Лэпбук как одна из форм организации совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО
учебно-методический материал

Зараменских Анастасия Эдуардовна

Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.  Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зараменских А.Э.

Лэпбук как одна из форм организации совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО

1

    Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

    ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

    Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

    Я бы хотела остановиться на совместной деятельности детей и взрослых.

    Представляю вашему вниманию одну из форм организации совместной деятельности взрослых и детей – ЛЭПБУК.

2

    Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

3

    Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Но и начиная с раннего возраста можно использовать такие тематические папки, но в более упрощенном варианте.

4

    При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

5

    Лепбук  отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Поскольку он :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы  ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

6

    Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. 
- Родители обеспечивают разностороннюю поддержку:
- организационную (экскурсии, походы) 
- техническую (фото, видео) 
- информационную (сбор информации для лэпбука) 
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе) 

7

     Лэпбук – это отличный метод создания совместной деятельности между детским садом и родителями, поскольку при работе над созданием лэпбука происходит взаимодействие: педагог – ребенок, ребенок – родитель, педагог – родитель.

8

    Работу над лэпбуком можно условно разбить на несколько этапов

9

    1.Выбор темы.  Тема может быть любая  - деревья, насекомые, техника, времена года, праздники и т.д. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Но лучше выбирать все же частные, более узкие темы.

10

    После того, как вы определились с темой, составьте   план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Здесь никаких ограничений нет.

Далее следует подобрать подходящий по возрасту игровой, литературный, художественный  материал.

11

    Третий этап – создание макета. Для каждого подпункта нужно выбрать подходящую форму подачи.

12

    Это могут быть разнообразные кармашки с заданиями,

13

    Конвертики,

14

    Вращающиеся круги, книжки-гармошки,

15

    Различные блокнотики

16, 17

    Листы с заданиями, сложенные несколько раз

18

    Для изготовления лэпбука понадобятся:

- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (или готовая папка из под чего-нибудь);

- ножницы;

- клей-карандаш;

- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;

- двухсторонний скотч (для закрепления крупных деталей);

-принтер;

- безграничная фантазия ;

19

    Четвертый этап – обязательная презентация лэпбука, чтобы и другие дети имели представление о вашей работе.

20

Преимущества использования лэпбука в совместной деятельности:

1.     1.  Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно  учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым  такая форма обучения тоже понравится.

2.      2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем   книжку.

3.      3. Ребенок старшего дошкольного  научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к  обучению в школе.

4.      4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение  считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

   5.  Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

21

    Более подробную информацию о процессе изготовления лэпбука можно получить на различных сайтах, и там же скачать готовые шаблоны.

    И в журналах «Дошкольное образование» и «Дошкольное воспитание», которые находятся в метод.кабинете.

22

     И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Ж.Ж.Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука

Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...

Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».

Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о  празднике защитников Отечества....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО для средней группы

   Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запро...

Семинар для воспитателей "Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников"

Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком очень актуальна в современной образовательной практике дошкольной организации. Согласно требований ФГОС ДОО позиция педаго...