Проект " Гендерное воспитание детей"
проект (средняя группа)
Проект осуществляет гендерное воспитание через разные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gendernoe_vospitanie_2.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание детей̆ старшего дошкольного возраста
(проект в подготовительной группе)
Воспитатель: Мамраева О.Н.
Вид проекта
Разработанный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить, как исследовательско- творческий.
Цель проекта
Формирование гендерной идентичности у детей в условиях детского сада.
Задачи проекта
1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.
Срок реализации проекта: _сентябрь 2017 --_май 2018 г.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях ДОУ
II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.
III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Участники проекта
Дети 6 - 7 лет ( подготовительная группа), их родители, воспитатели.
Образовательная область
Социально-личностное; физическое; познавательное; речевое; художественно-эстетическое.
Актуальность темы
Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.
Предполагаемые результаты
На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения .
У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:
1. Гендерно — ориентированное поведение.
2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
4. Нравственные качества, принятые в обществе.
5. Коммуникативно-речевые навыки.
6. Мышление, память воображение.
7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Теоретическое обоснование
Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?
Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:
в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;
в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;
с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.
К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
План реализации проекта
Основные направления деятельности
1 ЭТАП.
1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.
2. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.
3. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).
4 . Взаимодействие с другими педагогами МБОУ (обмен опытом).
5. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы
( альбомы, коллажи и др.).
2 ЭТАП
1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников».
С дошкольниками:
- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;
беседы
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;
- подвижные игры;
- проектная деятельность;
- конкурсы;
- организация различных выставок;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии, целевые прогулки;
- просмотр мультфильмов - и видеофильмов;
- тематические вечера и досуги;
- творческая деятельность детей;
составление рассказов детей по темам проекта
Месяц | Мероприятия с детьми | Работа с родителями. |
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ |
| Оформление родительского уголка по теме « Гендерное воспитание детей в семье»
|
1.Беседа « Маленькие рыцари» 2. Имитационная игра «Бездомный котенок» 3. НОД « Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой». 4. Рассматривание фотографий « Э то Я». 5. Трудовая деятельность – стирка кукольной одежды. 6. Тест – опрос «Любимые игры мальчиков и девочек». 7.Разучивание пословиц и поговорок о семье. 8. Просмотр мультфильма « Трое из Простоквашино» |
| |
НОЯБРЬ |
|
|
ДЕКАБРЬ | 1.Дидактическая игра « За что нам нравятся мальчики и девочки» 2. Составление рассказов о себе. 3.Проблемная ситуация « Модель поведения мальчиков и девочек». 4.Имитационная игра « Любящие родители» 5.НОД « Мужчина и женщина в семье». 6. Беседа « Мальчики – будущие папы». 7.Трудовая деятельность – забивание гвоздей. 8. Экскурсия в магазин. Наблюдение за трудом продавца. | 1.Консультация «Гендерная психология и её использование в семье» 2.Пригласить родителей принять участие в « Неделе профессий» - рассказывание родителями о своих профессиях. |
ЯНВАРЬ | 1.Символическая игра « Сбор чемодана» 2. Игра – драматизация « Крошечка Хаврошечка» 3. Беседа « Девочка – маленькая хозяюшка» 4.Русская народная игра « В хороводе были мы». 5.НОД « Сказочная страна мальчиков и девочек» 6.Сюжетно – ролевые игры « Пограничники», « Поликлиника». 7. Настольно – печатные игры –лото «Профессии». « Одень куклу». | 1.Памятка «Особенности игр мальчиков и девочек». 2.Изготовление коллажа « Мои любимые игры». |
ФЕВРАЛЬ |
| 1.Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».
|
МАРТ |
| 1.»Праздник мамочки любимой – день 8 Марта» 2.Консультация « Роль мамы в воспитании детей» |
АПРЕЛЬ | 1.Дидактические игры « Отгадай профессию», « Кто кем работает», « Кто я в семье» 2. Нод « Дружат в нашей группе мальчики и девочки» 3.Инсценирование сказки « Айболит» 4.Имитационная игра «Охота бабы Яги» 5.Состязательная игра «Маленькая хозяйка» 6.Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» 7. Рассматривание энциклопедий « Моя первая книга о человеке», 8. Чтение Я. Сегал «Как я был мамой» 9. Работа с картинками « Манеры поведения» | 1.Консультация « Семейный отдых – польза для здоровья». 2.Изготовление газеты « Наша дружная семья». |
МАЙ |
|
|
С родителями:
- диагностическая работа;
- анкетирование;
- проведение месячников к знаменательным датам;
- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий,
- беседы;
- консультации;
- тематические вечера;
- досуги;
- организация различных выставок;
- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
3 этап
1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.
2. Оценка эффективности реализации педагогического проекта.
3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.
4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.
Заключение по проекту
Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы — педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.
«Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).
На мой взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я – мальчика (девочки).
Востребованность результатов реализации проекта.
Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:
-серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;
дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.
Проект для подготовительной группы «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки…»
Тип проекта: Познавательно- творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Сроки реализации: долгосрочный – сентябрь 2017 г – 2018 г.
Конечный продукт проекта: 1. Оформление стенда «Мы мальчишки и девчонки» 2. Оформление картотеки «Дидактические игры по гендерному
Проблема: Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам.
Цель проекта Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей
. Задачи реализации проекта:
Образовательная: Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек. Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Воспитательная: Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру. Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками
. Развивающая: Развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях. Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
Подготовительный этап реализации проекта «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
Выбор темы проекта путем 3-х вопросов:
- Что мы знаем о мальчиках, о девочках?
- Что хотим узнать?
- Откуда можно узнать?
Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов:
настольно-дидактические игры,
иллюстрации,
презентации и видеоматериалы по теме проекта; —
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
— подготовка справочно–информационного материала для педагогов и родителей. Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины – мамы, мужчины – папы.
Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»
Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»
Содержательный этап: Сюжетно-ролевые игры: «Джентльмены и леди» для мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты», «Мастерская», «Строители»; для девочек «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона «Семья», «Умелые ручки»
Содержательный этап Дидактические игры: - «Сундучок хозяюшки», - «Действия – мужчина, действия – женщина», - «Кто кем был?», - «Одень куклу», - «Кто что делает», - «Благородные поступки», - «Кем я буду и каким?». «Волшебный цветок»- «За что нам нравятся девочки (мальчики)»
Содержательный этап Трудовая деятельность - «пришивание пуговиц», - «забей гвоздь» -постираем одежду для кукол, помоем машинки, - отремонтируем кукольную мебель
Заключительный этап Оформление стенда «Мы мальчишки и девчонки»
Оформление картотеки «Дидактические игры по гендерному воспитанию в ДОО» Развлечение "Мальчики и девочки путешествуют по сказкам"
В результате реализации проекта:
У детей: •
определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки),
развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности); •
приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом;
У родителей: •
Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье; •
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
У педагогов: • расширены представления об особенностях полоролевого развития детей • разработаны комплексы занятий, дидактических игр; •
разработаны консультации для родителей.
Гендерное физкультурное развлечение в старшей группе
Актуальность проекта:
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. На протяжении многих лет педагоги дошкольного образования ищут пути осуществления дифференцированного подхода к воспитанию детей в зависимости от пола. Однако, в большинстве дошкольных учреждений дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка: та же нагрузка, те же упражнения, средства и методы
Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 2005.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Прес, 2009.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. «Учить по-разному, любить по-разному». М.: Учебная литература.2007.
Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.
.
Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, №6, 1998.
Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников. Ребенок в д/с, №5, 2009.
Стерлова М. Раздельное воспитание: за и против. Д/в №7, 2000.
Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999.
Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001.
Проект по гендерному воспитанию в подготовительной группе
«Девочки и мальчики»
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст – период формирования представлений о себе, своем «Я». Полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа «Я - мальчика» (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Проект подготовила воспитатель подготовительной группы Мамраева О.Н.
Вид проекта: Познавательно-творческий., долгосрочный 1 год 2017 -2018 уч.год
Участники проекта: Дети подготовительной группы , родители, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи проекта:
Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;
Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;
Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Девочки и мальчики» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;
разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;
разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают».
Основные принципы:
1. Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.
2. Принцип активности -не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
4. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
5. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом
.6. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
7. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы , содержание зависит от возраста детей.
1 этап – Организационно-подготовительный»
2 этап – Внедренческий.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек;
Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;
Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;
Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;
Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
7 Анкетирование родителей «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин) уделяя внимание своему ребенку?»
«Какие мальчики и девочки?»
Февраль2015 г.
8 Консультация для родителей «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей?» Январь 2015 г.
9 Тест-опрос «Любимые игры мальчиков (девочек)» Февраль 2016 г.
10 Оформление наглядного материала в группе 2014-2017 г.
11 Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы, ДОУ и города 2014-2017 г.
12 Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать» Январь 2017 г.
13 Советы для родителей Апрель2015 г.
14 Подбор и оформление картотеки сюжетно-ролевых игр с учетом гендерного воспитания Июнь-август 2015 г.
15 Подбор и чтение художественной литературы, детям учитывая гендерное воспитание 2014-2017 г.
16 Рассматривание фотографий «Это я». Рассказывание о себе Январь 2015 г.
17 Разучивание пословиц, поговорок о семье Апрель 2016 г.
19 Флэш - моб « Я, ты, он, она- вместе дружная семья» Май 2016 г.
21 Физкультурный досуг «Бравые солдаты» Февраль 2016 г.
22 Род. собрание «Девочки и мальчики – два разных мира» Ноябрь 2016 г.
24 Инсценировки сказок на утренниках 2014 г. - 2017 г.
26 Обобщение педагогического опыта работы педагога по реализации проекта. Март-апрель 2017 г.
27 Презентация проекта. Май 2017 г.
28 Проведение бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр с детьми по теме проекта Ежедневно.
29 «Неделя профессий» Рассказы родителей о своей работе. Январь 2017 г.
30 Встреча с врачом «Гигиена мальчиков и девочек» Апрель 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...
Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"
Проект предназначен для детей 5-6 лет....
Проект: "Гендерное воспитание детей в сюжетно - ролевых играх"
Игры мальчиков и девочек....
Проект «Гендерное воспитание детей в ДОУ»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12197815","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...
Проект: «Гендерное воспитание детей раннего возраста».
laquo;Гендерное воспитание детей раннего возраста».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20349089","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Проект в 1 младшей группе.Тема: ...
Проект "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"
Создание условий для естестенного равития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности....
Проект "Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи "Я - мальчик! Я - девочка!"
В проекте содержится материал (ООД, беседы, игры, консультации для родителей, родительское собрание и т.д.) по созданию условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в ДОУ и семье с ...