«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»
методическая разработка (младшая группа)

Лысихина Лариса Ивановна

Актуальность представленной разработки:

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в своей работе современные образовательные технологии. Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Именно поэтому игры с песком и водой так важны для развития любого ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах. Взаимодействие с песком и водой стабилизирует эмоциональное состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

 

Актуальность представленной разработки:

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в своей работе современные образовательные технологии. Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Именно поэтому игры с песком и водой так важны для развития любого ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах. Взаимодействие с песком и водой стабилизирует эмоциональное состояние.

Цель: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.

Использование игр с песком и водой в работе с дошкольниками позволяет реализовать следующие задачи:

  • Развивать познавательно-речевую активность детей, через проведение элементарных опытов с песком и водой.
  • Способствовать физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию).
  • Формировать предметно-практические и игровые действия
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива и навыков взаимодействия со взрослым.
  • Способствовать овладению детьми элементарными математическими понятиями - далеко - близко, высоко - низко, мало - много, т.д.
  • Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение к сверстникам.
  • Развивать творчество и фантазию.

Основные идеи, принципы, подходы:

Как показывает практика, если ребенка не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать детей к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий. Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность я применяю игровые методы и приемы, художественное слово. Многообразие игр, представленных в методической и практической литературе, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, содержательным, практически направленным. Этому есть несколько объяснений:

  • Действия с песком и водой – одна из форм предметно-практической, игровой и продуктивной деятельности дошкольника.
  • Игры с песком и водой позволяют расслабить мышцы и привести руки в “рабочее состояние”.
  • В играх с песком и водой не требуется значительных пространственных перемещений ребенка.
  • Игры с песком и водой можно проводить в течение всего года.

Дети очень любят играть с песком и водой, именно поэтому я предприняла попытку использовать игры – занятия с песком и водой в качестве дополнительного методического приема.

Пояснительная записка

Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки; любят дети также плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребятишек, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.

Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах: играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами. Игры с водой и песком - это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием. На занятиях я применяю игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я стараюсь научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водой и песком стараюсь проводить систематически:

  • в период адаптации детей к условиям детского сада;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • во время утреннего приема;
  • вечером после ужина;
  • на прогулке в теплый период года.

Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой и песком:

  • нельзя намеренно выливать воду из плескательницы; выкидывать песок из песочницы;
  • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
  • нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:

  • Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
  • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
  • Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

При организации игр с песком важно учесть следующее:

  • Песок должен быть чистым.
  • Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.

В играх с песком в начале я ограничивалась традиционным набором дидактического материала: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага), игрушки небольшого размера, человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота. В играх с водой – ёмкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Но постепенно стало этого не хватать и я начала придумывать новые игры, поэтому список дидактического материала стал пополняться нетрадиционным дидактическим материалом: пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ложки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки, стаканчики, дуршлаг, венчик для взбивания, губки для мытья посуды, коктейльные трубочки, пульверизаторы, увеличительное стекло, прессованные полотенца, небольшие контейнеры с крышками. Этот список можно дополнять бесконечно – нужно смело проявлять творчество, фантазию и желание сделать что-то новое и интересное для психоэмоционального развития и благополучия детей. Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет.

Использование нетрадиционного дидактического материала позволяет мне внести разнообразие в игры с водой и песком, в процессе которых дети успешнее адаптируются к условиям детского сада, становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, начинают пользоваться речью как средством общения со сверстниками. У них улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация.

Организация и проведение игр с песком и водой.

Вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится мною в форме игрового экспериментирования. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов.

Игры - эксперименты я использую на прогулке как часть наблюдения. Длительность их проведения четко не регламентирую. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендую, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Игры с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности. Специально подобранная музыка в момент игр с водой и песком гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка; спокойный характер, негромкое звучание стимулирует его деятельность.

Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи детских поэтов, считалочки – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. Игры с водой и песком важны для ослабленных детей, у которых особенно страдают эмоциональная сфера, моторика, координация движений.

В работе с детьми младшего возраста очень важно использовать прием новизны, разнообразие заданий и игрового материала, элементы неожиданности, сюрпризности, поощрения, поддержку и т.д.

Мною разработан перспективный план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком во II младшей группе с учетом возрастных особенностей детей. (Приложение 1).

Также была оформлена картотека игр – экспериментов с водой и песком.

Свою опытно-исследовательскую работу с водой и песком провожу совместно с родителями. Разработала консультации для родителей. (Приложение 2, 3.)

Исходя из вышеизложенного, считаю, что игры с водой и песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, ребенком и родителями, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Малыши овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

(Приложение 1)

 

Перспективный план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком во II младшей группе

 

Сентябрь

неделя

название игры

цель

задачи

оборудование, ход игры

2

«Чудо-песок»

 

Формирование  знаний о свойствах сухого и влажного   песка.

- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

 

Оборудование: Песочница или ящик с песком, воронка, ведерки, формочки, совочки.

Воспитатель показывает, как песок пересыпается из ведерка в формочку, как сыплется песок через воронку. Спрашивает, можно ли "испечь" куличики из сухого песка.  Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергайте, а предлагайте проверить опытным путем. Естественно, что форма не сохраняется, тогда воспитатель поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы или поднос и объясняет, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет.

4

«Чудо-водичка»

 

Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

.

 

- Активизировать словарь детей «горячая», «тёплая», «холодная»;

- Формировать у детей умение называть температуру воды.

-  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Оборудование: ёмкости с водой разной температуры (горячей, холодной, теплой), фартук из клеёнки, салфетка.

Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы. Выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей — можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды.

октябрь

2

«Песочный дождик»

 

Продолжить знакомить со свойствами сухого песка.

 

- Развить тактильные ощущения;

-  активизировать в речи детей слова: воронка, пустая, полная, сыпется

- воспитывать аккуратность при работе с песком.

 

Оборудование: ящик с песком, ситечко, совочек.

Ход игры: воспитатель говорит «В сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит».

Воспитатель просеивает песок сквозь ситечко на ладони детей с расставленными пальчиками. Затем даёт возможность каждому ребенку попробовать самому просеять песок. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).

4

«Дождик»

Сформировать знания детей о свойствах воды: капает, льётся.

- развивать наблюдательность, любознательность;

- вызвать у детей положительные эмоции. 

Оборудование: стол-ванна,  лейка.

Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему. Чтобы было интереснее в ванну с водой можно положить  пластмассовые игрушки и, поливая их вспомнить потешки, стишки про дождик. Затем дать ситечко и предложить детям выловить игрушки из воды. В процессе эксперимента дети заметят, что вода проливается в дырочки ситечка, а игрушки остаются в ситечке.

ноябрь

2

«Сыпется не сыпется»

Формирование  знаний о свойствах сухого и влажного   песка.

-  Учить видеть разницу при использовании предметов разной величины

- Познакомить с понятиями быстро – медленно;

- воспитывать аккуратность при работе с песком.

-  активизировать в речи детей слова: воронка, пустая, полная, сыпется;

-  Развить сообразительность.

Оборудование: ящик с песком, воронка большая, воронка маленькая, ведерко, совочек.

Воспитатель ставит большую воронку в ведерко, и показывает детям,  как песок будет высыпаться из воронки в ведро. Затем берет вторую воронку меньшего диаметра и одновременно насыпает песок в обе воронки, и выясняют, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее и почему.

Воспитатель обращает внимание на то, что сухой песок хорошо сыплется. Даёт детям возможность самостоятельно пересыпать песок через воронки в ведерки. Затем воспитатель вместе с детьми поливает часть песка водой, перемешивает лопаткой и показывает, что мокрый песок не сыплется, но из него можно лепить.

4

«Веселые пузыри»

 

Расширить представление о свойствах воды - возможности окрашивания.

 

- Развивать координацию и мелкую моторику рук;

- Приучать  называть основные цвета.

- Побуждать детей к разнообразным действиям с водой.

- воспитывать аккуратность при работе с водой

 

Оборудование: стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, соломинки для коктейлей.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2—3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная). Затем воспитатель предлагает детям сделать простую воду разноцветной. Для этого надо размешать акварельную краску в стаканчике с водой.

Дети выполняют задание и замечают, что вода изменилась, стала цветной. Затем выясняют, что вода может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Воспитатель предлагает детям опустить в воду соломинки для коктейлей и подуть в них. В воде появляются веселые пузырьки.

декабрь

2

«Песочные прятки»

 

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

 

Оборудование: ящик с песком, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Педагог. Игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Выберите  понравившиеся вам игрушки. Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. А после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Вы можете раскапывать песок пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Предлагается несколько небольших игрушек. Сначала воспитатель прячет игрушки, пытаясь их закопать в песок так, чтобы они расположились по всему ящику, а дети вместе их ищут и называют нашедшую игрушку. Затем закапывает тот ребенок, который первый нашел игрушку, а остальные дети продолжают искать. Игра повторяется несколько раз.

4

«Плавает или тонет»

 

Дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

 

-  формировать умение играть с водой, с разными игрушками,

- закрепить такие понятия, как «тонет - не тонет», «тяжелый – легкий»;

- развить мелкую моторику.

Оборудование:  таз с водой, различные предметы.  

Взрослый и дети стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат различные предметы. Дети поочередно бросают их в воду и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.

Затем детям можно предложить достать из таза предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну -тонущие, в другую -плавающие).

январь

2

«Дорожки из песка»

 

Формирование знаний о свойствах  сухого  песка.

Развитие тактильной чувствительности.

 

- развитие зрительно-моторной координации, воображения.

Оборудование: ящик с песком, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая дорожки прямые и извилистые, простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения требуется многократное повторение. Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, медвежонка и т.д.), который заблудился и не может найти дорогу домой.

4

«Какая разная вода»

 

Дать представление о льде и свойстве воды превращаться в лёд.

- Формировать умение называть основные цвета.

- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оборудование: Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке, стакан с прозрачной водой, цветная вода в стаканчиках.                             Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод: лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

февраль

2

«Песочная сказка»

 

Формирование знаний о свойствах  влажного   песка.

Развитие тактильной чувствительности.

 

- развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения, речи.

 

Оборудование: ящик с песком, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки. 

Воспитатель напоминает детям, что мокрый песок хорошо лепить и на мокром песке получаются более четкие узоры. Предлагает детям нарисовать на мокром песке разные дорожки (волнистую, прямую, и построить заборчик). Затем воспитатель говорит, например: «По волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы» — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанное место (именно тут и идет классификацию). Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?»

4

«Рыболовы»

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; развитие умения пользоваться сачком и удочкой для вылавливания рыбок из воды.

 

- развить внимание, координацию движения;

- закрепить знания детей о цвете;

- развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды и действовать по просьбе взрослого;

-воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Оборудование: стол-ванна, набор для ловли рыбок (сачок, удочка, рыбки), ведро.  

В воде, налитой в емкость стола-ванны, плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка.

- Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как много их плавает здесь. Какие они красивые! А чем же мы будем ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. Посмотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробовать поймать рыбку?

 Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.

Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом, а позже с использованием удочки с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб.

Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями взрослого и похвалой в адрес ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»

март

2

«Маленький повар»

Развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики, моторики.

 

Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

 

Оборудование: ящик с песком, набор формочек.

Ход игры: Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку "выпекать" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей.

4

«Купание куклы Кати»

 

Формировать у детей умение ухаживать за своим телом.

-Закрепить умение называть температуру воды.

-  Упражнять в назывании предметов одежды, белья.

-Воспитывать аккуратность при работе с водой.

  

 

Оборудование: кукла, азик, мыло, полотенце.

Предложите ребенку искупать куклу. Сначала ее надо раздеть и аккуратно сложить одежду. Затем предложите посадить куклу в таз и помыть ей головку, животик, спинку, ручки и ножки. старайтесь, чтобы ребенок выполнял действия самостоятельно. Насухо вытереть полотенцем. Можно произносить потешки о воде.

апрель

2

«Песочный городок.»

Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

 

- закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

 

Оборудование: ящик с песком, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Жители песочной страны просят нас помочь им построить домики» Для начала надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. Предлагает детям самим придумать что будет в их городке.

Можно сделать ямку, канавку, мостик, горку, норку… Затем обыграть постройку с помощью миниатюрных фигурок.

4

«Постираем кукле платье»

 

Закрепить понятие о «мокром» и «сухом».

- Закрепить умение называть температуру воды.

- Закрепить название одежды.

- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

 

Оборудование: тазик, мыло, веревочка. Ход игры: Группа детей стоит около таза с водой. «Сегодня я хочу постирать кукольное белье», говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим. Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды).

май

2

«А у нас сегодня праздник»

 

Создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.

 

- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

 

Оборудование: куклы, фигурки животных, разная мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.

4

«Разноцветные кораблики»  

 

Развитие внимания, координации движений.

- закреплять знания детей о цвете;

- воспитывать аккуратность при работе с водой. 

 

Оборудование: стол-ванна, кораблики разного цвета.

Ребенку предлагается опускать в стол-ванну с водой разноцветные кораблики. Предложить детям подуть на них, чтобы они двигались.  В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными. 

 

 

(Приложение 2)

 

Консультация для родителей «Игры с водой в домашних условиях»

Вода-первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких.

Для игр с водой необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой, маленький надувной бассейн (температура воды должна быть не менее 20-22 градусов, клеенчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры желательно в первой половине дня. Использовать игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, маленькие пупсики и т. д.

Игры и забавы с водой в летний период укрепляют здоровье детей, помогают им знакомиться с окружающим миром, со свойствами и назначениями предметов, развивают воображение, ловкость.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Познакомьте ребенка со свойствами воды:

  • Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
  • Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.
  • Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
  • Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать.
  • Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку...), переливать воду разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
  • Воду можно окрасить, добавить в неё краситель (чай, кофе, гуашь и т.д.)

Организуйте дома игры с водой:

  • Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).
  • Тонет - не тонет (игры на экспериментирование).
  • Игры с мыльными пузырями. (Самостоятельное пускание пузырей. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше, чей пузырь улетит выше, дальше...?)
  • Игры с заводными плавающими игрушками.
  • Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
  • Игры с куклой: "Умоем куклу", "Искупаем нашу куклу", "Помоем кукле посуду!", "Постираем кукле бельё."

Уважаемые родители! Организуйте с детьми «Игры с водой» в летний период. И вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших детей.

 

(Приложение 3)

 

Консультация для родителей «Игры с песком в домашних условиях»

Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен "заземлять" негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. С помощью таких игр ребенок не только обучается, у него развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Формируются такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваются воображение и речь. Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками и формочками; набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.

Предлагаем вам игровые упражнения которые можно делать с детьми:

  • Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т.д.
  • Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать, на что похож отпечаток).
  • Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчикам левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
  • Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
  • Ползают ладошки (зигзаобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель). То же самое ребром ладошки.
  • Кто здесь пробегал. (Оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы.)

В эти игры вы можем поиграть с детьми:

  • Играем в магазин. Учить детей делать из песка "продукты" для магазина — мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т. д.
  • Строим домик. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и дверь.
  • Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. Украшать их деревьями и цветами.
  • Посадим огород. Учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их и делать грядки. "Сажать" на них "Овощи" — шишечки, травку, веточки.
  • Построим гараж. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубление для машины.
  • Зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...

Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком.

Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, ...

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...

Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком.

Для чего нужны игры с песком для детей и что они развивают....

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций.  Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, ра...