ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «LEGO конструирование в ДОО»
рабочая программа по конструированию, ручному труду
Дополнительная общеразвивающая программа "LEGO конструирование в ДОО" ориентированна для детей 7-го года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lego_konstruirovanie.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14 г.Сердобска
Утверждаю Заведующая МДОУ детского сада № 14 г.Сердобска ______________ М.Ю.Морозова Приказ № 138 от 28.08.2019г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«LEGO конструирование в ДОО»
Автор – составитель программы: | |
Хазова Е.А. – воспитатель МДОУ детского сада № 14 г.Сердобска |
Сердобск 2019
1.Пояснительная записка
Программа «LEGO конструирование в ДОО» разработана с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», и включена в часть общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г.Сердобска, формируемой участниками образовательного процесса.
Актуальность программы заключается в следующем:
- развитие интереса дошкольников к техническому творчеству;
- ранняя пропедевтика профориетации в связи с запросами предприятий в стране: автоматизация производства, внедрение новых технологий в производство, недостаток высококвалифицированных кадров инженерных специальностей;
- программа является пропедевтической для подготовки к дальнейшему изучению LEGO конструирования с применением компьютерных технологий;
- развитие инженерно-технического мышления;
- расширение кругозора дошкольников;
- обогащение словарного запаса дошкольников техническими терминами.
Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Новизна программы заключается в экспериментальной направленности обучения, которое базируется на новых инженерно-конструкторских технологиях, что способствует развитию образного и абстрактного мышления и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение замысла в механические модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская деятельность.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
- Цель программы – развитие технического творчества и формирование элементарной научно технической профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники, используя LEGO наборы «Первые механизмы» и «Первые конструкции».
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, по рисунку, условиям, по собственному замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
- развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Программа основывается на следующих принципах:
- принцип личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
- принцип обогащение детского развития;
- принцип творчества и успеха;
- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий;
- индивидуализация дошкольного образования;
- принцип природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- принцип социального партнёрства «педагог – воспитанник – семья»;
- принцип систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- принцип комплексно-тематического построения;
- принцип «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
1.3.Предполагаемые результаты реализации программы
- ребёнок хорошо ориентируется в деталях конструкторов «Первые механизмы», «Первые конструкции»;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности;
- проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе LEGO конструирования, имеет творческие увлечения;
- демонстрирует высокую техническую грамотность;
- владеют умением моделирования простых предметов;
- охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
- слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым;
- создает постройки, модели по заданной теме, условиям, рисунку, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
1.4.Система контроля и оценивания результатов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- участие в выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
− Навык подбора необходимых деталей
- Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
- Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
- Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
− Умение проектировать по образцу и по рисунку
- Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
- Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.
- Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.
− Умение конструировать по пошаговой схеме
- Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
- Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
- Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
2. Содержательный раздел
Модули программы
№ | Название модуля | Количество часов |
I | Механизмы вокруг нас. | 1 |
II | Первые механизмы. | 16 |
III | Задачки из жизни (проект – самостоятельное решение проблемы, поставленноё перед ребёнком). | 4 |
IV | Первые конструкции. | 16 |
V | Итоговое занятие (конструкторский фестиваль) | 1 |
ВСЕГО: | 38 |
Механизмы вокруг нас
Дети знакомятся с краткой историей механических приборов, знаменитыми людьми в этой области. Дети экспериментируют с набором конструкторов, знакомятся с названиями деталей и способами их соединения между собой.
Модуль «Первые механизмы»
Большое внимание уделяется развитию творческого воображения. Дети собирают модели. Предполагается конструирование по рисунку и по своему воображению. Создаются условия, способствующие возникновению у детей желания переделать игрушки, построить или изготовить новые. Основными предметными областями являются естественные науки, технология, математика. Дети знакомятся с такими понятиями, как энергия, сила, скорость, трение. Они учатся проводить опыты, высказывать предположения, собирать данные и описывать результат. Дети изучают шестерни, колёса, оси, рычаги и блоки; проектируют и конструируют модели и проводят их испытания; учатся принимать решения в соответствии с поставленной задачей, выбирать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться двухмерными чертежами в инструкциях для построения трёхмерных моделей; приобретают навык слаженной работы в команде. Курс построен на экспериментировании детей совместно со взрослыми, практической деятельности, обсуждении наблюдаемых эффектов.
Модуль «Задачки из жизни»
Дети самостоятельно конструируют модели для решения поставленной проблемы. Осваивают стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы. Они учатся производить расчёты, обрабатывать данные и принимать решения.
Модуль «Первые конструкции»
Модуль «Первые конструкции» направлен на знакомство детей с такими понятиями, как жёсткость, устойчивость и подвижность конструкции. Дети собирают модели, которые в дальнейшем испытывают на прочность.
3.Организационный раздел
3.1. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Дата | Количество часов | Всего |
I | Механизмы вокруг нас. | 1 | ||
Знакомство с компонентами конструктора. Конструирование по замыслу | сентябрь | 1 | ||
II | Первые механизмы. | 16 | ||
Вертушка | сентябрь | 2 | ||
Волчок | сентябрь | 2 | ||
Перекидные качели | октябрь | 2 | ||
Плот | октябрь | 2 | ||
Пусковая установка для машинок | ноябрь | 2 | ||
Измерительная машина | ноябрь | 2 | ||
Хоккеист | декабрь | 2 | ||
Новая собака Димы | декабрь | 2 | ||
III | Задачки из жизни. | 4 | ||
Переправа через реку, кишащую крокодилами | декабрь | 1 | ||
Жаркий день | январь | 1 | ||
Пугало | январь | 1 | ||
Качели | январь | 1 | ||
IV | Первые конструкции. | 16 | ||
Модель птицы | февраль | 1 | ||
Падающие башни | февраль | 1 | ||
Подвешивание предметов | февраль | 1 | ||
Стены зданий | февраль | 1 | ||
Удочка | март | 1 | ||
Крыши и навесы | март | 1 | ||
Подпорки | март | 1 | ||
Тросы | март | 1 | ||
Мосты | март | 1 | ||
Вертушка | апрель | 1 | ||
Ось вращения | апрель | 1 | ||
Шарнир | апрель | 1 | ||
Арочный мост | апрель | 1 | ||
Двойной V-образный мост | май | 1 | ||
Жёсткость и гибкость | май | 1 | ||
Небоскрёбы | май | 1 | ||
V | Итоговое занятие (конструкторский фестиваль) | май | 1 | |
ИТОГО | 38 |
Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей и конструирование);
- исследовательский метод (творческое исследование);
- презентация своих моделей;
- игровые эмоциональные ситуации, соревнования между группами, похвала, поощрение.
3.2. Алгоритм организации совместной деятельности.
Обучение состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
Установление взаимосвязей
При установлении взаимосвязей детям предлагается проблема, которую они должны понять и найти самый удачный способ её решения. На данном этапе дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления.
Конструирование
На этом этапе дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.
Рефлексия
Дети проводят исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с физическими понятиями (измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия).
Развитие
Детям предлагается экспериментировать, менять свои модели, совершенствовать их, а также придумать игры с ними. Творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований.
Взаимодействие с родителями
Сотрудничество педагогов и родителей способствуют созданию комфортных условий обучения и воспитания детей. Привлечение родителей повышает мотивацию и интерес детей. У родителей появляется желание принимать участие в совместной продуктивной деятельности с детьми, повышается степень вовлечённости в образовательный процесс ребёнка. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации механических моделей, подготовка фото отчётов создания моделей, оформление буклетов, информационных стендов, размещение информации на сайте ДОУ.
3.3. Организационное обеспечение реализации программы
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раза в неделю с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.
Количество детей в группе – 4-6 человек.
Курс рассчитан на 1 год занятий, объем занятий – 38 часов.
Занятия организуются во второй половине дня в течение 30 минут.
3.4. Материально-техническое обеспечение
Одним из первых конструкторов, с помощью которых можно создавать механические модели, являются наборы LEGO education, LEGO education division.
Для организации потребуется:
Конструктор LEGO education – 3 шт., LEGO education division – 3 шт.
Инструкция к наборам LEGO education, LEGO education division.
Книги для учителя «Первые механизмы», «Первые конструкции»
Интерактивная доска
Системный блок
Проектор
3.5. Методическое обеспечение программы
Литература
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001.
- Волкова С. И. Конструирование. – М.: Просвещение, 2009.
- Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самостоятельной работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
- Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011.
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ».
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
- Комарова Л. Г. «Строим из лего» // «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2011.
- Лиштван З. В. «Конструирование» //Москва, «Просвещение», 2010.
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ.-М.: Инт, 2008.
- Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010.
- Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование»//Издательский дом «Карапуз», Москва 2012.
- Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // Издательство «Академия», 2002.
- Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» // из-во «Сфера», Москва, 2012.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2010.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.
- Интернет – ресурсы:
- http://int-edu.ru
- Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/? page_id=390
- Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости»http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
- Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
- Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri _stroit_doma_lego.html6.
- http://ta-vi-ka.blogspot.ru/
- ideas4parents.ru
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для подготовки к занятиям с наборами конструкторов «Первые механизмы», «Первые конструкции» необходимы следующие условия:
- Конструкторы LEGO education, LEGO education division.
- Организованное для каждого ребёнка подгруппы рабочее место: стол, на котором имеется место для контейнера с деталями и «сборочной площадкой».
- Шкаф, для хранения наборов.
- Большой контейнер, позволяющий хранить незавершённые модели.
- Место, для размещения дополнительного материала: книги, фотографии – всё, что относится к изучаемой теме.
- Разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполненных проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO -мастер» 5-6 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO -мастер» 5-6 лет...
Дополнительная рабочая программа "LEGO country"
Применение LEGO- конструирования в старшей группе с научно- технической направленностью способствует формированию у детей умения учиться и формирует навыки исследовательского поведения....
Дополнительная общеобразовательная программа "Студия конструирования и моделирования"
Конструктор – универсальный продукт и перспектива его применения безгранична.Конструирование – это современное средство обучения детей. Использование конструкторов в дополнительном образов...
Дополнительная общеразвивающая программа LEGO-конструирование
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.Действительно...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-Мастер»
Данная программа является модифицированной, интегрированной по подготовке детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе. Разработана для поддержки развития математических компетенци...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин». Цель программы: развитие пространственного воображения и творче...