Деловая игра. Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
методическая разработка
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Капелька»
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ
как вид деятельности,
помогающий успешной реализации ФГОС.
Подготовила: Шашкеева Т.Н.
старший воспитатель МКДОУ д\с «Капелька»
Педагогический совет
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги МКДОУ детского сада «Капелька»
Оборудование: карточки с заданием
Ход деловой игры:
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, члены жюри, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.
Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.
Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.
Проектирование – творчество по плану
Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.
Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.
Наша деловая игра будет проходить в 5 этапов:
План: 1.Мотивационно-организационный этап.
2. Теоретико-практический этап.
3. Игровой этап.
4.Исследовательский этап.
5.Заключительный этап.
Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии,
- за членами жюри остаётся решающее слово.
1 этап. Мотивационно-организационный этап
Задание для команд:
1 задание:
Я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
Задание для второй команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
2 задание:
1. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив.игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
2. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
3.Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?
(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).
4.Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему снежинка такая?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.
+ Задание «Тема одна — сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.
При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно рассмотрен и изучен со всех позиций.
+ Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
+ Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)
Предполагаемые ответы:
- Ребёнок дома без присмотра взрослых.
- Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
- Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов: выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.
Перед вами известный всем предмет - сахар.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)
3 этап. Игровой этап
Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) последовательно и системно излагающий материал;
в) репродуктивный;
г) проблемное изложение;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
Жюри подводит итоги.
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Незнайка, Винни- пух, Карлсон.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну. Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рождения.
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей и связанных с ним приключениях ребенок понимает о его недопустимости, в то же время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
Жюри подводит итоги.
- этап. Исследовательский этап.
Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования.
1 команда: Тема: «Свойства бумаги»
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
2 команда: Тема: «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.
- этап. Заключительный этап
Подведение итогов, обсуждение за круглым столом.
Решение педагогического совета:
Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете, на семинарах-практикумах, консультациях, что обсуждали за круглым столом, посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в участии в совместном конкурсе «Я-исследователь», который мы проведём в марте.
А закончить наш педагогический совет я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
Список литературы
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.
- Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
Задание для второй команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
- Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
- Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»
Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....
Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС
Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...
Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»
Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....
Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»
Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»...