ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «LEGO конструирование в ДОО»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Елена Александровна Хазова

Дополнительная общеразвивающая программа "LEGO конструирование в ДОО" ориентированна для детей 7-го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lego_konstruirovanie.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14 г.Сердобска

Утверждаю

Заведующая МДОУ

детского сада № 14 г.Сердобска

______________ М.Ю.Морозова

Приказ № 138 от 28.08.2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «LEGO конструирование в ДОО»

Автор – составитель программы:

Хазова Е.А. – воспитатель

МДОУ детского сада № 14 г.Сердобска

Сердобск 2019

1.Пояснительная записка

Программа «LEGO конструирование в ДОО» разработана с Приказом Министерства образования и науки РФ  № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», и включена в часть общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г.Сердобска, формируемой участниками образовательного процесса.

Актуальность программы заключается в следующем:

  • развитие интереса дошкольников к техническому творчеству;
  • ранняя пропедевтика профориетации в связи с запросами предприятий в стране: автоматизация производства, внедрение новых технологий в производство, недостаток высококвалифицированных кадров инженерных специальностей;
  • программа является пропедевтической для подготовки к дальнейшему изучению LEGO конструирования с применением компьютерных технологий;
  • развитие инженерно-технического мышления;
  • расширение кругозора дошкольников;
  • обогащение словарного запаса дошкольников техническими терминами.

Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.

Новизна программы заключается в экспериментальной направленности обучения, которое базируется на новых инженерно-конструкторских технологиях, что способствует развитию образного и абстрактного мышления и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение замысла в механические модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская деятельность.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.

  1. Цель программы развитие технического творчества и формирование элементарной научно технической профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники, используя LEGO наборы «Первые механизмы» и «Первые конструкции».

Задачи:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, по рисунку, условиям, по собственному замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
  • развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального).
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 
  1. Программа основывается на следующих принципах:
  1. принцип личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
  2. принцип обогащение детского развития;
  3. принцип творчества и успеха;
  4. принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий;
  5. индивидуализация дошкольного образования;
  6. принцип природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
  7. принцип социального партнёрства «педагог – воспитанник – семья»;
  8. принцип систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
  9. принцип комплексно-тематического построения;
  10. принцип «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

1.3.Предполагаемые результаты реализации программы

  • ребёнок хорошо ориентируется в деталях конструкторов «Первые механизмы», «Первые конструкции»;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности;
  • проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе LEGO конструирования, имеет творческие увлечения;
  • демонстрирует высокую техническую грамотность;
  • владеют умением моделирования простых предметов;
  • охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
  • слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым;
  • создает постройки, модели по заданной теме, условиям, рисунку, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.

1.4.Система контроля и оценивания результатов

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

  • наблюдение за работой детей на занятиях;
  • участие детей в проектной деятельности;
  • участие в выставках творческих работ дошкольников.

Уровни развития:

 Навык подбора необходимых деталей 

  • Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
  • Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
  • Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.

 Умение проектировать по образцу и по рисунку

  • Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
  • Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.
  • Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.

 Умение конструировать по пошаговой схеме

  • Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
  • Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
  • Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.

2. Содержательный раздел

Модули программы

Название модуля

Количество часов

I

Механизмы вокруг нас.

1

II

Первые механизмы.

16

III

Задачки из жизни (проект – самостоятельное решение проблемы, поставленноё перед ребёнком).

4

IV

Первые конструкции.

16

V

Итоговое занятие (конструкторский фестиваль)

1

ВСЕГО:

38

Механизмы вокруг нас

Дети знакомятся с краткой историей механических приборов, знаменитыми людьми в этой области. Дети экспериментируют с набором конструкторов, знакомятся с названиями деталей и способами их соединения между собой.

Модуль «Первые механизмы»

Большое внимание уделяется развитию творческого воображения. Дети собирают модели. Предполагается конструирование по рисунку и по своему воображению. Создаются условия, способствующие возникновению у детей желания переделать игрушки, построить или изготовить новые. Основными предметными областями являются естественные науки, технология, математика. Дети знакомятся с такими понятиями, как энергия, сила, скорость, трение. Они учатся проводить опыты, высказывать предположения, собирать данные и описывать результат. Дети изучают шестерни, колёса, оси, рычаги и блоки; проектируют и конструируют модели и проводят их испытания; учатся принимать решения в соответствии с поставленной задачей, выбирать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться двухмерными чертежами в инструкциях для построения трёхмерных моделей; приобретают навык слаженной работы в команде. Курс построен на экспериментировании детей совместно со взрослыми, практической деятельности, обсуждении наблюдаемых эффектов.

Модуль «Задачки из жизни»

Дети самостоятельно конструируют модели для решения поставленной проблемы. Осваивают стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы. Они учатся производить расчёты, обрабатывать данные и принимать решения.  

Модуль «Первые конструкции»

Модуль «Первые конструкции» направлен на знакомство детей с такими понятиями, как жёсткость, устойчивость и подвижность конструкции. Дети собирают модели, которые в дальнейшем испытывают на прочность.

3.Организационный раздел

3.1. Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Дата

Количество часов

Всего

I

Механизмы вокруг нас.

1

Знакомство с компонентами конструктора.

Конструирование по замыслу

сентябрь

1

II

Первые механизмы.

16

Вертушка

сентябрь

2

Волчок

сентябрь

2

Перекидные качели

октябрь

2

Плот

октябрь

2

Пусковая установка для машинок

ноябрь

2

Измерительная машина

ноябрь

2

Хоккеист

декабрь

2

Новая собака Димы

декабрь

2

III

Задачки из жизни.

4

Переправа через реку, кишащую крокодилами

декабрь

1

Жаркий день

январь

1

Пугало

январь

1

Качели

январь

1

IV

Первые конструкции.

16

Модель птицы

февраль

1

Падающие башни

февраль

1

Подвешивание предметов

февраль

1

Стены зданий

февраль

1

Удочка

март

1

Крыши и навесы

март

1

Подпорки

март

1

Тросы

март

1

Мосты

март

1

Вертушка

апрель

1

Ось вращения

апрель

1

Шарнир

апрель

1

Арочный мост

апрель

1

Двойной V-образный мост

май

1

Жёсткость и гибкость

май

1

Небоскрёбы

май

1

V

Итоговое занятие (конструкторский фестиваль)

май

1

ИТОГО

38

Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

Основные формы и методы образовательной деятельности: 

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, работа по инструкции);
  • практический (сборка моделей и конструирование);
  • исследовательский метод (творческое исследование);
  • презентация своих моделей;
  • игровые эмоциональные ситуации, соревнования между группами, похвала, поощрение.

3.2. Алгоритм организации совместной деятельности.

Обучение состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.

Установление взаимосвязей

При установлении взаимосвязей детям предлагается проблема, которую они должны понять и найти самый удачный способ её решения. На данном этапе дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления.

Конструирование  

На этом этапе дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

Рефлексия

Дети проводят исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с физическими понятиями (измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия).

Развитие

Детям предлагается экспериментировать, менять свои модели, совершенствовать их, а также придумать игры с ними. Творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований.

Взаимодействие с родителями

Сотрудничество педагогов и родителей способствуют созданию комфортных условий обучения и воспитания детей. Привлечение родителей повышает мотивацию и интерес детей. У родителей появляется желание принимать участие в совместной продуктивной деятельности с детьми, повышается степень вовлечённости в образовательный процесс ребёнка. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации механических моделей, подготовка фото отчётов создания моделей, оформление буклетов, информационных стендов, размещение информации на сайте ДОУ.

3.3. Организационное обеспечение реализации программы

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раза в неделю с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.

Количество детей в группе – 4-6 человек. 

Курс рассчитан на 1 год занятий, объем занятий – 38 часов.

Занятия организуются во второй половине дня в течение 30 минут.

3.4. Материально-техническое обеспечение

Одним из первых конструкторов, с помощью которых можно создавать механические модели, являются наборы LEGO education, LEGO education division.

Для организации потребуется:

Конструктор LEGO education – 3 шт., LEGO education division – 3 шт.

Инструкция к наборам LEGO education, LEGO education division.

Книги для учителя «Первые механизмы», «Первые конструкции»

Интерактивная доска

Системный блок

Проектор

3.5. Методическое обеспечение программы

Литература

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2.
  2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Волкова С. И. Конструирование. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010.
  5. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самостоятельной работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
  6. Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011.
  7. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ».
  8. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
  9. Комарова Л. Г. «Строим из лего» // «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2011.
  10. Лиштван З. В. «Конструирование» //Москва, «Просвещение», 2010.
  11. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ.-М.: Инт, 2008.
  12. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010.
  13. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование»//Издательский дом «Карапуз», Москва 2012.
  14. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // Издательство «Академия», 2002.
  15. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» // из-во «Сфера», Москва, 2012.
  16. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2010.
  17. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.
  18. Интернет – ресурсы:

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Для подготовки к занятиям с наборами конструкторов «Первые механизмы», «Первые конструкции» необходимы следующие условия:

  • Конструкторы LEGO education, LEGO education division.
  • Организованное для каждого ребёнка подгруппы рабочее место: стол, на котором имеется место для контейнера с деталями и «сборочной площадкой».
  • Шкаф, для хранения наборов.
  • Большой контейнер, позволяющий хранить незавершённые модели.
  • Место, для размещения дополнительного материала: книги, фотографии – всё, что относится к изучаемой теме.
  • Разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы  для развития идей выполненных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO -мастер» 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO -мастер» 5-6 лет...

Дополнительная рабочая программа "LEGO country"

Применение LEGO-  конструирования в старшей группе с научно- технической направленностью способствует формированию у детей умения учиться и формирует навыки исследовательского поведения....

Дополнительная общеобразовательная программа "Студия конструирования и моделирования"

Конструктор – универсальный продукт и перспектива его применения безгранична.Конструирование – это современное средство обучения детей. Использование конструкторов в дополнительном образов...

Дополнительная общеразвивающая программа LEGO-конструирование

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.Действительно...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «LEGO-Мастер»

Данная программа является модифицированной, интегрированной по подготовке детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе. Разработана для поддержки развития математических компетенци...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа конструирования и моделирования «Самоделкин»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   конструирования и моделирования «Самоделкин». Цель программы: развитие пространственного воображения и творче...