Проект «Не огород, а сказка!»
проект (средняя группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Разработанный проект "Не огород, а сказка!" для работы с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sr.gr_._2020g._ogorod_na_okne.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области

Проект

«Не огород, а сказка!»

на 2020 учебный год

средняя группа «Ромашка»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Моросанова Ольга Владимировна

Дубна 2020

Проект «Не огород, а сказка!»

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование Проекта

Не огород, а сказка!

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2013г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;  
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга»

Заказчики Проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников средней группы «Ромашка»

Составитель Проекта

Моросанова Ольга Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории

Цель Проекта

  • Создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

Задачи Проекта

  • Расширять представления детей об окружающем мире;
  • Обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как можно вырастить лук на окне? Выяснить что нужно растениям для роста и развития.
  • Учить правильно, ухаживать за растениями.
  • Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Срок реализации

Проекта

март - апрель 2020г

Тип проекта

познавательно-творческий, исследовательский, групповой

Основные исполнители Проекта

  • дети средней группы (4-5лет),
  • родители воспитанников,
  • воспитатели,
  • педагог по изодятельности Кравченко Н.А.

Образовательные области

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ожидаемые результаты

  • У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
  • Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Координация и контроль

реализации Проекта

  • Осуществляется администрацией Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области;
  • информация о ходе выполнения проекта предоставляется исполнителями в установленном порядке.

Формы предоставления результатов:

  • Огород на окне; подведение итогов.

Пояснительная записка

 В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, к природе. Традиционно в группах детского сада создаётся огород на окне, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Наличие огорода на окне способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе. Изменения в природе, побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».

Актуальность темы

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот"

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.

В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.

Дети в группе являются основными хозяевами огорода: в течение 2 месяцев они сажают овощные культуры зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, знакомятся с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений.

Рассказывая детям об овощных культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. Дети могут поучаствовать в весенних посадках выращенной рассады на участке. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит зелень (например, петрушку, зеленый лук, укроп, и т.д.) и угостит всех зеленым луком. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так воспитываются навыки экологической культуры.

Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, потому что каждый ребенок — это маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Каждый ребенок стремится к активной деятельности, и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности.

Формы организации проекта:

• опыты;

• познавательные занятия (рисование, лепка, развитие речи, природный и социальный мир);

• наблюдения;

• чтение художественной литературы по теме;

• беседы;

• дидактические, подвижные игры;

• трудовая деятельность.

Виды деятельности:

• речевая;

• игровая;

• трудовая;

• творческая;

• изобразительная;

• поисково-исследовательская;

• совместная и самостоятельная;

• просветительская;

• ознакомление с художественной литературой;

• ознакомление с окружающим;

• формирование временных понятий;

• развитие коммуникативных способностей.

Работа с родителями:

Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.  Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;

Консультация для родителей «Огород на подоконнике».  Цель: Просвещать родителей по данной теме;

Сбор бросового материала для оформления огорода на окне;

Помощь в уходе за огородом на окне;

Участие в оформлении и дизайне огорода на окне.

Этапы разработки и реализации проекта

Этапы

Содержание

Срок

1этап– подготовительный

- выбор тематики проекта; - вовлечение родителей, детей и воспитателей в работу над проектом;

- подбор материала для проекта;

- планирование основных мероприятий.

март

2 этап – основной

Реализация плановых мероприятий

март-апрель

3этап– заключительный

Подведение итогов: огород на окне

апрель

Перспективный план

реализации проекта через разные виды детской деятельности

Тема

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Программное содержание

Примечание

Март

1

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

Дети

2

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры

Воспитатели

Дети

3

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

Дети

4

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Познавательное развитие

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

Дети

Апрель

5

Оформление дневника наблюдений.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

Дети

6

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Педагог по ИЗО Кравченко Н.А.;

Воспитатели;

Дети.

7

Рисование на тему «Овощи»; «Как растёт лук»

Речевое развитие

Познавательное развитие

Закреплять знания о культурных растениях.

Педагог по ИЗО Кравченко Н.А.;

Дети.

8

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, помидоры,огурцы, горох).

Речевое развитие

Познавательное развитие

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели

Дети

9

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Речевое развитие

Познавательное развитие

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели

Дети

10

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели

Дети

11

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Познавательное развитие

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

Дети

    По  реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

 5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне.

7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

 8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Методическое обеспечение:

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2. Н.Е.Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. О.В.Дыбина, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Рахманова, «Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Т.А.Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009.

6. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

Электронный ресурс: https://www.syl.ru/article/170884/new_proektnaya-deyatelnost-v-dou-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-dou (Технологии проектной деятельности в ДОУ).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поговорки:

•        «Огород – для семьи доход».

•        «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

•        Картошка да каша – еда наша.

•        Картошку копать, не руками махать.

•        Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

•        Без труда картошка не родится никогда.

Стихотворение.

«ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК»

Зеленеет лук в воде,

Пузырьки на бороде,

Пузырьки, пузырьки –

Шалуны, озорники!

Каждый этот пузыречек

Очень бороду щекочет,

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:

- Скоро буду молодой

Лежать на тарелке!

ЩИ – ТАЛОЧКА.

Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши

Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны, загибаем три пальца

Три картошки,

Две морковки. Загибаем два пальца на левой руке

Луку полторы головки. Загибаем три пальца на правой руке

Да петрушки корешок. Загибаем один палец левой руки

Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки

Потеснись – ка ты, капуста. Ладошками отодвигаем капусту в сторону

От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку

Раз По – очереди выставляем

Да - указательный палец

Три - средний палец

Огонь зажжен. Хлопаем

Кочерыжка Правой рукой показываем на центр

Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Загадки, стихи, пословицы об овощах и труде.

Сад

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз,

Разных бус На разный вкус.

 

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок -

Зелёненький лесок.

 

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

 

 

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

 

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..?

 

Тише деточка не плач.

  Это с нашей грядки врач.

  Исцелить любой недуг

  Может огородный… (лук)

 

Я приправа в каждом блюде

  И всегда полезен людям.

  Угадали? – Я вам друг

  Я – простой зелёный… (лук)

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках —
Красные детки. (Помидоры)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет... (укроп)

 

Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка –

Душистая... (Петрушка)

 

 

Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

 

 

Маленький, горький, луку брат. (чеснок) Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

 

 

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

 

В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт. ( Пугало)

Я - садовый инвентарь!

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород. (Лопата)

Пословицы о труде:

-Где труд – там и счастье.

-Кто не работает, тот не ест.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Терпение и труд все перетрут.

-На все руки мастер.

-Кончил дело, гуляй смело.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

Стихи:

С. Крупа-Шушарина

В огороде снова в моде

Зелень, овощи сажать!

У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.

Посадила Фекла свеклу,

А на грядке Павел

Посадил зеленый щавель.

В огороде у Антошки

Каждый год растет картошка.

У Марины и Карины

Много выросло малины.

В огороде у Ассоль

Скоро вырастет фасоль.

У Алины, у артистки,

Много розовой редиски.

А в теплице у Федоры

Покраснели помидоры.

А ребята-близнецы

Поливают огурцы.

У Алины очень ловко

Из земли растет морковка.

Посадила Злата

Зелень для салата.

 

А. Максакова

Посадила в огороде;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют. 

 

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и  друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович

  В огороде много гряд,

 Есть и репа, и салат.

 Тут и свекла горох,

 А картофель разве плох?

 Наш зеленый огород

 Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Огород

 Вместе в бабушкой полю

 В огороде грядки.

 Ну, а вечером полью

 Все их по порядку.

 Чтоб усы завил горох,

 Чтобы крупным вышел,

 Помидор,

 Чтоб не засох

 Огуречник пышный.

 И капустниц вредных я

 Прогоню с капусты,

 Чтоб похрустывал ноябрь

 Кочерыжкой вкусной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Не огород, а сказка!"

Тип проекта: познавательно-исследоательско-игровой.Участники проекта: дети, педагоги, родители.Возраст детей: дети первой группы раннего возраста. Актуальность проекта:       ...

Проект «Катюшин огород» (огород на окне)

Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны.        «Давайте попробуем посадить косточк...

Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»

Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...

конспект по окружающему миру на тему: «Овощи. Огород» «Огородная сказка»

конспект по окружающему миру на тему: «Овощи. Огород»  «Огородная сказка». Приложение 14....

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

«Не огород, а сказка»

Огород мы посадили,Всех в округе удивили!Лук, горошек и томатНастоящий вырос клад!Поливали и рыхлили, Эксперименты проводили.Все пойдет нам на обедПриготовим винегрет.Месяц март сейчас стоит.Снег круг...