие правила обязан соблюдать пешеход?

Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

Как защитить себя от назойливого незнакомца?

Что делать, когда порезал палец? И др.

На тренингах  следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.  В ходе  тренингов необходимо  отрабатывать защитное поведение.

Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания,  возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных , театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию конкретных умений.

Эффективной является такая форма, как проведение Недели безопасности ребёнка». Её цели:

  • улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам личной безопасности и защиты жизни;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • интегрирование общественного и семейного воспитания по проблемам безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Предварительная работа. Воспитатели составляют тематический план работы своей группы, включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы, эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций, театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.

Примерный план мероприятий недели:

Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты.

Театрализованный спектакль.

Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни и здоровья.

Встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей с сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ.

Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от их последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья.

Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом yf тему безопасности жизнедеятельности детей.

Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовленного педагогами  дошкольного учреждения и родителями.

В конце «недели  безопасности ребёнка» проводятся итоговые беседы.

Планирование работы по ОБЖ.

При планировании и организации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной  и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоваться: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.
  • принцип сезонности: следует, по возможности,  использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
  •  принцип возрастной адресованности.
  • принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты.  Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Консультации для родителей

Ребенок один в квартире

С какого возраста можно оставлять ребенка одного?Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

Основными правилами, если ребенок остается один дома,должны быть:

1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).

2. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

3. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.

4. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.

5. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

6. Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

8. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.

9. При расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему,должен громко кричать: 'Папа! Иди сюда'.

10. При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.

Общение с посторонними

Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребенок, наблюдая за нами видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми и повторяет наши действия. Как же научить ребенка осторожности. Прежде всего ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.

1. Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.

2. Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. В крайней необходимости только с разрешения родителей.

3. Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения (детского сада) с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.

4. Если Вы не сможете придти за ним в школу (детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо (или он должен знать человека в лицо).

5. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком.

6. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обязательно обратитесь в милицию.

7. Если вашего ребенка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей,крича: 'Это не мои родители! Я их не знаю!'

8. Если ребенка доставили в милицию, он должен сообщить свой адрес, телефон родителей и свое имя.

9. Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации, но наоборот можете способствовать негативному развитию конфликта. Ведь неточные фразы, пугающие ребенка, не научат его правильному поведению в случае возможной опасности. Да и чрезмерное запугивание ребенка контактами с правонарушителями может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого ваша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса.

Анкета для родителей

«Осторожно: дорога!»

Уважаемые родители!

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.

Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?________________________________________________

2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:

— беседы с ребенком;

— чтение детской литературы по данной теме;

— практические навыки поведения на дороге;

— углубленное изучение Правил дорожного движения;

Ваш вариант_________________________________________________________________

3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:

— используете жизненный опыт;

— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;

— на основе рекомендаций педагога.

4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:

— достаточно часто;

— редко;

— никогда.

5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?

_____________________________________________________________________________

6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:

— организация выставки литературы по данной теме;

— проведение лекториев для родителей;

— встречи с инспектором ГБДД;

— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);

— размещение информации в уголке для родителей;

— индивидуальные беседы;

— родительские собрания по данной теме.

Ваш вариант_________________________________________________________________

7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении:

— на высоком;

— на среднем;

 на низком.                                            

Благодарим Вас за искренние ответы!

Анкета для родителей.

«ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Уважаемые родители!

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.

Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

Фамилия, имя, отчество анкетируемого, год рождения.

1.Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?

а) да;

в) нет;

в) затрудняюсь ответить?

2.Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до 3 лет;

б) ещё до школы;

в) в школе;

г) с 10 лет?

3.Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно?

4.Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

а) действую, как мне удобно и быстрее;

б) стараюсь соблюдать;

в) всегда соблюдаю?

5.Есть ли в семье автомобиль:

а) да;

б) нет?

6.При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребёнок-дошкольник:

а) на переднем сиденье;

б) стоит позади передних кресел;

в) сидит на заднем сиденье;

г) сидит в авто кресле на заднем сиденье?

7.Как обычно вы общаетесь с ребёнком на тему безопасности на дороге:

а) говорю, чтобы был внимательным на дороге;

б) обсуждаем маршрут движения;

в) ребёнку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?

8.С кем гуляет ваш ребёнок:

а) один, я наблюдаю из окна;

б) гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;

в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию?

9.Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения:

а) делаю замечание;

б) не обращаю внимания, у них есть свои родители;

в) затрудняюсь ответить?

10.Как знакомите ребёнка с ПДД:

а) в форме игры;

б) в форме советов и предостережений?

11.Обучаете ли вы своего ребёнка правилам поведения в транспорте:

а) да;

б) нет?

12.Есть ли у вас литература, игры по данной теме:

а) есть;

б) нет?

13.Хотелось бы вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?

а) да;

б) нет;

в) не знаю?

14. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача:

а) ГИБДД;

б) детского сада;

в) родителей?

15.Как Вы думаете, какой % детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?

ПОМНИТЕ!!!

Воспитатели – не доучили,

Родители – не досмотрели,

ГИБДД – не доорганизовало

Водитель – не среагировал,

а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии.

Спасибо за участие в опросе. Безопасного Вам пути!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.?

____________________________________________________________________

Возраст Вашего ребёнка?

____________________________________________________________________

Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?

____________________________________________________________________

Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:

переписка с воспитателями___________________________________

групповые собрания_________________________________________

личные беседы с воспитателем________________________________

информационные стенды_____________________________________

другое_____________________________________________________

Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения:

воспитатели детского сада_____________________________________

другие специалисты детского сада______________________________

книги, газеты, журналы_______________________________________

видеотека___________________________________________________

Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения?______________________________

Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения? _________________________________________________

Благодарим Вас за искренние ответы!

Анкета для родителей

«Изучение отношения родителей  к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

1.Считаете ли Вы важной проблему детской  безопасности на дорогах?

 - да;

 - нет;

 - затрудняюсь ответить.

2. Какая работа проводится в Вашей семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения?

 - беседы с ребенком о его безопасности на дороге;

 - чтение детской литературы о правилах дорожного движения;

 - просмотры мультфильмов о правилах безопасного поведения на дороге;

 - практические навыки поведения на дороге;

 - углубленное изучение Правил дорожного движения.

3.       Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

-          ежедневно

-          иногда

-          очень редко

-          не говорите на эту тему

-          другие ответы__________________________________________

4. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающих мероприятиях  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду?

 - да;

 - нет;

 - затрудняюсь ответить.

 5. С кем обычно гуляет во дворе Ваш ребёнок?

 - один, я наблюдаю из окна;

 - гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с другими родителями;

 - нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию.

6. Обучаете ли Вы своего ребёнка правилам поведения в городском транспорте?

 - да;

 - нет.

7. Какие формы работы детского сада  с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:

 - организация выставки литературы по данной теме;

 - проведение лекториев для родителей;

 - встречи с инспектором ГАИ;

 - проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);

 - размещение информации в уголке для родителей;

 - индивидуальные беседы;

 - родительские собрания по данной теме.

8. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения в нашем детском саду:

 - на высоком;

- на среднем;        

- на низком.                                        

  Благодарим Вас за искренние ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ пожарной безопасности детей 6 – 7 лет

Актуальность и перспективность:В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема без...

Описание педагогического опыта по теме «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» для конкурса "Педагог года -2021"

Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и ...

Педагогическая технология "Формирование основ жизнедеятельности безопасности детей"

презентация, НОД, консультации для пелагогов и родителей...

Родительское собрание на тему «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме пожарной безопасности.Задачи:Расширение кругозора родителей по правилам противопожарной безопасности.Привлечение внимания родителей к необходимости проводи...

Формирование основ информационной безопасности детей

Данное образовательное мероприятие направлено на правильное формирование информационной культуры дошкольников....

Дидактическая игра по основам безопасности и жизнедеятельности «Безопасность детей в доме»

Формирование у воспитанников осознанного выполнения правил поведения безопасности при нахождении дома (правила обращения с острыми предметами, электроприборами, лекарствами, правилам пожарной безопасн...