Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие Эйнштейны»
рабочая программа (средняя группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 29.05.2019г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 26.08.2019 г. № 89-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности
«Маленькие Эйнштейны»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Корнева Марина Андреевна
воспитатель
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации задач по познавательному развитию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
- Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме экспериментальной деятельности во второй половине дня, два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 4-5 лет - 20 минут.
2.2. Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Формирование представлений у детей о свойствах песка | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Формирование представлений у детей о свойствах воды | 2 | 1 | 1 |
3 | Формирование представлений у детей о свойствах растений | 2 | 1 | 1 |
4 | Формирование представлений у детей о свойствах воздуха | 2 | 1 | 1 |
5 | Формирование представлений у детей о свойствах камней | 2 | 1 | 1 |
6 | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | 2 | 1 | 1 |
7 | Развитие познавательно-исследовательской деятельности | 7 | 3 | 4 |
Итого | 18 | 8,5 | 9,5 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Формирование представлений у детей о свойствах песка – 2ч.
Данный раздел знакомит детей с предметами неживой природы; развивает любознательность в ходе проведения опытов; пополняет и активизирует словарь у детей на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Дети знакомятся со свойствами песка, учатся делать выводы в ходе экспериментирования; согласовывать прилагательные с существительными, делать логические заключения.
Раздел 2. Формирование представлений у детей о свойствах воды – 2ч.
Данный раздел учит детей видеть разное состояние воды (теплое, холодное); делать умозаключение. Также способствует расширению словаря за счет прилагательных обозначающих свойства воды. Дети учатся называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными.
Раздел 3. Формирование представлений у детей о свойствах растений – 2ч.
Данный раздел расширяет знания о состоянии растений осенью. Способствует формированию диалогической речи у детей. Дети учатся с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.
Раздел 4. Формирование представлений у детей о свойствах воздуха – 2ч.
Данный раздел развивает свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащает словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.); развивает наблюдательность, любознательность мышление, память. Дети учатся называть свойства воздуха; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.
Раздел 5. Формирование представлений у детей о свойствах камней – 2ч.
Данный раздел расширяет знания о разнообразии камней в природе, их значении в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Способствует формированию диалогической речи у детей. Дети учатся называть свойства камней; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов; проявлять интерес к познанию и окружающей нас природе.
Раздел 6. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела – 2ч.
Данный раздел знакомит с понятием «температура»; формирует представления о приборе для измерения температуры - термометре; учит сравнивать разные виды термометров; расширяет словарный запас детей.
Раздел 7. Развитие познавательно-исследовательской деятельности – 7ч.
Данный раздел знакомит детей с мельчайшими организмами (грибками); знакомит детей с космическими предметами. Развивает любознательность в ходе проведения опытов. Формированию у детей представлений о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. Знакомит детей с понятием «солнца как источника света и тепла в жизни всего живого».
Календарный учебный график
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Оборудование (материал, атрибуты, игры) |
Сентябрь «Мир песка» | Занятие №1 «Песочная страна» | Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость). | Стакан с песком, тарелка, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. |
Октябрь «Мир растений»
| Занятие №1 Значение воды в жизни растений Опыт: №1 «Растения и вода» №2 «Скользкие листья» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? | Листья деревьев, вода, лупа, вазелин, фломастер, баночки. |
Занятие №2 Рисование «Осенний цветок» | Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке. | Альбомный лист с карандашными контурами трёх небольших кругов, гуашь розового, жёлтого, сиреневого и зелёного цвета, три кисти (на каждого ребёнка ), картинки, открытки, иллюстрации с изображением астр ( на доске ), бумажная салфетка, акварель. | |
Ноябрь «Мир воды» | Занятие №1 Опыт №1«Теплая капелька» | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Баночки, вода разной температуры, градусник. |
| Занятие №2 «Волшебная кисточка» Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Гуашь, кисти, палитра, вода, салфетки. |
Декабрь «Мир воздуха» | Занятие №1-2 Поиски воздуха Опыт №1 «Тепло в воздухе» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» Опыт №3 «Всюду воздух» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Воздушные шары, нитка, электронные весы, пакетик, трубочка. |
Январь «Мир камней» | Занятие №1 Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» Опыт №3 «Плавучий камень» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. | Баночки с водой, коллекция камней, электронные весы, пемза, пластилин. |
Занятие №2 «Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Альбомный лист, простой карандаш, уголь. | |
Февраль «Мир температуры» | Занятие №1 «Термометр» | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка. |
| Занятие №2 Изготовление модели «Термометр». | Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. | Цветная и белая бумага, фломастеры, ножницы. |
Март «Мир химии» | Занятие №1 Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Контейнер с крышкой, хлеб. |
| Занятие №2 Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар | Кусковой сахар, тарелочка, пипетка, пищевые красители. |
Апрель «Мир космоса» | Занятие №1 Опыт№1 «Полет в космосе» Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | Учить детей делать планирующую машину Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Шарик, нитка, трубочка |
| Занятие №2 Аппликация «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук. | Материалы для аппликации. |
Май «Мир солнца» | Занятие №1 Опыт №1 с парафином Опыт №2 «Граненое стеклышко».
| Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. | Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки. деталь от хрустальной люстры, зеркало. |
| Занятие №2 Поделка «Солнышко» | Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. | Материалы для аппликации. |
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания с учетом возможностей детей.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- ситуация выбора.
2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
- консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Опыты в домашних условиях», «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок», видео-презентации.
- Организационный раздел
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Оснащение уголка экспериментирования колбами, баночками с мерной строчкой, кинетическом песком, перчатками, лопатками, а также водой, красками, гербарием, природным материалом, различными видами коллекций.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Показатели В,С,Н: В – высокий (сформирован); С - средний (находится в стадии формирования); Н – низкий (не сформирован)
Примечание:
- показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит.
Критерии для определения уровня сформированности показателей:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
- Выделяет отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), умеет сравнивать и группировать их по этим признакам.
- Имеет обобщенные представления о предметах и явлениях, устанавливает простейшие связи между ними.
- Выделяет признаки предметов (цвет, форму, величину, вес).
- Рассказывает о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала
- Устанавливает связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
- Развито умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.);
- Подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).
- Развиты первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности.
Ознакомление с миром природы:
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
- Умеет узнавать и называть 3–4 вида деревьев.
- Имеет представление о некоторых насекомых (муравей,
- бабочка, жук, божья коровка).
- Знает некоторые фрукты, овощи, ягоды и грибы.
- Называет времена года в правильной последовательности.
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Знает способы ухода за травянистыми растениями. Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Энциклопедия «365 научных экспериментов».
Для подготовки конспектов занятий будут использованы ресурсы сети интернет
https://infourok.ru/user/gorbacheva-darya-vladimirovna1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет
Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"Возраст обучающихся: 5-8 летСрок реализации: 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
Программа по изо- деятельности...
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие экологи»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапознавательной направленности«Маленькие экологи»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленький волшебник»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький волшебник"...