Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»
материал (средняя группа)

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеразвивающая  программа

познавательной направленности

«Маленькие художники»

для детей 4-5 лет

             

     Автор:

                                                       Бутикова А.А.  –

                                                воспитатель

                                                                               

                                                                                 

                                                                                   

Содержание

Пояснительная записка………………………………………...3

Учебно-тематический план……………………………………9

Содержание программы……………………………………….11

Методическое обеспечение программы……………………....17

Список литературы……………………………………………..18


Пояснительная записка:

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А.Сухомлинский)

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Программа на один год обучения и представляет  собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной  области  «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования  для детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность:

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно - творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Художественно – эстетическое направление (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, а в продуктивной в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.

Практическая значимость программы:

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Путь в творчество для детей  имеет множество дорог, известных и неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо.

Отличительные особенности программы:

Данная программа предусматривает личностно-ориентированный подход к воспитанникам. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.

Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов.

Программа составлена с учетом реализации образовательных областей:

1.«Познавательное развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений.

2.«Социально-коммуникативное развитие». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3.«Художественно-эстетическое развитие». Программа дополнительного образования изобразительного позволяет  расширить возможности образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. 

4.«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Адресат программы: дети дошкольного возраста с 4-5 лет

Объем программы: 1 календарный год

Формы и методы обучения:

Групповая

Подгрупповая

Словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение.

Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Иллюстративные методы обучения: при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске.

Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение и заучивание художественной литературы.

Режим занятий: 1 раз в 2 недели, первая половина дня.

Цель программы:

Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам.

Задачи программы:

Образовательные:

-Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности;

-Обучать приемам нетрадиционных  техник и способам изображения с использованием различных материалов;

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

-Формировать первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, способность воспринимать его;

-Учить различать и называть цвета.

Развивающие:

-Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, внимательности, наблюдательности дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;

-Развитие мелкой моторики, речи и мышления;

-Формирование  творческого  мышления,  устойчивого  интереса  к  художественной деятельности;

-Развитие  художественного  вкуса,  фантазии;

-Развитие творческих способностей детей.

Воспитательные:

-Воспитывать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

-Воспитывать и развивать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;

-Воспитывать бережное отношение к труду;

-Воспитывать внимание, аккуратность при выполнении работ;

-Воспитывать трудолюбие, желание трудиться.


Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

«Храбрый петушок»

(Рисование гуашевыми красками)

4

1

3

2

«Осень. Листопад» (Печать листьями)

4

2

2

3

«Могучая сосна» (Печать от руки, пальчиковая живопись)

4

1

3

4

«Кисть рябины красной»  (Рисование мятой бумагой)

4

1

3

5

«Тучи по небу бежали» Рисование «по сырому»

4

2

2

6

  1. «Птица» (Рисование по сырой бумаге)

4

2

2

7

«Дождик»  (Тычкование кистью)

4

2

2

8

«Выпал первый снег»  (техника набрызга)

4

1

3

9

«Ежик» (Кляксография)

4

1

3

10

«Светят звездочки на небе»  (Техника набрызга)

4

1

3

11

«Наша ёлочка» (Рисование пальчиками)

4

2

2

12

«Звери под елочкой» (кляксография)

4

1

3

13

«Снеговик» (Тампонирование губкой по трафарету)

4

2

2

14

«Снежинка» (Тампонирование губкой по трафарету)

4

2

2

15

«Рукавичка»  (Рисование мятой бумагой)

4

1

3

16

«Зимнее дерево» (Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой)

4

1

3

17

« Звездная ночь» (Свеча + акварель)

4

2

2

18

«Укрась шарфик» (печать по трафарету с использованием поролона)

4

2

2

19

« Праздничный салют к 23 февраля» (рисование салюта с помощью ладони и методом тычка)

4

2

2

20

«Бантик для клоуна» (рисование ватными палочками)

4

1

3

21

«Открытка для моей мамы» (Ладошки, печать по трафарету)

4

1

3

22

«Волшебные узоры» (Ниткография)

4

2

2

23

« Платье, сарафан для моей мамы» (рисование по сырой бумаге)

4

2

2

24

«Первые цветы» (Рисование гуашью + соль)

4

2

2

25

«Божья коровка»

4

2

2

26

«Рисование мыльными пузырями»

4

1

3

27

«Черепаха»  (Рисование гуашью + соль)

4

2

2

28

«Бабочка» (Монотипия)

4

1

3

Итого часов:

112

43

69


Содержание программы

октябрь

  1. «Храбрый петушок»

Цель: Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

2. «Осень. Листопад» (Печать листьями)

Цель: Развитие мелкой моторики детей посредством детского художественного творчества. Познакомить детей с новой техникой. Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.  Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

3. «Могучая сосна» (Печать от руки, пальчиковая живопись)

Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и пальчиками. Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

  1. «Кисть рябины красной»  (Рисование мятой бумагой)

Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Цель: Учить рисовать  данной технике. Закрепить приемы печатания.

ноябрь

  1. «Тучи по небу бежали» Рисование «по сырому»

Цель: Знакомство с техникой рисования «по сырому» и использование её в работе  с детьми. Умение рисовать гуашью, композиционно располагая тучи и капельки на листе бумаги.

  1. «Птица» (Рисование по сырой бумаге)

Цель: Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук.

  1. «Дождик»  (Тычкование кистью)

Цель: Учить рисовать дождь с помощью тычкования. Развивать у детей чувство композиции и цвета.

  1. «Выпал первый снег»  (техника набрызга)

Цель: Учить детей работать в технике набрызга.  Умение передавать изображение падающего снега в технике набрызга. Развитие аккуратности.

декабрь

  1. «Ежик» (Кляксография)

Цель: Познакомить детей с новой техникой – кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

  1. «Светят звездочки на небе»  (Техника набрызга)

Цель: Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках набрызга. Развивать чувство композиции

  1.  «Наша ёлочка» (Рисование пальчиками) Коллективная работа

Цель: Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать елочку пальчиками. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

  1. «Звери под елочкой» (кляксография)

Цель: Закрепить у детей умения использовать в работе технику кляксография. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

январь

  1. «Снеговик» (Тампонирование губкой по трафарету)

Цель: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету.

Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.

  1. «Снежинка» (Тампонирование губкой по трафарету)

Цель: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.

  1. «Рукавичка»  (Рисование мятой бумагой)

Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

  1. «Зимнее дерево» (Кляксография с трубочкой, печать мятой бумагой)

Цель: Помочь освоить цветовую гамму. Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.

февраль

  1. « Звездная ночь» (Свеча + акварель)

Цель: Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество.

  1. «Укрась шарфик» печать по трафарету с использованием поролона;

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона; развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

  1. « Праздничный салют к 23 февраля»  (рисование салюта с помощью

ладони и методом тычка)

Цель: Развивать мелкую моторику, используя нетрадиционные способы рисования: пальчиковые краски, ватные палочки, губки. Воспитывать желание трудиться коллективно.

  1. «Бантик для клоуна» (рисование ватными палочками)

Цель: Познакомить детей с новым способом рисования ватными палочками.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, развивать эстетический и художественный вкус детей.

март

  1. « Открытка для моей мамы» (Ладошки, печать по трафарету)

Цель: Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях. Развивать фантазию.

  1. «Волшебные узоры» (Ниткография)

Техника рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Цель: Учить новой изобразительной технике.

  1. « Платье, сарафан для моей мамы»

Цель:  Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук.

  1. «Первые цветы» (Рисование гуашью + соль)

Цель: формировать умение создавать с помощью нетрадиционных техник рисования изображение первых цветов, развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления.

апрель

  1. «Божья коровка»

Цель: Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

  1. «Рисование мыльными пузырями»

Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

  1. «Черепаха»  (Рисование гуашью + соль)

Цель: познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «гуашь + соль». Учить выполнять рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

  1. «Бабочка» (Монотипия)

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Цель: Учить детей рисовать в нетрадиционной технике монотипия. Развивать творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус, развивать интерес к рисованию.

Май

Диагностика

Планируемые результаты

  • Умение использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники и применять их;
  • Умение самостоятельно передать композицию, используя  нетрадиционные техники;
  • умение участвовать в разных видах творческой художественной деятельности;
  • умение проявлять воображение, фантазию при создании изображения;
  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Учебные и методические пособия.

2. Материалы для работы:

Краски (гуашь, акварель), кисточки, палитра, непроливайки, альбомы для рисования, стаканчики, трубочки, мыло, крупная соль, вода, нитки (толстые и тонкие), ватные палочки, губки, поролон, свечи, зубные щетки, трафареты, листья, салфетки, баночки, фартуки, клеенки.


Методические материалы

В процессе работы с различными инструментами и приборами с  детьми закрепляем правила пользования инструментами и соблюдение правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Занятие включает в себя:

  • инструктаж (вводный, текущий, заключительный);
  • теоретическая часть (в соответствии с учебным планом);
  • практическая часть;
  • подведение итогов, анализ работ;
  • приведение в порядок рабочего места.

Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с.
  4. Мелик-Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие Эйнштейны»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник"

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" для детей дошкольного возраста 3-5 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста  важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Маленький художник» для детей 3-7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Маленький художник" для детей 3-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Маленький художник»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности«Маленький художник»...