Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ"
презентация к уроку (старшая группа)
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами общения – взаимодействию с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними; регулировать свое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_triz.pptx | 775.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами общения – взаимодействию с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними; регулировать свое поведение .
Противоречие заключается в необходимости развития коммуникативной компетенции старших дошкольников и отсутствия достаточного количества научно-методических рекомендаций по их развитию непосредственно приёмами технологии ТРИЗ . П роблема исследования заключается в поиске и обобщении приёмов технологии ТРИЗ, способствующих развитию коммуникативной компетенции старших дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить использование приёмов технологии ТРИЗ в развитии коммуникативной компетенции старших дошкольников . Объект исследования – процесс развития коммуникативной компетенции старших дошкольников . Предмет исследования – развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ .
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ будет происходить более эффективно, при соблюдении следующих условий : - создание ситуаций успешности для каждого ребёнка ; - совместный поиск взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях; - создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.
Задачи исследования : 1. Раскрыть понятие и сущность коммуникативной компетенции старших дошкольников. 2. Рассмотреть приёмы технологии ТРИЗ в образовательном процессе детского сада. 3. Изучить особенности развития коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ. 4 . Организовать практическую работу по развитию коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ, сделать выводы об ее эффективности.
Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ и синтез научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; - эмпирические: анализ актуального состояния педагогической практики по развитию коммуникативной компетенции в процессе использования приемов технологии ТРИЗ в старшей группе; организация практической работы по развитию коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ и выявление её эффективности.
Теоретическая значимость исследования. В процессе теоретического анализа определены и обоснованы содержание и особенности работы по развитию коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ . Практическая значимость исследования. Проанализировано актуальное состояние педагогической практики по развитию коммуникативной компетенции в процессе использования приемов технологии ТРИЗ в старшей группе; организована практическая работа по развитию коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ и выявлена её эффективность. Практический материал, представленный в данной работе может использоваться как дополнительный материал, к существующей программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Новизна исследования. Проведена практическая работа по развитию коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ и доказана её эффективность.
Коммуникативная компетенция – это один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, строить свое поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. Н.И . Конюхов
Критерии и показатели развития коммуникативной компетенции старших дошкольников Критерии Показатели Уровни Информационно-коммуникативный - умение вступать в процесс общения; - умение соотносить средства вербального и невербального общения; - умение принимать информацию; - умение передавать информацию При высоком уровне старшие дошкольники легко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействия . При среднем уровне старшие дошкольники легко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми. При низком уровне дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не способны высказывать свою точку зрения.
Интерактивный - умение согласовывать свои действия, мнения с потребностями своих товарищей по общению; - умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; - умение находить выход из конфликтных ситуаций При высоком уровне интерактивного критерия старшие дошкольники активно обсуждают возможный вариант совместной работы; приходят к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. В конфликтных ситуациях стремятся обратиться к взрослому или найти справедливое решение. Знают нормы взаимодействия и следуют им. При среднем уровне старшие дошкольники обсуждают варианты совместной работы, но все же есть разногласия в действиях. Активность в общении недостаточная , принимают положение инициатора, учитывая свои интересы могут выступить с встречным предложением, в конфликтах уступают и идут на компромисс, помощь принимают, но самостоятельно не просят. Знают нормы организованного взаимодействия, но не всегда следуют им. При низком уровне старшие дошкольники не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативой других, провоцируют конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказываются, не знают нормы организованного взаимодействия.
Перцептивный - умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; - проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; - умение оценивать эмоциональное поведение друг друга. При высоком уровне перцептивного критерия у старших дошкольников отмечается способность к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии. С удовольствием общаются со всеми сверстниками . При среднем уровне дети способны обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию (переживание по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого). Включают в себя идентификацию субъекта с объектом, испытывающим эмоциональный дискомфорт. Не всегда учитывают интересы собеседников. Проявляют интерес к сверстникам своего пола . При низком уровне у старших дошкольников отмечается развитие эмоциональной отзывчивости, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает партнер по общению, на основе отождествления с ним. Не проявляют интереса к сверстникам.
Результаты первичной диагностики уровней развития коммуникативной компетенции старших дошкольников ( констатирующий этап педагогического эксперимента ) Фамилия, имя ребенка методика О. В. Дыбиной «Отражение чувств» Методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А . Калягиной Методика О. В. Дыбиной «Не поделили игрушку» Общий вывод об уровне развития коммуникативной компетенции Миша Ч. 2 2 3 Средний Женя К. 2 3 2 Средний Таня Б. 2 2 2 Средний София П. 2 2 1 Средний Антон В. 1 1 2 Низкий Даша М. 2 2 2 Средний Таня З. 2 2 3 Средний Марк В. 2 1 2 Средний Матвей Н. 3 3 2 Высокий Илья Г. 3 3 3 Высокий Ульяна Ш. 2 2 1 Средний Дима З. 3 2 3 Высокий Андрей Е. 1 1 2 Низкий Наташа В. 2 2 2 Средний Юля Б. 1 1 2 Низкий Саша Ф. 3 3 2 Высокий Витя Р. 2 2 3 Средний Антон Ш. 3 3 2 Высокий
Диаграмма 1. Уровни развития коммуникативной компетенции старших дошкольников (констатирующий этап педагогического эксперимента) (в %)
Игра «Черное и белое»
Кольца « Луллия »
Игра «Теремок»
Результаты диагностики уровней развития коммуникативной компетенции старших дошкольников (контрольный этап педагогического эксперимента ) Фамилия, имя ребенка методика О. В. Дыбиной «Отражение чувств» Методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной Методика О. В. Дыбиной «Не поделили игрушку» Общий вывод об уровне развития коммуникативной компетенции Миша Ч. 2 2 3 Средний Женя К. 2 3 2 Средний Таня Б. 2 2 3 Средний София П. 3 2 2 Средний Антон В. 1 1 2 Низкий Даша М. 3 2 3 Высокий Таня З. 2 2 3 Средний Марк В. 3 2 3 Высокий Матвей Н. 3 3 3 Высокий Илья Г. 3 3 3 Высокий Ульяна Ш. 3 2 2 Средний Дима З. 3 3 3 Высокий Андрей Е. 1 1 2 Низкий Наташа В. 2 2 3 Средний Юля Б. 2 2 2 Средний Саша Ф. 3 3 3 Высокий Витя Р. 2 2 3 Средний Антон Ш. 3 3 3 Высокий
Диаграмма 2. Уровни развития коммуникативной компетенции старших дошкольников (контрольный этап педагогического эксперимента) (%)
Диаграмма 3. Уровни развития коммуникативной компетенции старших дошкольников (до и после педагогического эксперимента)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»
«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...
Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"
Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
«Обогащение активного словаря старших дошкольников, посредствам использования ТОЛЗ- технологий»
Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и о и обучения детей, так как выступает в виде ср...
Презентация педагогического проекта "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством социо-игровой технологии"
Презентация содержит: паспорт проекта и фотоотчет по его реализации....
Развитие коммуникативных компетенций старших дошкольников посредством детского телевидения "Огонек - ТВ"
Данный педагогический опыт может быть использован в дошкольных образовательных учреждениях педагогами, специалистами, педагогами дополнительного образования, родителями для формирования у детей коммун...