Чувашский празник, прироченный ко Дню Чувашской письменности - "ПЕТРУШКАН ЮЛТАШЕСЕМ" (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа) на тему
День Чувашской письменности - 25 апреля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr.gr_._petrushkan_yultashesem.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вед: Чувашская земля, родимый край
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян.
Живет тут удивительный народ
Способный веселиться и трудиться
Который очень нежно бережет
Жемчужины преданий и традиций.
(Дети, взявшись за руки, двигаются змейкой под чувашскую плясовую мелодию садятся на места, под веселую музыку из-за ширмы появляется Петрушка)
Петрушка: Здравствуйте, дети отгадайте, как меня зовут?
Дети: Петрушка!
Петрушка: Отгадали. Хотите еще загадки отгадывать? Только отгадки нужно на чувашском языке отгадывать, а то мои друзья перед вами не появятся.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, рано утром встает, голосисто поет.
Дети: Автан!
Петрушка: Верно. А у меня, ребята, ученый петух - как услышит песню про себя, так тут как тут. Вы песню про петушка знаете?
Вед: Знаем, Петрушка, и с удовольствием тебе ее споем.
Исполняется песня «Юра, янра» (ч. н. п.)
Петрушка: А теперь загадка потруднее:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: Мулкач! (Заяц)
Петрушка: Дети, помогите мне его позвать.
Дети: Мулкач, кил кунта! (Зайчик, иди сюда)
(появляется заяц и прячется за спину Петрушки)
Петрушка: Не бойся! Дети хорошие. Поздоровайся, Заинька.
Заяц: Ыр кун пултар, ачасем! (Здравствуйте, ребята)
Дети: Ыр кун пултар, Мулкач! (Здравствуй, зайчик)
Петрушка: А теперь поиграй с ребятами, пожалуйста.
Игра «Музыкантпа мулкачсем»
Петрушка. Молодец, заинька, держи морковку!
Петрушка: Слушайте, следующую загадку:
Хвост колотушкой, а зубами стучит.
Дети: Кашкр! (Волк)
(на ширме появляется волк)
Волк: Ыр кун пултар ачасем (Здравствуйте, ребята)
Дети: Ыр кун пултар, Кашкр! (Здравствуй, волк)
Волк: Ребята, я сегодня весел и с ребятами дружу, я хочу вас пригласить на вашу любимую игру «Паттарла»
Проводится игра «Паттарла» («По-богатырски»):
Чертится большой круг. Двое игроков стоят в центре круга и держатся за 1 палку, и выталкивают друг друга из круга.)
Петрушка: А сейчас очень трудная загадка, ни за что не отгадаете:
Рыжая, хитрющая, куропаток не жалеет.
Дети: Тиле! (Лиса)
Петрушка: Молодцы! И эту загадку отгадали.
(под чув. плясовую, муз. Ф. Павлова, появляется лиса)
Лиса: Ыр кун пултр, ачасем! (Здравствуйте, ребята)
Дети: Ыр кун пултр, Тиле! (Здравствуй, лисичка)
ЛИСА: Я – лисичка, хвостик рыжий.
Никого я не обижу.
Буду с вами я плясать,
Праздник радостно встречать.
ПЕТРУШКА: Что же, лисичка, раз ты сегодня добрая, мы с ребятами, покажем тебе веселый танец.
Исполняется чувашский танец
(Лиса прощается, уходит)
Петрушка: Давно метели злые замолчали
Ручьи повсюду зажурчали.
Весна пришла, много солнца принесла.
А давайте поиграем в игру «Хевел».
Игра «Хевел»
Водящий – СОЛНЫШКО. Он стоит в центре круга, остальные идут по кругу и водят хоровод:
«Сутат хевел вайларах-
Сулла пуле шарахрах,
Хел кунесем ашарах,
Сурхи кунсем сутарах.
Гори солнце ярче,
Будет лето жарче.
А зима - теплее,
А весна – милее.»
Затем игроки подходят к солнцу, а водящий кричит: «ВЕРИ!»- и догоняет их.
Петрушка: Как прекрасно, когда светит солнце! А давайте мы с вами выйдем погулять.
(слышится фонограмма журчания воды)
Ребята, слышите, как ручеек журчит?
Петрушка: Вот веселый ручеек
Говорливый голосок.
Он разлился по лужку
Не пройти нигде дружку!
(Петрушка кладет ленты голубого цвета на пол)
А наши дети ловкие, они перепрыгнут через ручеек.
Игра: «Перепрыгни через ручеек»
(дети прыгают через ленты под чув. п. мелодию, муз. Васильева)
Петрушка: Отгадайте, кто к нам навстречу идет:
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)
Стихотворение про кошку (на чувашском языке)
Петрушка: Вот еще одна загадка:
Что за животное такое,
Что любит травку пожевать,
И молочком нас баловать.
А иногда и забодать.
Кто угадает ее снова,
Ведь это вовсе не корова. (Коза)
Стихотворение про козу (на чув. языке)
Петрушка: Мы с вами и не заметили, как оказались в лесу. Какая красивая здесь природа, вот и первые листочки на деревьях, и подснежники уже появились. Ребята, посмотрите, снег везде уже растаял, а здесь большой снежный сугроб.
(слышится храп медведя, фонограмма)
Ой, я кажется понял, это Мишкин домик, он на зиму спать лег и до сих пор никак не проснется, давайте его разбудим, посмотрите что у меня есть – красивые музыкальные инструменты, их я взял с собой в дорогу, чтобы было веселее ..
А давайте, ребята, сыграем на них и разбудим косолапого.
Исполняется ОРКЕСТР
Медведь: Что случилось, друзья?
Петрушка: Нет зимы, пришла весна!
Медведь: Ура! Лапу я сосал полгода
А теперь наемся меда!
(медведь имитирует еду)
Спасибо, что разбудили меня, ребята!
Петрушка: Хватит косолапый есть. Лучше, придумай интересную игру, поиграй с ребятами.
Медведь: Да во что же мне с вами поиграть? (чешет затылок)
У меня в лесу ничего нет, только одни деревья, да моя берлога.
Петрушка: Ну, тогда мы с ребятами, пойдем обратно в детский сад, будем там играть.
Медведь: Подождите, подождите, я, кажется, придумал, в какую игру мы с вами поиграем. В берлоге, у меня лежат лапти, которые я сам из лыка связал (медведь приносит лапти).
Вот сейчас я привяжу их на веревочку, а вы будете высоко подпрыгивать, а я буду крутить лапти по кругу, кого я задену, тот садится на лесную полянку.
«Проводится игра с лаптем» (чувашская народная мелодия)
Медведь: Спасибо вам, ребята, за то, что разбудили, поиграли, потанцевали. Но мне пора по лесу пройтись, других медведей будить, вдруг они, как я разоспались! Но на прощание я вас хочу угостить целым бочонком сладостей. (Раздает конфеты)
Сыв пул, ачасем! (До свидания, ребята)
Дети: Сыв пул, Упа! (До свидания, медведь (медведь уходит).
Петрушка: Пора ребята, нам возвращаться в детский сад. Беритесь за руки, и в путь.
(Дети идут парами под плясовую чувашскую мелодию.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник чувашской письменности
Сценарий фольклорного праздника чувашской письменности для детей старшей группы на чувашском языке...
ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)
(в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...
Сценарий досуга ко дню чувашской письменности "Ярмарка"
Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с культурой родного края и соседних регионов....
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА «ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА«ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Аннотация. Конспек...
Занятие с использованием чувашских игр «Наши игры хороши, выходи — игру начни!» в старшей группе
занятие...
Сценарий театрализованного представления чувашской народной сказки "Карчăкпа кашкăр" для 2 младшей группы
Сценарий чувашской сказки "Карчăкпа кашкăр"...
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК ЧУВАШСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Программное содержание: Цель: формирование целостного представления у детей о культ...