План профессионального развития по теме «Сказкотерапия-как средство эмоционального благополучия детей младшего возраста с учётом ФГОС ДО» 2019-2020 учебный год
материал
Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,
на котором можно вести беседы
с душой человека.
Актуальность:
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_individualnogo_razvitiya.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»
Рассмотрено и согласовано: на Педагогическом совете № ___ от «_____» ______________20___г. Заведующий МАДОУ «Детский сад «Малышок» ____________А.С. Качалова |
План профессионального развития по теме
«Сказкотерапия-как средство эмоционального благополучия детей младшего возраста с учётом ФГОС ДО»
Воспитатель Лейс Юлия Николаевна
2019 – 2021 учебные годы
Срок реализации: 2 года
Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,
на котором можно вести беседы
с душой человека.
Актуальность:
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель: Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. овладение новыми формами, методами и приемами работы
3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребенком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом). Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. Изучение материалов на интернет ресурсах: irinazaytseva.ru naturopiya.com psichologvsadu.ru kladvsebe.ru | Сентябрь - декабрь |
Изучение приёмов и методов сказкотерапии. Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников. «Лесенка» - исследование самооценки. Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления. «Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие. «Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир «Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним. «Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать «Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным. «Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние «Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу Упражнение «Победитель злости» Беседа о страхах. | Январь - февраль | |
Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии. Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. | Март - Июль |
Создание предметно – развивающей среды
Наименование | Сроки |
Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка». | Сентябрь Октябрь |
Дидактическая игра «Узнай сказку» | В течение года |
Папка презентаций по сказкам. | В течение года |
Трафареты сказочных героев для рисования | Декабрь Январь |
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка» | Февраль Март |
Работа с родителями:
Тема | Сроки |
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. | Сентябрь |
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. | Октябрь |
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. | Ноябрь |
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка. | Декабрь |
Фото - конкурс «Я похож на литературного героя». | Январь |
Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам" | Февраль |
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка" | Март |
Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» | Апрель |
Памятка «Как правильно читать сказки» |
Список литературы:
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
- Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
- В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
- Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
- Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком.
Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, ...
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»
Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...
Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком.
Для чего нужны игры с песком для детей и что они развивают....
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»
Актуальность представленной разработки:Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучени...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Знакомство с профессией врача» для детей младшего возраста.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Знакомство с профессией врача» для детей младшего возраста....
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....
Театральная деятельность как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в период адаптации.
laquo; Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает мир» ...