Адаптация детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Смирнова Анна Сергеевна

В статье даны подробные описания по адаптации детей раннего возраста в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_v_detskom_sadu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Адаптация - это процесс приспособления организма и личности ребенка
к новой обстановке и новым условиям. Какая адаптация будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы, стиля воспитания принятого в вашей семье
и от подготовленности к детскому саду.

Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет
с интересом рассматривать новые¸ яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот когда начинаются слезы. Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается
от еды, не садится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести
его домой.

На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше. Постепенно, малыш начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все-таки идет к ней. Первое время детки ходят в ясли только на два часа. Воспитатель следит
за состоянием ребенка в группе и потихонечку, по часу, прибавляет время нахождения его в детском учреждении. Многие родители начинают торопить воспитателей, чтобы побыстрее оставить малыша в детском саду. Не нужно форсировать события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам быстрее оставит ребенка на более длительный срок в группе. Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой
и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице.
Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу,
с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась и ребенок полностью привык к яслям.

Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться
в яслях? Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой
в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.
Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет водить папа или другой член семьи. Если вы заранее не отучили малыша
от соски или от бутылочки, не отучайте сейчас . Пусть пока не привыкнет,
он их сосет. Замечено, что сосательные движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой только перед сном, воспитатели дадут
их малышу своевременно. Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в адаптационный период. В это время действует закон- никаких резких перемен, чтобы не усугублять и без того тяжелый период в жизни ребенка!!!

Обратите внимание на правильное питание ребенка, разнообразьте его живыми витаминами: овощами и фруктами. Здоровое питание укрепляет нервную систему. Старайтесь побольше находится с ребенком на свежем воздухе и лучше в компании других детей. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался ночью. Укладывайте его вовремя спать. Часто дети плачут
от того, что хотят спать. Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он уловит ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.

Никогда не обсуждайте воспитателя при ребенке, не настраивайте
его против детского садика. Будьте решительны. Старайтесь прощаться
с ребенком в раздевалке быстрее, не оттягивая время расставания.
Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не случай, от случая. Этим можно только растянуть адаптацию
по времени и сделать ее более тяжелой для малыша. Прислушивайтесь
ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка.

Большая роль в процессе адаптации отводится личности воспитателя, его профессионализму, его человеческим качествам, его любви к детям. Хороший воспитатель переживает адаптацию вместе с каждым ребенком
в отдельности: огорчается его слезам и радуется успехам.

Не забывайте, что с момента, когда ваш ребенок перешагнул порог группы, воспитатель в ответе за него, за его физическое и психическое здоровье и благополучие. Маленький ребенок, в первый раз оказавшийся
в группе, чувствует себя беззащитным. Ему страшно без мамы, и он нуждается в постоянной поддержке, заботе и внимании. Ведь дома он самый главный и привык, что все крутится вокруг него. Если малыш вцепился
в маму, плачет, не идет в группу, я беру его на руки и пытаюсь отвлечь
от уходящей мамы, заинтересовать красивой, яркой игрушкой, книгой или подношу к окну и обращаю внимание на что-нибудь интересное . Я всегда стараюсь создать обстановку доброжелательности, чтобы новичок почувствовал и понял, что в группе его никто не обидит, воспитатель его любит, ждет его прихода, если надо пожалеет, приласкает и поможет во всем.
С большим удовольствием детки наблюдают за тем, как кружится юла или как двигаются заводные игрушки. Любят малыши играть с разноцветными кубиками и мячами, музыкальными игрушками. Существует много игр, которые мы используем во время адаптационного периода. Хорошо работает прием с использованием народных игр - забав: «Сорока белобока»,
«Коза рогатая», «Едем, едем к бабке с дедом». и др. Если новичок не садится за стол и отказывается от еды, я сажаю его к себе на колени и пытаюсь покормить. В случае отказа, никогда не настаиваю. Пусть немного привыкнет, осмотрится. В следующий раз попробуем покушать еще.
Скоро придет мама и ребенок покушает дома.

Первое время адаптации, малыш не приученный к горшку, находится
в памперсе. Отучение от памперса и приучение к горшку проходит очень деликатно, постепенно, без торопливости, чтобы не напугать ребенка
и не вызвать обратную реакцию на привыкание к новой обстановке. Тактично и очень осторожно мы пытаемся его посадить на горшок вместе
с остальными детьми. Если малыш отказывается садится на горшок,
я никогда не настаиваю. Пусть постоит рядом и понаблюдает за другими детками. Попробуем повторить в другой раз. Придет время и он сам захочет это сделать вместе с другими ребятками. Бывает, что глядя на других, новичок с любопытством садится на горшочек, но ничего не делает в него.
Со временем он сам поймет, что от него требуется и научиться справлять свою нужду в горшочек. Тогда и памперс уже не будет нужен и от него можно отказаться. Но вот ребенок уже более спокойно ходит в группу,
без слез расстается с мамой. Пришло время оставить его на сон.
Иногда, малыш уже настолько к этому готов, что вместе с остальными ребятками он спокойно раздевается и укладывается в свою кроватку.
Это очень замечательно!!! Но бывает и так, что ребенок понимает, что сейчас его положат спать и он начинает горько плакать. Обычно я пытаюсь уложить малыша, погладить по головке, успокоить, покачать и некоторые дети засыпают. А бывает, что ничего не помогает . Малыш громко плачет
и противится засыпанию. Тогда я прошу его просто посидеть в кроватке
с любимой игрушкой. Постепенно ребёнок привыкает к режиму и спокойно засыпает. Теперь можно уверенно сказать, что адаптация благополучно закончилась и родители могут спокойно вздохнуть. Но еще некоторое время мы просим родителей забирать ребенка сразу после полдника. Надо помнить, что адаптация очень сложный и ответственный процесс в жизни малыша. Если ребенку понравится в детском саду, он и дальше будет ходить всегда
с удовольствием. А, чтобы этот процесс прошел для малыша более естественно и плавно необходимо тесное сотрудничество воспитателя
и родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...