Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие Эйнштейны»
рабочая программа (средняя группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 29.05.2019г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 26.08.2019 г. № 89-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности
«Маленькие Эйнштейны»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Корнева Марина Андреевна
воспитатель
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации задач по познавательному развитию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
- Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме экспериментальной деятельности во второй половине дня, два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 4-5 лет - 20 минут.
2.2. Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Формирование представлений у детей о свойствах песка | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Формирование представлений у детей о свойствах воды | 2 | 1 | 1 |
3 | Формирование представлений у детей о свойствах растений | 2 | 1 | 1 |
4 | Формирование представлений у детей о свойствах воздуха | 2 | 1 | 1 |
5 | Формирование представлений у детей о свойствах камней | 2 | 1 | 1 |
6 | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | 2 | 1 | 1 |
7 | Развитие познавательно-исследовательской деятельности | 7 | 3 | 4 |
Итого | 18 | 8,5 | 9,5 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Формирование представлений у детей о свойствах песка – 2ч.
Данный раздел знакомит детей с предметами неживой природы; развивает любознательность в ходе проведения опытов; пополняет и активизирует словарь у детей на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Дети знакомятся со свойствами песка, учатся делать выводы в ходе экспериментирования; согласовывать прилагательные с существительными, делать логические заключения.
Раздел 2. Формирование представлений у детей о свойствах воды – 2ч.
Данный раздел учит детей видеть разное состояние воды (теплое, холодное); делать умозаключение. Также способствует расширению словаря за счет прилагательных обозначающих свойства воды. Дети учатся называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными.
Раздел 3. Формирование представлений у детей о свойствах растений – 2ч.
Данный раздел расширяет знания о состоянии растений осенью. Способствует формированию диалогической речи у детей. Дети учатся с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.
Раздел 4. Формирование представлений у детей о свойствах воздуха – 2ч.
Данный раздел развивает свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащает словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.); развивает наблюдательность, любознательность мышление, память. Дети учатся называть свойства воздуха; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.
Раздел 5. Формирование представлений у детей о свойствах камней – 2ч.
Данный раздел расширяет знания о разнообразии камней в природе, их значении в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Способствует формированию диалогической речи у детей. Дети учатся называть свойства камней; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов; проявлять интерес к познанию и окружающей нас природе.
Раздел 6. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела – 2ч.
Данный раздел знакомит с понятием «температура»; формирует представления о приборе для измерения температуры - термометре; учит сравнивать разные виды термометров; расширяет словарный запас детей.
Раздел 7. Развитие познавательно-исследовательской деятельности – 7ч.
Данный раздел знакомит детей с мельчайшими организмами (грибками); знакомит детей с космическими предметами. Развивает любознательность в ходе проведения опытов. Формированию у детей представлений о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. Знакомит детей с понятием «солнца как источника света и тепла в жизни всего живого».
Календарный учебный график
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Оборудование (материал, атрибуты, игры) |
Сентябрь «Мир песка» | Занятие №1 «Песочная страна» | Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость). | Стакан с песком, тарелка, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. |
Октябрь «Мир растений»
| Занятие №1 Значение воды в жизни растений Опыт: №1 «Растения и вода» №2 «Скользкие листья» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? | Листья деревьев, вода, лупа, вазелин, фломастер, баночки. |
Занятие №2 Рисование «Осенний цветок» | Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке. | Альбомный лист с карандашными контурами трёх небольших кругов, гуашь розового, жёлтого, сиреневого и зелёного цвета, три кисти (на каждого ребёнка ), картинки, открытки, иллюстрации с изображением астр ( на доске ), бумажная салфетка, акварель. | |
Ноябрь «Мир воды» | Занятие №1 Опыт №1«Теплая капелька» | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Баночки, вода разной температуры, градусник. |
| Занятие №2 «Волшебная кисточка» Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Гуашь, кисти, палитра, вода, салфетки. |
Декабрь «Мир воздуха» | Занятие №1-2 Поиски воздуха Опыт №1 «Тепло в воздухе» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» Опыт №3 «Всюду воздух» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Воздушные шары, нитка, электронные весы, пакетик, трубочка. |
Январь «Мир камней» | Занятие №1 Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» Опыт №3 «Плавучий камень» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. | Баночки с водой, коллекция камней, электронные весы, пемза, пластилин. |
Занятие №2 «Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Альбомный лист, простой карандаш, уголь. | |
Февраль «Мир температуры» | Занятие №1 «Термометр» | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка. |
| Занятие №2 Изготовление модели «Термометр». | Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. | Цветная и белая бумага, фломастеры, ножницы. |
Март «Мир химии» | Занятие №1 Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Контейнер с крышкой, хлеб. |
| Занятие №2 Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар | Кусковой сахар, тарелочка, пипетка, пищевые красители. |
Апрель «Мир космоса» | Занятие №1 Опыт№1 «Полет в космосе» Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | Учить детей делать планирующую машину Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Шарик, нитка, трубочка |
| Занятие №2 Аппликация «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук. | Материалы для аппликации. |
Май «Мир солнца» | Занятие №1 Опыт №1 с парафином Опыт №2 «Граненое стеклышко».
| Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. | Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки. деталь от хрустальной люстры, зеркало. |
| Занятие №2 Поделка «Солнышко» | Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. | Материалы для аппликации. |
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания с учетом возможностей детей.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- ситуация выбора.
2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
- консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Опыты в домашних условиях», «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок», видео-презентации.
- Организационный раздел
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Оснащение уголка экспериментирования колбами, баночками с мерной строчкой, кинетическом песком, перчатками, лопатками, а также водой, красками, гербарием, природным материалом, различными видами коллекций.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Показатели В,С,Н: В – высокий (сформирован); С - средний (находится в стадии формирования); Н – низкий (не сформирован)
Примечание:
- показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит.
Критерии для определения уровня сформированности показателей:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
- Выделяет отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), умеет сравнивать и группировать их по этим признакам.
- Имеет обобщенные представления о предметах и явлениях, устанавливает простейшие связи между ними.
- Выделяет признаки предметов (цвет, форму, величину, вес).
- Рассказывает о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала
- Устанавливает связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
- Развито умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.);
- Подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).
- Развиты первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности.
Ознакомление с миром природы:
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
- Умеет узнавать и называть 3–4 вида деревьев.
- Имеет представление о некоторых насекомых (муравей,
- бабочка, жук, божья коровка).
- Знает некоторые фрукты, овощи, ягоды и грибы.
- Называет времена года в правильной последовательности.
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Знает способы ухода за травянистыми растениями. Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Энциклопедия «365 научных экспериментов».
Для подготовки конспектов занятий будут использованы ресурсы сети интернет
https://infourok.ru/user/gorbacheva-darya-vladimirovna1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Скоро в школу»
подготовка детей к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет
Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"Возраст обучающихся: 5-8 летСрок реализации: 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
Программа по изо- деятельности...
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие экологи»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапознавательной направленности«Маленькие экологи»...