Чувашская радуга
план-конспект занятия (средняя группа)
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «Чувашская радуга»
(средняя группа)
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Абрукова Е.Н.
Тема:
Цель: Создание условий для формирования представления о чувашском узоре.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с чувашским узором, ее колоритом, основными элементами. Обучать детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу.
Развивающие: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.
Воспитывающие: Вызывать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Оборудование и материалы:
Аудиозапись чувашской песни «Илемле»; фотография радуги; белая бумага без узора и с чувашским узором; доска разделочная без узора и с чувашским узором; ковш без узора и с чувашским узором; салфетка без узора и с чувашским узором; фотография чувашского узора; геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб); цветные кружочки (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); карандаши цветные; магнитная доска.
Ход занятия:
На стенде фотография радуги.
В.: Ребята, что это?
Д.: Радуга.
В.: Да, это радуга. Какая она?
Д.: (Ответы детей).
В.: Радуга красивая, волшебная,…, многоцветная. Какие здесь цвета?
Д.: (Ответы детей).
В.: А есть еще что-нибудь такое же красивое, радостное, многоцветное, как радуга?
Д.: (Ответы детей).
В.: Я тоже знаю, что так похоже на радугу. Хотите, расскажу?
Д.: (Ответы детей).
В.: Тогда присаживайтесь удобнее.
Выставляются два листа. Один белый лист без узора и второй лист с чувашским узором.
В.: Ребята. Перед вами два листа. Чем они отличаются друг от друга?
Д.: (Ответы детей).
В.: Первый лист без рисунка, а второй с рисунком. Это не простой рисунок. В рисунке есть свой порядок. Здесь фигуры и цвета повторяются, чередуются между собой. Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?
Д.: (Ответы детей).
В.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Молодцы! (Выставляет их на магнитную доску).
В.: Какие цвета вы видите на рисунке?
Д: (Ответы детей).
В.: Красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый (Выставляет кружочки с соответствующими цветами).
В.: Все это вместе называется «чувашский узор». Посмотрите, какой он красивый, яркий, волшебный, как радуга.
Выставляется доска разделочная без узора и с чувашским узором.
В.: Чем отличается одна доска от другой?
Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В.: Какая доска многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д.: (Ответы детей).
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В.: Молодцы, ребята.
Выставляется ковш без узора и с чувашским узором.
В.: Это ковш (показывает на первый) и это ковш (показывает на второй). Чем они отличаются?
Д.: Первый - без узора, а второй - с чувашским узором.
В.: Какой ковш многоцветный, красивый, радостный и волшебный, как радуга?
Д.: Ковш с чувашским узором.
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В.: Молодцы!
Выставляются 2 салфетки. Одна салфетка без узора, вторая с чувашским узором.
В.: Чем отличаются эти салфетки?
Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В.: Какая салфетка многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д.: Салфетка с чувашским узором.
В.: В чувашском узоре каждый цвет что-то символизировал
Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение.
Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри! Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.
Ладит жёлтый с голубым на холсте. Небо с солнцем золотым в высоте,
Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…
Итак, что символизирует желтый цвет (солнце), красный цвет (кровь и любовь), зеленый цвет (трава), голубой цвет (небо), черный цвет (земля)? Молодцы.
В.:А теперь скажите мне, пожалуйста, из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В.: Молодцы, ребята.
А теперь выходим на пальчиковую гимнастику.
Дети встают в круг. Выполняется пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» правой рукой на русском языке, а левой рукой то же самое на чувашском языке.
В.: Наши пальчики умеют превращаться. Вот они домашние животные. Покажем кошку, собаку, козу, корову, лошадь. (Показывают и называют сначала на русском, затем на чувашском языке). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы). Идем дальше.
В.: Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – папа, этот палец – мама, этот палец - я (Показывают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).
А теперь считаем. Один, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять. (Считают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).
Дети садятся полукругом. Выставляется лист, на котором нарисован чувашский узор.
В.: Что это?
Д.: Чувашский узор.
В.: Какой он?
Д.: Он многоцветный, красивый, яркий, как радуга.
В.: Он такой яркий потому, что нарисован цветом добра, волшебства, счастья, солнца, природы (Располагает рисунок рядом с радугой).
В.: Ребята, почему чувашские мастера украшают предметы узорами?
Д.: (Ответы детей).
В.: Правильно. А еще в старину говорили, что чувашский узор оберегает дома и хозяев от беды и несчастий, исцеляет от болезней.
Воспитатель предлагает закрыть глаза, тихо посидеть, представить радугу и чувашский узор, сравнить их.
В.: Предлагаю украсить открытку чувашским узором.
Дети рассаживаются за стол. Раскрашивают узор цветными карандашами. В.: Передайте всю вашу любовь и нежность (Во время раскрашивания звучит чувашская песня «Илемле»).
Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskaya_raduga.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «Чувашская радуга»
(средняя группа)
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Абрукова Е.Н.
Тема:
Цель: Создание условий для формирования представления о чувашском узоре.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с чувашским узором, ее колоритом, основными элементами. Обучать детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу.
Развивающие: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.
Воспитывающие: Вызывать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и уважение к культуре родного края.
Оборудование и материалы:
Аудиозапись чувашской песни «Илемле»; фотография радуги; белая бумага без узора и с чувашским узором; доска разделочная без узора и с чувашским узором; ковш без узора и с чувашским узором; салфетка без узора и с чувашским узором; фотография чувашского узора; геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб); цветные кружочки (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); карандаши цветные; магнитная доска.
Ход занятия:
На стенде фотография радуги.
В.: Ребята, что это?
Д.: Радуга.
В.: Да, это радуга. Какая она?
Д.: (Ответы детей).
В.: Радуга красивая, волшебная,…, многоцветная. Какие здесь цвета?
Д.: (Ответы детей).
В.: А есть еще что-нибудь такое же красивое, радостное, многоцветное, как радуга?
Д.: (Ответы детей).
В.: Я тоже знаю, что так похоже на радугу. Хотите, расскажу?
Д.: (Ответы детей).
В.: Тогда присаживайтесь удобнее.
Выставляются два листа. Один белый лист без узора и второй лист с чувашским узором.
В.: Ребята. Перед вами два листа. Чем они отличаются друг от друга?
Д.: (Ответы детей).
В.: Первый лист без рисунка, а второй с рисунком. Это не простой рисунок. В рисунке есть свой порядок. Здесь фигуры и цвета повторяются, чередуются между собой. Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?
Д.: (Ответы детей).
В.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Молодцы! (Выставляет их на магнитную доску).
В.: Какие цвета вы видите на рисунке?
Д: (Ответы детей).
В.: Красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый (Выставляет кружочки с соответствующими цветами).
В.: Все это вместе называется «чувашский узор». Посмотрите, какой он красивый, яркий, волшебный, как радуга.
Выставляется доска разделочная без узора и с чувашским узором.
В.: Чем отличается одна доска от другой?
Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В.: Какая доска многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д.: (Ответы детей).
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В.: Молодцы, ребята.
Выставляется ковш без узора и с чувашским узором.
В.: Это ковш (показывает на первый) и это ковш (показывает на второй). Чем они отличаются?
Д.: Первый - без узора, а второй - с чувашским узором.
В.: Какой ковш многоцветный, красивый, радостный и волшебный, как радуга?
Д.: Ковш с чувашским узором.
В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В.: Молодцы!
Выставляются 2 салфетки. Одна салфетка без узора, вторая с чувашским узором.
В.: Чем отличаются эти салфетки?
Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.
В.: Какая салфетка многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?
Д.: Салфетка с чувашским узором.
В.: В чувашском узоре каждый цвет что-то символизировал
Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение.
Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри! Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.
Ладит жёлтый с голубым на холсте. Небо с солнцем золотым в высоте,
Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…
Итак, что символизирует желтый цвет (солнце), красный цвет (кровь и любовь), зеленый цвет (трава), голубой цвет (небо), черный цвет (земля)? Молодцы.
В.:А теперь скажите мне, пожалуйста, из каких фигур выполнен чувашский узор?
Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
В.: Молодцы, ребята.
А теперь выходим на пальчиковую гимнастику.
Дети встают в круг. Выполняется пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» правой рукой на русском языке, а левой рукой то же самое на чувашском языке.
В.: Наши пальчики умеют превращаться. Вот они домашние животные. Покажем кошку, собаку, козу, корову, лошадь. (Показывают и называют сначала на русском, затем на чувашском языке). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы). Идем дальше.
В.: Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – папа, этот палец – мама, этот палец - я (Показывают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).
А теперь считаем. Один, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять. (Считают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).
Дети садятся полукругом. Выставляется лист, на котором нарисован чувашский узор.
В.: Что это?
Д.: Чувашский узор.
В.: Какой он?
Д.: Он многоцветный, красивый, яркий, как радуга.
В.: Он такой яркий потому, что нарисован цветом добра, волшебства, счастья, солнца, природы (Располагает рисунок рядом с радугой).
В.: Ребята, почему чувашские мастера украшают предметы узорами?
Д.: (Ответы детей).
В.: Правильно. А еще в старину говорили, что чувашский узор оберегает дома и хозяев от беды и несчастий, исцеляет от болезней.
Воспитатель предлагает закрыть глаза, тихо посидеть, представить радугу и чувашский узор, сравнить их.
В.: Предлагаю украсить открытку чувашским узором.
Дети рассаживаются за стол. Раскрашивают узор цветными карандашами. В.: Передайте всю вашу любовь и нежность (Во время раскрашивания звучит чувашская песня «Илемле»).
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)
(в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...
Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...
о первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу
Дети знакомятся с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым. Даются знания о первом чувашском букваре, сравнивается чувашский букварь с русским. Знакомятся, что И.Я.Яковлев оставил завещание чувашскому на...
Сценарий праздника "Любимая Чувашская земля" на чувашском языке
Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ...
Чувашский празник, прироченный ко Дню Чувашской письменности - "ПЕТРУШКАН ЮЛТАШЕСЕМ" (средняя группа)
День Чувашской письменности - 25 апреля...
Перспективный план работы учителя – логопеда Зюляевой М. С. МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики на 2018 – 2019 учебный год
Перстпективынй план работы учителя - логопеда...
«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»
laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...