Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»
материал (средняя группа)
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Маленькие художники»
для детей 4-5 лет
Автор:
Бутикова А.А. –
воспитатель
Содержание
Пояснительная записка………………………………………...3
Учебно-тематический план……………………………………9
Содержание программы……………………………………….11
Методическое обеспечение программы……………………....17
Список литературы……………………………………………..18
Пояснительная записка:
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В.А.Сухомлинский)
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Программа на один год обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования для детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Художественно – эстетическое направление (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, а в продуктивной в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.
Практическая значимость программы:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Путь в творчество для детей имеет множество дорог, известных и неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо.
Отличительные особенности программы:
Данная программа предусматривает личностно-ориентированный подход к воспитанникам. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов.
Программа составлена с учетом реализации образовательных областей:
1.«Познавательное развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений.
2.«Социально-коммуникативное развитие». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3.«Художественно-эстетическое развитие». Программа дополнительного образования изобразительного позволяет расширить возможности образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4.«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Адресат программы: дети дошкольного возраста с 4-5 лет
Объем программы: 1 календарный год
Формы и методы обучения:
Групповая
Подгрупповая
Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение.
Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Иллюстративные методы обучения: при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске.
Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение и заучивание художественной литературы.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели, первая половина дня.
Цель программы:
Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам.
Задачи программы:
Образовательные:
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности;
-Обучать приемам нетрадиционных техник и способам изображения с использованием различных материалов;
-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
-Формировать первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, способность воспринимать его;
-Учить различать и называть цвета.
Развивающие:
-Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, внимательности, наблюдательности дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развитие мелкой моторики, речи и мышления;
-Формирование творческого мышления, устойчивого интереса к художественной деятельности;
-Развитие художественного вкуса, фантазии;
-Развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
-Воспитывать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
-Воспитывать и развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
-Воспитывать бережное отношение к труду;
-Воспитывать внимание, аккуратность при выполнении работ;
-Воспитывать трудолюбие, желание трудиться.
Учебный план
п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||||
1 | «Храбрый петушок» (Рисование гуашевыми красками) | 4 | 1 | 3 | ||
2 | «Осень. Листопад» (Печать листьями) | 4 | 2 | 2 | ||
3 | «Могучая сосна» (Печать от руки, пальчиковая живопись) | 4 | 1 | 3 | ||
4 | «Кисть рябины красной» (Рисование мятой бумагой) | 4 | 1 | 3 | ||
5 | «Тучи по небу бежали» Рисование «по сырому» | 4 | 2 | 2 | ||
6 |
| 4 | 2 | 2 | ||
7 | «Дождик» (Тычкование кистью) | 4 | 2 | 2 | ||
8 | «Выпал первый снег» (техника набрызга) | 4 | 1 | 3 | ||
9 | «Ежик» (Кляксография) | 4 | 1 | 3 | ||
10 | «Светят звездочки на небе» (Техника набрызга) | 4 | 1 | 3 | ||
11 | «Наша ёлочка» (Рисование пальчиками) | 4 | 2 | 2 | ||
12 | «Звери под елочкой» (кляксография) | 4 | 1 | 3 | ||
13 | «Снеговик» (Тампонирование губкой по трафарету) | 4 | 2 | 2 | ||
14 | «Снежинка» (Тампонирование губкой по трафарету) | 4 | 2 | 2 | ||
15 | «Рукавичка» (Рисование мятой бумагой) | 4 | 1 | 3 | ||
16 | «Зимнее дерево» (Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой) | 4 | 1 | 3 | ||
17 | « Звездная ночь» (Свеча + акварель) | 4 | 2 | 2 | ||
18 | «Укрась шарфик» (печать по трафарету с использованием поролона) | 4 | 2 | 2 | ||
19 | « Праздничный салют к 23 февраля» (рисование салюта с помощью ладони и методом тычка) | 4 | 2 | 2 | ||
20 | «Бантик для клоуна» (рисование ватными палочками) | 4 | 1 | 3 | ||
21 | «Открытка для моей мамы» (Ладошки, печать по трафарету) | 4 | 1 | 3 | ||
22 | «Волшебные узоры» (Ниткография) | 4 | 2 | 2 | ||
23 | « Платье, сарафан для моей мамы» (рисование по сырой бумаге) | 4 | 2 | 2 | ||
24 | «Первые цветы» (Рисование гуашью + соль) | 4 | 2 | 2 | ||
25 | «Божья коровка» | 4 | 2 | 2 | ||
26 | «Рисование мыльными пузырями» | 4 | 1 | 3 | ||
27 | «Черепаха» (Рисование гуашью + соль) | 4 | 2 | 2 | ||
28 | «Бабочка» (Монотипия) | 4 | 1 | 3 | ||
Итого часов: | 112 | 43 | 69 |
Содержание программы
октябрь
- «Храбрый петушок»
Цель: Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.
2. «Осень. Листопад» (Печать листьями)
Цель: Развитие мелкой моторики детей посредством детского художественного творчества. Познакомить детей с новой техникой. Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
3. «Могучая сосна» (Печать от руки, пальчиковая живопись)
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и пальчиками. Продолжать развивать ориентировку в пространстве.
- «Кисть рябины красной» (Рисование мятой бумагой)
Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Цель: Учить рисовать данной технике. Закрепить приемы печатания.
ноябрь
- «Тучи по небу бежали» Рисование «по сырому»
Цель: Знакомство с техникой рисования «по сырому» и использование её в работе с детьми. Умение рисовать гуашью, композиционно располагая тучи и капельки на листе бумаги.
- «Птица» (Рисование по сырой бумаге)
Цель: Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук.
- «Дождик» (Тычкование кистью)
Цель: Учить рисовать дождь с помощью тычкования. Развивать у детей чувство композиции и цвета.
- «Выпал первый снег» (техника набрызга)
Цель: Учить детей работать в технике набрызга. Умение передавать изображение падающего снега в технике набрызга. Развитие аккуратности.
декабрь
- «Ежик» (Кляксография)
Цель: Познакомить детей с новой техникой – кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.
- «Светят звездочки на небе» (Техника набрызга)
Цель: Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках набрызга. Развивать чувство композиции
- «Наша ёлочка» (Рисование пальчиками) Коллективная работа
Цель: Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать елочку пальчиками. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.
- «Звери под елочкой» (кляксография)
Цель: Закрепить у детей умения использовать в работе технику кляксография. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
январь
- «Снеговик» (Тампонирование губкой по трафарету)
Цель: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету.
Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.
- «Снежинка» (Тампонирование губкой по трафарету)
Цель: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.
- «Рукавичка» (Рисование мятой бумагой)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
- «Зимнее дерево» (Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой)
Цель: Помочь освоить цветовую гамму. Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.
февраль
- « Звездная ночь» (Свеча + акварель)
Цель: Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество.
- «Укрась шарфик» печать по трафарету с использованием поролона;
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона; развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
- « Праздничный салют к 23 февраля» (рисование салюта с помощью
ладони и методом тычка)
Цель: Развивать мелкую моторику, используя нетрадиционные способы рисования: пальчиковые краски, ватные палочки, губки. Воспитывать желание трудиться коллективно.
- «Бантик для клоуна» (рисование ватными палочками)
Цель: Познакомить детей с новым способом рисования ватными палочками.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, развивать эстетический и художественный вкус детей.
март
- « Открытка для моей мамы» (Ладошки, печать по трафарету)
Цель: Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях. Развивать фантазию.
- «Волшебные узоры» (Ниткография)
Техника рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Цель: Учить новой изобразительной технике.
- « Платье, сарафан для моей мамы»
Цель: Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук.
- «Первые цветы» (Рисование гуашью + соль)
Цель: формировать умение создавать с помощью нетрадиционных техник рисования изображение первых цветов, развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления.
апрель
- «Божья коровка»
Цель: Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.
- «Рисование мыльными пузырями»
Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
- «Черепаха» (Рисование гуашью + соль)
Цель: познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «гуашь + соль». Учить выполнять рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- «Бабочка» (Монотипия)
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Цель: Учить детей рисовать в нетрадиционной технике монотипия. Развивать творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус, развивать интерес к рисованию.
Май
Диагностика
Планируемые результаты
- Умение использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники и применять их;
- Умение самостоятельно передать композицию, используя нетрадиционные техники;
- умение участвовать в разных видах творческой художественной деятельности;
- умение проявлять воображение, фантазию при создании изображения;
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебные и методические пособия.
2. Материалы для работы:
Краски (гуашь, акварель), кисточки, палитра, непроливайки, альбомы для рисования, стаканчики, трубочки, мыло, крупная соль, вода, нитки (толстые и тонкие), ватные палочки, губки, поролон, свечи, зубные щетки, трафареты, листья, салфетки, баночки, фартуки, клеенки.
Методические материалы
В процессе работы с различными инструментами и приборами с детьми закрепляем правила пользования инструментами и соблюдение правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Занятие включает в себя:
- инструктаж (вводный, текущий, заключительный);
- теоретическая часть (в соответствии с учебным планом);
- практическая часть;
- подведение итогов, анализ работ;
- приведение в порядок рабочего места.
Список литературы
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с.
- Мелик-Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста
Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие Эйнштейны»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник"
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" для детей дошкольного возраста 3-5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Маленький художник» для детей 3-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Маленький художник" для детей 3-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Маленький художник»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности«Маленький художник»...