ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ»
Актуальность проекта.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.
Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.
Итак, актуальна эта тема потому что:
успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Одной из таких технологий является технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобович.
Цель проекта:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических.
Исходя из цели выделила для себя следующие задачи:
• Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
• Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.
• Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей
• Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.
Принципы построения проекта.
- Системность
- Учёт возрастных особенностей детей
- Дифференцированный подход
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала
- Поэтапное использование игр
- Гуманное сотрудничество педагога и детей
- Высокий уровень трудности
Формы организации детской деятельности.
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность
Сроки проекта: сентябрь 2017г. – апрель 2018 год (долгосрочный).
Вид проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта:
1. воспитатели;
2. дети второй младшей группы;
3. родители.
Ожидаемый результат:
• повышение уровня сенсорного развития детей;
• пополнение уголка дидактическими играми и играми В. Воскобовича;
• консультации на тему «Что такое сенсорное развитие»
• совместные игры;
• беседы;
• фото о работе (наши успехи).
Этапы реализации проекта
I этап подготовительный
Задачи:
-Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорике детей дошкольного возраста
Содержание работы: Изучение литературы;
II этап практический
Задачи:
-Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорике;
-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Содержание работы:
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
Подбор и изготовление дидактических игр;
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
Консультации для родителей: «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»;
Дидактические игры:
«Геометрические фигуры», «Найди пару», «Что катится», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку».
Проведение с детьми НОД по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел»;
«Художественно - эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка»
«Художественно - эстетическое развитие. Рисование»: «Лучики для солнышка»
«Ознакомление с художественной литературой»: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»
III этап итоговый.
Задачи:
- закрепить знания к дидактическим играм по сенсорике.
Содержание работы: Презентация проекта.
Реализация:
Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей.