Лэпбук как одна из форм организации совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО
учебно-методический материал
Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зараменских А.Э.
Лэпбук как одна из форм организации совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО
1 | Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Я бы хотела остановиться на совместной деятельности детей и взрослых. Представляю вашему вниманию одну из форм организации совместной деятельности взрослых и детей – ЛЭПБУК. |
2 | Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. |
3 | Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Но и начиная с раннего возраста можно использовать такие тематические папки, но в более упрощенном варианте. |
4 | При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. |
5 | Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Поскольку он : -информативен; - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); -обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; -вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. |
6 | Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. |
7 | Лэпбук – это отличный метод создания совместной деятельности между детским садом и родителями, поскольку при работе над созданием лэпбука происходит взаимодействие: педагог – ребенок, ребенок – родитель, педагог – родитель. |
8 | Работу над лэпбуком можно условно разбить на несколько этапов |
9 | 1.Выбор темы. Тема может быть любая - деревья, насекомые, техника, времена года, праздники и т.д. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Но лучше выбирать все же частные, более узкие темы. |
10 | После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Здесь никаких ограничений нет. Далее следует подобрать подходящий по возрасту игровой, литературный, художественный материал. |
11 | Третий этап – создание макета. Для каждого подпункта нужно выбрать подходящую форму подачи. |
12 | Это могут быть разнообразные кармашки с заданиями, |
13 | Конвертики, |
14 | Вращающиеся круги, книжки-гармошки, |
15 | Различные блокнотики |
16, 17 | Листы с заданиями, сложенные несколько раз |
18 | Для изготовления лэпбука понадобятся: - лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (или готовая папка из под чего-нибудь); - ножницы; - клей-карандаш; - цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки; - двухсторонний скотч (для закрепления крупных деталей); -принтер; - безграничная фантазия ; |
19 | Четвертый этап – обязательная презентация лэпбука, чтобы и другие дети имели представление о вашей работе. |
20 | Преимущества использования лэпбука в совместной деятельности: 1. 1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится. 2. 2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку. 3. 3. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе. 4. 4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. 5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. |
21 | Более подробную информацию о процессе изготовления лэпбука можно получить на различных сайтах, и там же скачать готовые шаблоны. И в журналах «Дошкольное образование» и «Дошкольное воспитание», которые находятся в метод.кабинете. |
22 | И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Ж.Ж.Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Методические рекомендации....
Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука
Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...
Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».
Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о празднике защитников Отечества....
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО для средней группы
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запро...
Организация совместной партнерской деятельности педагога и детей с ОВЗ, детей инвалидов дошкольного возраста 6-(7)8 лет группа «Звездочки» комбинированной направленности посредством квест-игры «В поисках сокровищ»
Создание положительного эмоционального настроя, воспитание уважительного отношения к маме....
Организация совместной партнерской деятельности педагога (воспитатель, родитель) и детей
Взаимодействие с родителями и детьми...
Семинар для воспитателей "Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников"
Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком очень актуальна в современной образовательной практике дошкольной организации. Согласно требований ФГОС ДОО позиция педаго...