Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО для средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Детство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 144.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Принято Утверждено
на педагогическом совете заведующей структурного
структурное подразделение подразделения «Детский сад№ 9
«Детский сад № 9 комбинированного вида» комбинированного вида»
«17 »декабря 2015г _______ Н. И Фоменковой
Протокол № 2 « »________20__г
Приказ №_______
Рабочая программа
Совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС ДО
Паниной Надежды Петровны
средняя группа
на 2015-2016 учебный год
г. Рузаевка 2015г.
Содержание образовательной программы
№п/п | Содержание | Страницы |
I | Целевой раздел | |
1. | Пояснительная записка основной образовательной программы | 4 |
1.1 | Введение | 4 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы дошкольного образования | 5 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации программы | 7 |
1.4 | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. | 8 |
2. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования | 11 |
2.1. | Целевые ориентиры образования в возрасте 4 – 5 лет | 11 |
2.2 | Оценка результатов освоения Программы | 14 |
II | Содержательный раздел | |
1. | Учебный план ( ООП ДО в средней группе в МБДОУДетский сад № 9) | 16 |
1.1 | Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе | 17 |
1.2 | Формы способы методы и средства реализации программы | 22 |
1.3 | Взаимодействие с семьёй и с социумом | 30 |
2 | Планирование работы с детьми в группе | 32 |
2.1 | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками | 32 |
2.2 | Реализация рабочей программы дошкольного образования с учётом национально - культурных и региональных условий | 32 |
III | Организационный раздел | |
1. | Оформление предметно – пространственной среды | 34 |
1.1 | Режим дня, структура образовательной деятельности | 43 |
1.2 | Календарь тематических недель | 51 |
1.3 | Перечень методических пособий | 53 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
1.1. Введение
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Детство».
Настоящая рабочая программа для детей средней группы разработана на основе образовательной программы структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).
- Закон «Об образовании Республики Мордовия» (принят Госсобранием 17.11.1998 г.)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
- Цели и задачи реализации программы
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- Владение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
- Развитие физических качеств.
- Правильное формирование опорно– двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
- Правильное выполнение основных движений.
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
- Овладение подвижными играми с правилами.
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
- разнообразие форм подготовки и проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).
- Характеристики особенностей развития детей среднего возраста
Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности.У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
- Планируемые результаты усвоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
2.1.Целевые ориентиры образования в возрасте 4-5 лет:
- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
- Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
- Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
- Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.
- Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
- Имеет представления:
- о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то чему научился («строить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.);
- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;
- о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
- Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают. [«Детство» стр. 33]
2.2 Оценка результатов освоения Программы
Педагогическая диагностика
Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). [ФГОС п. 3.2.3]
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. [«Детство» стр. 178]
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
- деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. [«Детство» стр. 179]
Оценка результатов детского развития проводится 2 раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время педагогической диагностики занятия не проводятся.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
1 Учебный план ( ООП ДО в средней группе в МБДОУ Детский сад № 9)
Направления развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое | Двигательная | Подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; игровые ситуации; досуг; спортивные игры и упражнения; аттракционы; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждение. | 25 минут 3 раза |
Познавательное | Математика Мир природы | Наблюдение; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; игры ( сюжетные, с правилами); исследование; интеллектуальные игры (задачи-шутки); конструирование; увлечения. | 25 минут 1 раз 25 минут 1 раз |
Речевое | Развитие речи Чтение художественной литературы | Чтение; обсуждение; разучивание; заучивание, рассказывание; беседа; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная речевая деятельность. Вопросы и ответы; выставки в книжном уголке | 25мин 1 раз 25 мин 0.5 раз |
Социально - коммуникативное | Социально- коммуникативная Деятельность | Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление, отгадывание загадок; игры (сюжетные, с правилами, театрализованные); игровые ситуации. Совместные действия; дежурство; поручение; задание; самообслуживание | 25мин 0.5 раз |
Художественно - эстетическое | Лепка Аппликация Рисование Конструирование Музыкальная деятельность | Занятия, конструирование; увлечения. Чтение; обсуждение; разучивание; заучивание, рассказывание; беседа; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная деятельность. Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; Музыкально дидактические игры. | 25 мин 0.5 раз 25 мин 0.5 раз 25 мин 0.5 раз 25 мин 0.5 раз 25 мин 2 раза |
1.1 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Направления развития | Методическое пособие | Наглядно – методическое пособие | Рабочие тетради | |||||
Физическое | Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с. ISBN 978-5-4315-0462-4 Соколова Л.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г. – 80 с. ISBN 978-5-89814-810-2 | Физкультурное оборудование в группах. Физкультурное оборудование на спортивной площадке. Атрибуты к подвижным играм. Планы коррекционно-оздоровительной работы Подбор физических упражнений для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия. Комплексы дыхательной гимнастики. Дидактические игры на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Можно и нельзя», «Витаминная еда», «Съедобное – несъедобное» и др. Атласы «Мой организм», «Расту здоровым» и др. | ||||||
Познавательное развитие Сенсорное ФЭМП
Природный мир | Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил. ISBN 5-09-000732-2 (эл) Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/. Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2010. – 176 с.: Ил. ISBN 5-89814-018-2 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет. Средняя группа. - СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2010. – 16 с., 17 цв. ил. (Библиотека программы «Детство»). ISBN 5-89814-344-0 Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012 – 160 с. ISBN 978-5-89814-397-8 | Серии картин крупного формата: «Дикие животные», «Домашние животные», «Звучащее слово» Демонстрационный материал по темам: посуда, электроприборы, головные уборы, транспорт, ягоды и фрукты, животные жарких стран, дикие и домашние животные, деревья, грибы, цветы, космос и др. Репродукции картин по программе «Детство» Муляжи овощей, фруктов, грибов. Счётный материал Демонстрационный материал для решения логических задач, для составления и решения арифметических задач. Пособия по обучению ориентировке в пространстве. Набор картинок с изображением предметов разной формы, цвета и величины. Строительные наборы, конструкторы. Природный и бросовый материал. | ||||||
Речевое Развитие речи Чтение художествен- ной литературы | Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. – (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-0955-3 Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 80 с. – (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-936-9 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. –288 с. (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-1061-0 | Наборы картин, хрестоматии, дидактические игры, наглядно - дидактический материал, предметные, сюжетные картинки Подборка художественных произведений по возрасту, иллюстрации к произведениям Тематический подбор произведений литературы и фольклора: о больших и маленьких, забавы и шутки, о братьях наших меньших, о природе, знакомимся со сказкой. Фланелеграф к русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др. Иллюстрации к темам: времена года, домашние животные, птицы, насекомые, цветы. Иллюстрации к сказкам Шапочки, маски, ширмы, куклы для театрализованной деятельности | Ушакова О.С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с. (Развитие речи). ISBN 978-5-9949-0799-3 | |||||
Социально- Коммуникатив ное Социальный Мир Труд Безопасность | Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251 с. – (Школа развития). ISBN 978-5-222-22148-8 Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы» Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М.: Дрофа, ДиК, 1999. — 128 с. (Маленький человек и большой мир). Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2004. – 143 с. ISBN: 5-691-01034-4 Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стёркина, Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 144 с. ISBN 978-5-89814-121-9 | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Серии картин крупного формата: «Мы играем», «Детский сад», «Кем быть» Наглядный и демонстрационный материал по темам: «Мой дом», «Моя семья», «Наши права», «Эмоции», «Мой край» «Наша Родина» Сюжетные картинки, подборка художественных произведений. Дидактические, развивающие игры по темам: «Добрые поступки», «Наши права», «Наше настроение», «Семейное дерево», «Что такое хорошо, что такое плохо» Альбомы: «Моя родословная», «Семейные праздники», «Календарные праздники», «Правила поведения», «Мы и другие» «Народы мира», «В мире эмоций» и др. Пиктограммы «Эмоции человека» Оборудование для трудовой деятельности детей, уходу за комнатными растениями Наглядный, демонстрационный, Подборка художественных произведений о труде людей разных профессий. Тематические, сюжетные картинки. Наглядный материал, настольные – игры классификации, книги - альбомы, игрушки- символы. Демонстрационный материал: «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников (комплект сюжетных картинок); «Чтобы не было пожара», ОБЖ опасные предметы и явления и др. | Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стёркина, Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельнос ти детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 144 с. ISBN 978-5-89814-121-9 | |||||
Художественно – эстетическое Изобразитель ная деятель - ность Конструирова- ние Музыка | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с., перераб. и доп. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 192с. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. – (Программа развития). ISBN 978-5-89144-859-9 И.Каплунова, И. Новоселова Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа. – СПб.: Издательство «Композитор», 2000. | Тематические, сюжетные картинки, дидактические игры Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. Набор картин, демонстрационный материал: детям об искусстве, декоративное рисование в детском саду, лепка в детском саду, русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду, аппликация в детском саду, иллюстрации с изображением деревьев, животных, людей, транспорта, зданий, предметов народного искусства. Журнал «Музыкальный руководитель» Музыкальные инструменты: трещотки, колокольчики, ложки, бубны, металлофон, маракасы. Шумовые инструменты: шумелки, гремелки, свистелки. Произведения для слушания. Записи (голоса птиц, сказки, народные песни, любимые детские песни из мультфильмов, музыка к танцам) | ||||||
1.2 Формы способы методы и средства реализации программы | ||||||||
Направления развития | Формы реализации программы | Способы | Методы | Средства | ||||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | ||||||
Физическое развитие | ||||||||
Физическое | Физкультурные занятия, закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминуики, гимнастика пробуждения, физкультурные упражнения на воздухе, спортивные игры,развлечения, соревнования, | Игры (дидактически, развивающие, подвижные) Сюжетно-ролевая игра. | Анкети рование; - семейн ые спор тивные встречи; день открытых дверей | Здоровьесбере гающие технологии: -технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы,подвиж ные и спортив ные игры, релаксация, различные гимнастики) - технологии обучения здоровому образу жизни ( физкультурные занатия, коммуникативные игры, самомас саж) - коррекционные технологии ( технология музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия) | Наглядный наглядно – слуховые; тактильно мышечные; наглядно – зрительные Словесный( Объяснения, пояснения, подача команд) Практический (повторение упражнений) | Двигатель ная актив ность, занятия физкультурой Эколого- природ- ные факторы ( солнце, вода) Психо – гигиенические факторы ( гигиена сна , питания, занятий) | ||
Познавательное развитие | ||||||||
Развитие элементарных математических представлений Ознакомление Дошкольников с с природой | Обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший дошкольный возраст); - демонстрационные опыты (младший дошкольный возраст); - сенсорные праздники на основе народного календаря (младший дошкольный возраст); - театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы); - коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы); - занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми); - свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (младший дошкольный возраст); Познавательные эвристические беседы; чтение художественной литературы; - изобразительная и конструктивная деятельность; - экспериментирование и опыты; - музыка; - игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные); - наблюдения; - трудовая деятельность; - праздники и развлечения; - индивидуальные беседы | Игры (дидактически, развивающие, подвижные), - самостоятельная деятельность в развивающей среде Игры (дидактически, развивающие, подвижные), - самостоятельная деятельность в развивающей среде | « Круглый стол», тематические выставки, беседы, консультации, диагностики Беседа;опрос; открытые занятия для родителей; тематическая выставка; | Проекты, загадки, коллекциониро вание, проблемные ситуации Проекты, загадки, коллекциониро вание, проблемные ситуации | Рассказ взрослого, пояснения, обсуждение, чтение худ литературы, творческие задания, ситуации для эксперемен тирования. рассказ взрослого, пояснения, Наглядные наблюдения (кратковременные, длительные, рассматривание картин), демонстрация фильмов Практические - игра , труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд); элементарные опыты Словесные рассказ;беседа; чтение
| Развивающая предметно – развивающая среда, НОД, эксперимент, Развивающая предметно – развивающая среда, НОД, эксперимент, прогулка | ||
Речевое развитие | ||||||||
Развитие Речи Чтение художественной литературы и фольклора | Игры с предметами Обучающие игры с использованием предметов и игрушек Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм(потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) Чтение , рассматривание иллюстраций Сценарии активизирующего общения Имитативные упражнения, пластические этюды Коммуникативные тренинги Совместная продуктивная деятельность Проектная деятельность Речевые задания и упражнения Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций Работа по: - обучение пересказу с опорой на вопросы воспитателя; - обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы; - обучение пересказу по серии предметных картинок; - обучение пересказу по картине; - обучение пересказу литературного произведения(коллективное рассказывание) - Показ настольного театра, работа с фланелеграфом Рассказывание по иллюстрациям Творческие задания Заучивание Чтение художественной и познавательной литературы Рассказ Пересказ Экскурсии Беседа Объяснение Творческие задания Литературные викторины | Коллективный монолог Игра-драматизация с использованием разных видов театров Игры в парах и совместные игры(коллективный монолог) Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей Сюжетно-ролевые игры Игра-импровизация по мотивам сказок Театрализованные игры Дидактические игры Игры-драматизации Настольно-печатные игры Совместная продуктивная и игровая деятельность детей Словотворчество Игровая деятельность Рассматривание иллюстраций Театрализованная деятельность Игры-драматизации, игры-инсценировки Беседы Словотворчество | Чтение , рассматривание иллюстраций Игры-драматизации Совместные семейные проекты Разучивание скороговорок, чистоговорок Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах. Совместные досуги. Чтение , рассматривание иллюстраций Игры-драматизации Совместные семейные проекты Разучивание скороговорок, чистоговорок Совместные досу ги | Речевое сопровождение детей, договаривание, комментирование действий, звуковое обозночение действий Речевое сопровождение детей, договаривание, комментирование действий, звуковое обозночение действий | Наглядные (наблюдения , рассматривание) Словесные (чтение, рассказывание, заучивание, пересказ, беседа). Практические ( игры, упражне ния) Чтение худ литературы - творческие задания - беседа -демонстра ция кино- и диафильмов, просмотр компьютер ных -презентаций, рассказы воспитателя или детей чтение);
| Общение взрослых и детей, художественная литература,изо бразительное искусство. Общение взрослых и детей, книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, Иллюстратив ный материал | ||
Социально - коммуникативное развитие | ||||||||
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Трудовое воспитание Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Ознакомление дошкольников с социальным миром | Игры эксперементирования, сюжетно – самодеятельные игры, досуговые игры, обучающие игры, обрядовые игры, Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей: - к проявлению трудовых навыков; - оказанию помощи сверстнику и взрослому; - проявлению заботливого отношения к природе. Трудовые поручения. Самостоятельное планирование трудовой деятельности.
Беседы, обучение, чтение, Объяснение, напоминание, Творческие задания, дидактические игры Тематические досуги, Познавательные эвристические беседы. Чтение художественной литературы. Изобразительная и конструктивная деятельность. Экспериментирование и опыты. Музыка. Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные). Наблюдения. Трудовая деятельность. Праздники и развлечения. Индивидуальные беседы. | Самостоятельные игры Игры- сюжетно-ролевые, дидактические Совместный труд детей Дежурство Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Игры, Дидактическая игра Самообслуживание Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Упражнения, тренин ги. Игры, Дидактическая игра Рассматривание иллюстраций Продуктивная | Беседа;опрос; открытые занятия для родителей; тематическая выставка; Беседы Личный пример Показ Напоминание Объяснение Совместный труд детей и взрослых Рассказ Просмотр видеофильмов Беседы, личный пример Ситуативное обучение Рассказы, чтение Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов. | Игровые действия, Эмоционально – выразительные средства, речевые высказывания. Решение маленьких, логи- ческих задач, беседы, чтение ху дожественной литературы, придумывание сказок, пример взрослого , показ действий. | Наглядные, практические, словесные. Наглядные, практические, словесные. Методы, повышающие познавательную активность Методы, вызывающие эмоциональную активность Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности Методы коррекции Представлений | Средства в виде подруч ных игровых предме тов. знакомление с трудом взрослых, Собственная трудовая деятельность, художественная литература. | ||
Художественно – эстетическое развитие | ||||||||
Изобразитель ная деятельность Музыкальная Деятельность Детское конструирование | Занятия ( рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка); -изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр; -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактичес кие, строительные, сюжетно-ролевые); -тематические досуги; -выставки работ декоратив но-прикладного искусства, репродукций произведений живописи; -проектная деятельность; -создание коллекций Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; -музыкальная подвижная игра на прогулке; -интегративная деятельность; -концерт – импровизация на прогулке Конструирование по модели. Конструирование по условиям. Конструирование по образцу. Конструирование по замыслу. Конструирование по теме. Каркасное конструирование. Конструирование по чертежам и схемам. | Украшение личных предметов; --игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматрива ние эстетичес ки привлека- тельных объек тов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная изобразительная деятельность Игры в праздники, концерт, оркестр, музыкальные занятия, телевизор Сюжетно-ролевые игры Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Импровизация на инструментах Музыкально-дидактические игры Сюжетно-ролевая игра, рассматрива- ние, наблюдение; конструирова ние | -Совместные праздники и развлечения; -тематические выставки; - консультации; - конкурс семейных талантов Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей Совместные праздники, досуги Консультации, Беседы Детско-родительская проектная деятельность | Пение, слушание музыки, музыкально – рит- мические дви жения, музыкаль но дидактические игры, игры на музыкальных инструментах Обсуждение, чтение худ литературы, творческие задания, ситуации для эксперемен тирования. | Наглядный Словесный Практический Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным,показ движений. Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах. Словесно-слуховой: пение. Слуховой: слушание музыки. Игровой: музыкальные игры. Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий. Наглядный Словесный Практический | Хуожественная Изобразительная деятельность Музыкальные инструменты; музыкальный фольклор.
Наглядное моделиро вание |
1.3 Взаимодействие с семьёй и с социумом
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | 1.Организационная встреча с родителями «Мы уже не малыши». 2.Консультации: *«Возрастные особенности детей 4-5 лет»; * «Что должен уметь ребенок в 4 года». 3.Анкетирование « Какой вы родитель?» 4.Фотовыставка «Мое радужное лето». | сентябрь | Воспитатели |
2 | 1.Консультация «Почему ребенок плохо ест?». 2.Папка – передвижка «Игра в жизни ребенка». 3.Памятка «Одежда для прогулок в осенний период». 4.Создание фотоальбома «Бабушка и я – неразлучные друзья». | октябрь | Воспитатели |
3 | 1.Консультация «Бережем здоровье с детства или десять заповедей здоровья». 2.Беседа «начинаем утро с зарядки». 3.Памятка «Четыре закона закаливания». 4.Оформление стенгазеты «Мамочка моя – самая лучшая». | Ноябрь | воспитатели |
4 | 1.Беседа «Как вести себя на празднике». 2.Консультация «Зачем и как учить стихи?» 3.Папка-передвижка «Встречаем Новый год». 4.Утренник «В гости к Деду Морозу». | декабрь | Воспитатели Музыкальный руководитель |
5 | 1.Встреча с родителями «Учимся красиво говорить». 2.Консультация «Как отвечать на вопросы детей?». 3.Стендовая информация «Если вы решили купить ребенку книгу…» 4.Театр на ладошке (мастер-класс для родителей по изготовлению домашних театров). | январь | Воспитатели |
6 | Медицинский осмотр детей, проведение диспансеризации | Зима – весна | Медсестра, специалисты детской поликлиники |
7 | 1.Консультация «В кого они такие?» (роль семьи в воспитании ребенка). 2.Спортивный досуг «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть я хочу». 3.Фотоколлаж «Мой папа!» 4.Акция «Подари книжке жизнь» | февраль | Воспитатели Музыкальный руководитель |
8 | 1.Консультация «Развитие познавательной деятельности у детей». 2.Беседа «Как организовать труд детей дома». 3.Утренник «Мамочка моя, я люблю тебя». 4.Оформление семейных газет «Мамины помощники». | март | Воспитатели Музыкальный руководитель |
9 | .Беседа «Ребенок и дорога» (проект «Красный, желтый, зеленый»). 2.Недельная акция «С днем рождения, детский сад!». 3.Консультации: * «Полезная пища». 4.Субботник «Наш участок – самый красивый». | апрель | Воспитатели |
10 | 1.Встреча с родителями «Посмотрите, какими мы стали» (итоговые успехи за год). 2.Консультации: *«Наши зеленые друзья», * «Летний санбюллетень». 3.Стендовая информация «Как организовать летний отдых детей». 4.Памятка «Безопасность детей – забота родителей». | Май | Воспитатели |
11 | Подготовка карт развития | Май | Воспитатели |
2 Планирование работы с детьми в группе
Годовое планирование см. приложение 1
Календарно - тематическое планирование см. приложение 2
Перспективное планирование см. приложение 3
2.1 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуаль ная работа с детьми |
2.2 Реализация рабочей программы дошкольного образования с учётом национально - культурных и региональных условий.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории. Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем региональную программу « Валдоня» (Светлячок), и примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которые учитывают современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края.
Задачи:
- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.
В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.
Образовательная область | Задачи |
«Социально-коммуникативное развитие» | Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Мордовского края, стремление сохранять национальные ценности. |
«Познавательное развитие» | Приобщать детей к истории Мордовии. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. |
«Речевое развитие» | Развивать речь, мышление. Знакомить с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края. Формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
«Физическое развитие» | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные мордовские игры и забавы. |
III Организационный раздел
1 Оформление предметно – пространственной среды
В группе созданы различные центры активности:
- игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
- центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
- центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
- литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;
- спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. [Детство, 243]
Игровой центр
Назначение
- организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;
- включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
- формирование и коррекция индивидуального развития детей; создание условий для гармоничного развития детей.
Перечень компонентов
N | Наименование | Количество |
1 | Автомобили (крупного размера) | 2 |
2 | Автомобили (разной тематики, мелкого размера) |
|
3 | Автомобили (среднего размера) |
|
4 | Барабан | 1 |
5 | Бубен малый | 2 |
6 | Гирлянды |
|
7 | Гитара | 1 |
8 | Грузовые, легковые автомобили |
|
9 | Дудочка | 4 |
10 | Елка искусственная | 1 |
11 | Игровой модуль «Кухня» | 1 |
12 | Игровой модуль «Стол кухонный» | 1 |
13 | Игровой модуль «Трюмо» | 1 |
14 | Игрушки - пластизоль (домашние и дикие животные и др.) |
|
15 | Игрушки пластмассовые (животные, звери, мультяшные герои) |
|
16 | Комплект костюмов для ролевых игр |
|
17 | Комплект посуды |
|
18 | Конструктор |
|
19 | Костюмы для ряженья |
|
20 | Кровать кукольная | 1 |
21 | Крупногабаритный конструктор строительный напольный |
|
22 | Кубики пластмассовые |
|
23 | Куклы (крупного размера) |
|
24 | Куклы (среднего размера) |
|
25 | Лото с разной тематикой – комплект |
|
26 | Магнитная доска настенная |
|
27 | Муляжи фруктов и овощей |
|
28 | Набор «Бензозаправочная станция – гараж» (для мелких автомобилей) |
|
29 | Набор «Железная дорога» | 2 |
30 | Набор для игры с песком |
|
31 | Набор для мальчиков «Инструменты» | 1 |
32 | Набор для уборки с тележкой |
|
33 | Набор елочных игрушек |
|
34 | Набор игрушек для игры с песком |
|
35 | Набор картинок для группировки и обобщения – комплект |
|
36 | Набор кубиков с буквами |
|
37 | Набор кубиков с цветными гранями |
|
38 | Набор кухонной посуды для игры с куклой |
|
39 | Набор масок к сказкам |
|
40 | Набор парных картинок (предметные) для сравнения различной тематики |
|
41 | Набор перчаточных кукол к сказкам | 6 |
42 | Набор постельных принадлежностей и белья | 1 |
43 | Настольно-печатные игры для средней группы – комплект | 3 |
44 | Разрезные сюжетные картинки (6–8 частей) | 10 |
45 | Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) – комплект | 3 |
46 | Телефон детский | 2 |
47 | Утюг детский пластмассовый | 3 |
48 | Фотоаппарат | 1 |
Центр познания
Назначение
- организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;
- включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
- формирование и коррекция индивидуального развития детей; создание условий для гармоничного развития детей.
N | Наименование | Количество |
1 | Головоломки-лабиринты | 2 |
2 | Груши резиновые разных размеров | 8 |
3 | Дидактическая полусфера | 1 |
4 | Дидактический куб | 5 |
5 | Домино логическое с разной тематикой | 3 |
6 | Зеркала | 1 |
7 | Календарь погоды настенный | 1 |
8 | Коллекция бумаги | 1 |
9 | Коллекция минералов | 1 |
10 | Коллекция растений (гербарий) | 1 |
11 | Коллекция семян и плодов | 1 |
12 | Коллекция тканей | 1 |
13 | Лейка пластмассовая детская | 2 |
14 | Логические блоки Дьенеша | 3 |
15 | Лупа | 10 |
16 | Мозаика из пластика: основа со штырьками и плоскими элементами | 3 |
17 | Мягкие объемные пазлы | 3 |
18 | Набор для экспериментирования с песком | 1 |
19 | Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 3 |
20 | Набор цветных счетных палочек Кюизенера | 9 |
21 | Наглядные пособия символики России | 1 |
22 | Пазлы, развивающие рамки | 4 |
23 | Пирамида цветная | 2 |
24 | Часы песочные | 1 |
25 | Шнуровки различного уровня сложности | 3 |
Центр творчества
Назначение
- развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;
- развитие детского творчества;
- развитие продуктивной деятельности детей – аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.
Перечень компонентов
N | Наименование | Количество |
1 | Альбомы по живописи и графике | 4 |
2 | Бумага цветная | 22 |
3 | Доска для работы с пластилином | 25 |
4 | Карандаши цветные | 22 |
5 | Картон | 22 |
6 | Кисти | 25 |
7 | Краски акварельные | 25 |
8 | Краски гуашевые | 22 |
9 | Мольберт двухсторонний | 1 |
10 | Музыкальные диски для детей дошкольного возраста | 3 |
11 | Набор репродукций картин о природе | 1 |
12 | Ножницы безопасные | 25 |
13 | Палитра | 22 |
14 | Пластилин | 22 |
15 | Раскраски | 22 |
16 | Стека | 22 |
17 | Трафареты | 2 |
Литературный центр
Назначение
- организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;
- включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
- формирование и коррекция индивидуального развития детей; создание условий для гармоничного развития детей.
Перечень компонентов
N | Наименование | Количество |
| Детская художественная литература (в соответствии с возрастом) | 45 |
Спортивный центр
Назначение
- способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;
- ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.
Перечень компонентов
N | Наименование | Количество |
1 | Скакалка детская | 2 |
2 | Султанчики для упражнений | 22 |
3 | Коврик массажный | 22 |
4 | Кольцеброс | 1 |
5 | Комплект разноцветных кеглей | 1 |
6 | Лента измерения роста | 1 |
7 | Ленты | 22 |
8 | Массажные коврики | 22 |
9 | Флажки | 22 |
10 | Набор мячей (разного размера, резина) | 6 |
11 | Платочки | 22 |
12 | Обруч пластмассовый средний | 6 |
1.2 Режим организации жизни детей на холодный период года в структурном подразделении «Детский сад № 9 комбинированного вида»
Режимные моменты | Средняя группа |
Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика | 06.30-08.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.20-08.50 |
Игры и свободное общение детей | 08.50-09.00 |
Организованная образовательная деятельность | 09.00-09.50 |
Второй завтрак | 09.50-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00-12.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 12.10-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика | 12.50-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.00 |
Занятия воспитателя по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей | |
Игры, досуги, кружки | 16.00-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.35 |
Самостоятельная деятельность, общение по интересам | 17.35-18.30 |
Игры, уход домой | 18.30 |
Режим организации жизни детей на тёплый период года.
Режимные моменты | Средняя |
Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика | 06.30-08.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.20-08.50 |
Самостоятельные игры, подготовка к образовательной деятельности | 08.50-09.00 |
Второй завтрак | 09.50-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00-12.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 12.10-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика | 12.50-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-15.50 |
Игры, досуги, кружки самостоятельная деятельность по интересам, общение | 15.50-16.30 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | |
Подготовка к ужину, ужин | 16.30-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой | 17.00-18.30 |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
на 2015-2016 уч. год
Понедельник 1.Рисование/Лепка 2.Музыка | Четверг 1.Социальный мир/ Чтение худ. литературы 2.Музыка |
Вторник 1.Развитие речи 2.Физическая культура 3.Кружок (16.00-16.20) | Пятница 1.Аппликация/ Конструирование 2.Физическая культура |
Среда 1.Математика 2.Мир природы 3.Физическая культура |
Модель двигательной активности ребенка в режиме дня
Мероприятия/время в минутах | Средняя группа |
Утренняя гимнастика | 8 |
Хороводные, подвижные игры до занятий | 3 |
Физкультминутка | 2 |
Динамическая пауза (перерыв между занятиями) занятиями) | 10 |
Двигательная деятельность на занятии | 2,5 |
НОД по физической культуре | 20 минут - 3 раза в неделю |
Прогулка Общие игры Игровые упражнения Индивидуальная работа Самостоятельная двигательная активность активность | 5 3 5 |
Бодрящая гимнастика (после дневного сна) | 12 |
Подвижные | 20-25 2 раза в день |
Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня | 1 час 50 минут |
Дополнительное образование | 20 |
Физдосуг | 20-30 минут 1 раз в месяц |
День здоровья | 1 раз в квартал |
Физкультурный праздник | 45 - 50 1 раз в полгода |
Неделя здоровья | Последняя неделя марта |
Модель закаливания детей дошкольного возраста
Фактор | Мероприятия | Место в режиме дня | Периодич- | Дозировка |
Вода | полоскание рта | после каждого приема пищи | ежедневно 3 раза в день | 50-70 мл воды t воды +20 |
полоскание горла с эвкалиптом | после обеда | ежедневно | 50-70 мл р-ранач.t воды+36до +20 | |
обливание ног | после дневной прогулки | июнь-август ежедневно | нач.t воды +18+20 20-30 сек. | |
умывание | после каждого приема пищи, после проулки | ежедневно | t воды +28+20 | |
Воздух | облегченная одежда | в течение дня | ежедневно, в течение года | - |
одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течение года | - | |
прогулка на свежем воздухе | после занятий, после сна | ежедневно, в течение года | от 1,5 до 3часов, в зависимос-ти от сезона и погодныхусловий | |
утренняя гимнастика на воздухе | - | июнь-август | в зависимости от возраста | |
физкультурные занятия на воздухе | - | в течение года | 10-30 мин.,в зависимос-ти от возраста | |
воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течение года | 5-10 мин.,в зависимос-ти от возраста | |
на прогулке | июнь-август | - | ||
выполнение режима | по графику | ежедневно | 6 раз в день | |
проветривание помещения | в течение дня | |||
дневной сон с открытой фрамугой | - | в теплый период | t воздуха +15+16 | |
бодрящая гимнасти | после сна | ежедневно | ||
дыхательн | во время утренней зарядки, на физкультур-ном занятии, на прогулке, после сна | ежедневно | 3-5 упражне-ний | |
дозированные солнечные ванны | на прогулке | июнь-август, с | С 9-00 до 10-00 ч. по графику (25-30 мин.) | |
Рецепторы | босохождение в обычных условиях | в течение дня | ежедневно, в течение года | 3-5 мин. |
пальчиковая гимнастика | перед завтраком | ежедневно | 5-8 мин | |
контр | на прогулке | июнь-август, с учетом погодных условий | от 10 до 15 мин. | |
самомассаж | после сна | в течение года | 2 раза в неделю | |
массаж стоп | перед сном | в течение года | 1 раз в неделю |
Система закаливающих мероприятий
Осень | 7 4 2 3 8 10 11 1 |
Зима | 7 4 2 3 10 11 1 |
Весна | 7 4 2 3 8 9 10 11 1 |
Лето | 7 4 2 3 |
1 – хождение босиком 7 – воздушно-температурный
режим
2 – воздушные ванны 8 – утренний прием на улице
3- облегченная одежда 9 – полоскание рта
4 – прогулки 10 – обливание кистей рук
5 – самомассаж 11 –витаминотерапии
6- хождение босиком на площадке 12 – солнечные ванны
Календарь тематических недель
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 | Мониторинг, «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад». «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
2 | «Наш детский сад», «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
3 | «Овощи и фрукты» | |
4 | «Мой родной край» | |
Октябрь | 1 | «Золотая осень» |
2 | «Птицы», «Природа в Мордовии» | |
3 | «Домашние животные» | |
4 | «Грибы», «Лиственные деревья» | |
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День народного единства (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
2 | «Дикие животные» | |
3 | «Игрушки» | |
4 | «Продукты питания» | |
Декабрь | 1 | «Зима», «Здравствуй, Зимушка-зима» |
2 | «Одежда и обувь» | |
3 | «Посуда» | |
4 | «Новогодний калейдоскоп» | |
Январь | 1 | «Каникулы» |
2 | «Человек и семья», «Этикет | |
3 | «Профессии» | |
4 | «Мордовская народная игрушка» | |
Февраль | 1 | «Мордовское народное искусство» |
2 | «Мебель» | |
3 | «День защитников Отечества».»Наши защитники» | |
4 | «Транспорт». «Правила дорожного движения» | |
Март | 1 | «Мамин праздник», «Женский день», «Миром правит доброта» |
2 | «Весна шагает по планете» | |
3 | «Перелетные птицы», «Прилет птиц», «Встречаем птиц» | |
4 | «Каникулы», «Знаменитые люди России» | |
Апрель | 1 | «Мой родной город», «Мордовская народная культура и традиции» |
2 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | |
3 | «Рыбы» | |
4 | «Комнатные растения» | |
Май | 1 | «День Победы» |
2 | «Насекомые» | |
3 | «Времена года», «До свиданья, детский сад», «Здравствуй школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
4 | «Скоро лето» |
3.3 Перечень методических пособий
Программно – методические пособия
Направления развития | № | Программы Технологии и методики |
Физическое | 1 2 3 | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0 Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с. ISBN 978-5-4315-0462-4 Соколова Л.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г. – 80 с. ISBN 978-5-89814-810 |
Познавательное развитие Сенсорное развитие ФЭМП Природный мир | 4 5 6 7 8 | Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил. ISBN 5-09-000732-2 (эл) Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/. Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2010. – 176 с.: Ил. ISBN 5-89814-018-2 Первые шаги в математику. Проблемные ситуации для детей 4-5 лет. – 2-е изд., исправ. и переработ. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2007. – 2 стр., ил., цвет. ISBN: 978-5-89814-479-1 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет. Средняя группа. - СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2010. – 16 с., 17 цв. ил. (Библиотека программы «Детство»). ISBN 5-89814-344-0 Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012 – 160 с. ISBN 978-5-89814-397-8 |
Речевое Развитие речи Чтение художествен- ной литературы | 9 10 11 12 13 | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0 Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. – (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-0955-3 Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 80 с. – (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-936-9 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. –288 с. (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-1061-0 Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013 г. – 64 с. (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-587- |
Социально- Коммуникатив ное Социальный Мир Труд Безопасность | 14 15 16 17 18 | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251 с. – (Школа развития). ISBN 978-5-222-22148-8 Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы» Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М.: Дрофа, ДиК, 1999. — 128 с. (Маленький человек и большой мир). Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2004. – 143 с. ISBN: 5-691-01034-4 Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стёркина, Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 144 с. ISBN 978-5-89814-121-9 |
Художественно – эстетическое Изобразитель ная деятель - ность Конструирова- ние Музыка | 19 20 21 22 23 | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с., перераб. и доп. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. – (Программа развития). ISBN 978-5-89144-859-9 И.Каплунова, И. Новоселова Программа музыкального воспитания дошкольного возраста (средняя группа). – С.-Пб изд-во «Композитор», 2000. И.Каплунова, И. Новоселова Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа. – СПб.: Издательство «Композитор», 2000. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной группы №4 (от 5-6 лет, от 6-7 лет) (ФГОС ДО)
Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014)...
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет ( средняя группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой,.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, вторая младшая подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакц...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Сказка» 4-5 лет На 2020-2021год Разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной Программы ДОУ, составленной в соответствии с основной общеобразовательной программо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА в средней группе...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет) (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет)(соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)...