Конспект мастер-класса «Технология обучения образной речи: технология составления загадок по методике Нестеренко А. А.»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса «Технология обучения образной речи: технология составления загадок (Нестеренко А. А.) в группе компенсирующей направленности 6-8 лет
Цель – развитие умения детей сочинять собственные загадки.
Программное содержание:
- учить детей составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочинения описательных загадок, загадок с отрицанием;
- упражнять детей в правильном использовании простых (распространенных, с однородными членами), сложноподчиненных предложений с союзами и без;
- воспитывать у детей интерес к составлению загадок.
Материал: поднос, платок, «Книга загадок», картинки, модели составления загадок («Какой?», «Что (кто) бывает таким же?»; «Что делает?», «Что (кто) делает также?»), маркер черного цвета, цветные фломастеры, 4 листа на доску, наушники (2), указка, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход мастер-класса
Организационный момент
Ребята, улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Дети, давайте подарим улыбку друг другу, гостям и с хорошим настроением начнем занятие.
Ребята, у меня для вас сюрприз (на подносе, под платком «Книга загадок»). Хотите узнать, что под платком? Тогда вам нужно будет отгадать загадку. Слушайте внимательно!
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Что это? (книга)
Снимаю платок, на подносе «Книга загадок».
Это книга! Дети, вы помните эту книгу? Как она называется? («Веселая книга загадок») Эта книга загадок непростая. А чем она необычна? (Мы в эту книгу сами придумываем и записываем загадки, рисуем к ним отгадки)
Ребята, у нас в группе гости. Давайте научим наших гостей, как можно самим придумывать загадки.
Кристина, выбери картинку – объект. Итак, мы будем сочинять загадку про слона (дети садятся на стульчики полукругом перед доской). Что поможет нам сочинить загадку? (табличка-модель составления загадки).
Таблица-модель составления описательной загадки
Какой? | Что (кто) бывает таким же? |
Заполняем левую часть таблицы:
- Какой слон по размеру? (большой)
- Какой слон по рельефу? (гладкий)
- Какой слон по цвету? (серый)
Заполняем правую часть таблицы:
- Большим бывает дом
- Гладким – стол
- Серым – мышонок.
Ребята, табличка заполнена, прочитайте загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов слово «как» и «но не».
Дети составляют загадку: «Большой, как дом, гладкий, как стол, серый, но не мышонок» (во время чтения загадки картинку переворачиваю обратной стороной к детям, загадку проговаривают 2-3 ребенка).
Ребята, какие вы смекалистые и сообразительные!
А сейчас я предлагаю вам, дети, поиграть. Мы будем снова придумывать загадку по картинке, а в это время Ксюша и Денис наденут наушники. Так они ничего не будут слышать! Как только мы придумаем загадку, дети наушники снимут. Кто-то из ребят загадает загадку, а Ксюша и Денис попробуют ее отгадать. Договорились?! (дети надевают наушники)
Я знаю, что многие из вас знают буквы. При составлении загадки я буду писать буквы.
Предлагаю ребенку взять карточку (змея). Вновь заполняем таблицу. Дети уже самостоятельно называют признаки животного (длинная – по признаку размера, зеленая – по признаку цвета, может ужалить). Загадка: «Длинная, как шарф, зеленая, как трава, может ужалить, но не оса».
Дети снимают наушники и отгадывают загадку.
Физкультминутка
Подвижная игра « Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
А ведь игра, в которую мы поиграли, тоже загадка, и мне она очень понравилась.
Обращаю внимание на картинку в книге (ежик). Предлагаю составить про него загадку.
Ребята, мы всегда отгадывали загадки, а сегодня, наоборот, учимся их придумывать.
Вывешиваю на доске таблицу-модель составления загадки с отрицанием.
Таблица-модель составления загадки с отрицанием
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
- Что делает ежик? (пыхтит, бегает, сворачивается в клубок)
- Что (кто) делает так же? (паровоз, ребенок, кошка)
Прочитайте загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов слова «но не».
Загадка: «Пыхтит, но не паровоз, бегает, но не ребенок, сворачивается в клубок, но не кошка».
Ребята, вы молодцы! Придумали свои интересные загадки. Я думаю, что вы и наших гостей научили придумывать загадки. Дети, оказывается, придумывать и отгадывать загадки это очень интересное занятие. Попробуйте сочинить загадки дома вместе с родителями, нарисуйте к ним отгадки, принесите в группу, и мы поместим их в «Книгу загадок». А сейчас я запишу загадки, которые мы придумали, в «Книгу загадок». А вы в это время нарисуйте отгадки к ним. Пусть наша «Веселая книга загадок» станет еще ярче и красочней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям.
Конспект мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям....
Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Цель: накомство родителей обучающихся с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.Задачи:...
Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Цель: знакомство родителей обучающихся с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.Задачи:форм...
Консультация для педагогов "Технология обучения образной речи".
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...
Конспект мастер класса "Технология бусоград в интелектуально- творческом развитии детей."
Предлагаю конспект к масстер классу "Технология бусоград в интелектуально- творческом развитии детей."...
Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...
Технологии обучения образной речи
Обучение образной речи - это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, ...