Деловая игра для педагогов «Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
материал
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт
«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»
школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Деловая игра для педагогов
«Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Старший воспитатель
Баранова О.Н.
Выльгорт, 2019 г.
Цель: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по экспериментальной деятельности.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги
На слайде: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Ведущий: Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности. Прошу каждую команду придумать название.
Ведущий: Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?»
(ответы воспитателей)
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Какова же главная задача дошкольного образовательного учреждения в познавательно-исследовательской деятельности?
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
1 задание:
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. (СЛАЙДЫ)
Попробуйте сложить перевёртыши (это строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для всех участников:
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.
На слайде: Мифы об экспериментальной деятельности:
- Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
- Любой эксперимент требует больших ресурсных и временных затрат.
- В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием.
- Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
- Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
- Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
- Главный результат такой работы – победа на конференции.
- Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
2 задание.
Работа в двух командах. Старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
- Что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность»? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
- Что такое "проблема"? (Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).
- Что такое "гипотеза"? (Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).
- Как вы понимаете термин "эксперимент"? (Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
- Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников? (Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).
- Какие этапы исследования вы знаете? (Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).
- Как увидеть и сформулировать проблему? (Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).
- Какие вы знаете формы организации познавательно — исследовательской деятельности в работе с дошкольниками? (Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
3 Задание (на слайде)
Выстроить последовательность детского экспериментирования
4 задание:
Сейчас я предлагаю командам продумать примерную структуру занятия - экспериментирования.
На слайде: правильная структура занятия-экспериментирования
5 задание: (на слайде)
Задание командам – перечислите виды экспериментов
с детьми младшего дошкольного возраста (для первой команды)
с детьми старшего дошкольного возраста (для второй команды)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель нашей работы: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать». Антуан де Сент-Экзюпери .
«Счастье перемещается кучами»
«Уйти от новой стиральной машины»
«Лысина — мужское безобразие»
«На милиционере валенки мокнут»
«Ниже пяток не опустишься»
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет»
«Безделью часы — слезам год»
«Начал развлекаться — трусливо сиди дома»
Мифы об экспериментальной деятельности: Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Любой эксперимент требует больших ресурсных и временных затрат. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием. Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п. Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. Главный результат такой работы – победа на конференции. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
Внимание, правильный ответ! Что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность»? Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности
Внимание, правильный ответ! Что такое "проблема"? Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься
Внимание, правильный ответ! Что такое "гипотеза"? Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом
Внимание, правильный ответ! Как Вы понимаете термин "эксперимент"? Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач
Внимание, правильный ответ! Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников? Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка
Внимание, правильный ответ! Какие этапы исследования Вы знаете? Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.
Внимание, правильный ответ! Как увидеть и сформулировать проблему? Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т.д.
Внимание, правильный ответ! Какие Вы знаете формы организации познавательно — исследовательской деятельности в работе с дошкольниками? Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза
Внимание, правильный ответ! выдвижение гипотезы проверка предположения целеполагание проблемная ситуация формулировка вывода новая гипотеза
Задание: Продумать примерную структуру занятия - экспериментирования .
Внимание, правильный ответ! Постановка исследовательской задачи. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования .
Задание командам – перечислите виды экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста (для первой команды) с детьми старшего дошкольного возраста (для второй команды)
Благодарим за сотрудничество! Желаем удачного дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС
Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...
Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»
Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....
Деловая игра с педагогами на тему "Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"
Деловая игра с педагогами Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС....
Деловая игра. Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи...