Руководство сюжетно-ролевой игрой для детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Руководство сюжетно-ролевой игрой
Для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими большое значение имеет осознание взрослыми сущности детской творческой игры и ее психологической ценности, в частности глубокое понимание вопросов, связанных с игрой. Термин «руководство игрой» обозначает в литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
В настоящее время термин «руководство» не используется, более целесообразен термин «взаимодействие». Взрослый влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Взаимодействие с детьми в этом виде игр требует большого мастерства и такта. Психолог должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.[12]
В настоящее время нет специальной программы для обучения детей с ЗПР игре, психологи и педагоги в своей работе используют программу массовых дошкольных учреждений.
Взаимодействие взрослого с детьми в игре носит преимущественно вербальный характер: он дает детям инструкцию, определяющую простые и знакомые ребенку действия. Применению инструкции должно предшествовать обучение ребенка действиям с предметами, выбирая какое-либо действие нужно помнить, что оно должно быть близко к опыту ребенка. Психолог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет представления о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание. Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.
Не следует спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и. т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.[2]
Руководство со стороны взрослого в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Следует стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.[1]
Также можно оказывать воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми, задавание вопросов. Например, можно спрашивать ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет заворачивать покупки, подсказывать, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом взаимодействия является участие самого взрослого в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры можно отметить дружные действия детей, старших привлечь к обсуждению игры, подчеркнуть положительные отношения участников. Все это способствует развитию интереса к последующим играм.
Психолог должен проанализировать проведенную игру, оценить ее воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы.
Психологическая коррекция игровой деятельности детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка. Следует стремиться к созданию в процессе игровой деятельности активной самостоятельной личностной позиции каждого ребенка, предупреждать пассивность, добиваться того, чтобы в процессе игры ребенок не пребывал в роли наблюдателя чужих действий и поступков или безучастного исполнителя распоряжений и поручений других детей. В играх, как ни в какой другой деятельности, с наибольшей полнотой раскрываются те черты личности ребенка, которые представляют для нас наибольшую ценность: инициатива, общительности или замкнутости, индивидуальность.
Развитие игровых интересов требует от психолога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Процесс сюжетно-ролевой творческой игры рекомендуется построить так, чтобы развитие игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с развитием общения и личностных качеств ребенка.
Вопросами руководства детскими играми занимались Д.В. Менджерицкая, Р.И., Михайленко, Короткова Н.А.[34,27,14]. Они считали, что используемые взрослым приемы становления игр детей могут осуществляться прямо и косвенно.[25]
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желание детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решать спорные вопросы.
Косвенное руководство – обогащение знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов (без непосредственного вмешательства в игру), внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Оно используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. Свои суждения в процессе игры с детьми взрослый выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Каждая из перечисленных форм руководства сюжетно-ролевыми играми предполагает использование ряда приемов (см. Таблицу 1)
Таблица 1. Прямые и косвенные приемы руководства игрой
Прямые | Косвенные |
|
|
Для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-развивающей среды; общение взрослого с детьми в процессе игры. Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
Опираясь на результаты изучения литературы, опыта практической работы с дошкольниками с задержкой психического развития, мы предполагаем, что использование этих приемов может положительно повлиять на развитие не только игры в целом, но ее базового компонента – интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukovodstvo_syuzhetno-rolevoy_igroy_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководство сюжетно-ролевой игрой
Для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими большое значение имеет осознание взрослыми сущности детской творческой игры и ее психологической ценности, в частности глубокое понимание вопросов, связанных с игрой. Термин «руководство игрой» обозначает в литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
В настоящее время термин «руководство» не используется, более целесообразен термин «взаимодействие». Взрослый влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Взаимодействие с детьми в этом виде игр требует большого мастерства и такта. Психолог должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.[12]
В настоящее время нет специальной программы для обучения детей с ЗПР игре, психологи и педагоги в своей работе используют программу массовых дошкольных учреждений.
Взаимодействие взрослого с детьми в игре носит преимущественно вербальный характер: он дает детям инструкцию, определяющую простые и знакомые ребенку действия. Применению инструкции должно предшествовать обучение ребенка действиям с предметами, выбирая какое-либо действие нужно помнить, что оно должно быть близко к опыту ребенка. Психолог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет представления о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание. Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.
Не следует спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и. т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.[2]
Руководство со стороны взрослого в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Следует стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.[1]
Также можно оказывать воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми, задавание вопросов. Например, можно спрашивать ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет заворачивать покупки, подсказывать, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом взаимодействия является участие самого взрослого в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры можно отметить дружные действия детей, старших привлечь к обсуждению игры, подчеркнуть положительные отношения участников. Все это способствует развитию интереса к последующим играм.
Психолог должен проанализировать проведенную игру, оценить ее воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы.
Психологическая коррекция игровой деятельности детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка. Следует стремиться к созданию в процессе игровой деятельности активной самостоятельной личностной позиции каждого ребенка, предупреждать пассивность, добиваться того, чтобы в процессе игры ребенок не пребывал в роли наблюдателя чужих действий и поступков или безучастного исполнителя распоряжений и поручений других детей. В играх, как ни в какой другой деятельности, с наибольшей полнотой раскрываются те черты личности ребенка, которые представляют для нас наибольшую ценность: инициатива, общительности или замкнутости, индивидуальность.
Развитие игровых интересов требует от психолога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Процесс сюжетно-ролевой творческой игры рекомендуется построить так, чтобы развитие игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с развитием общения и личностных качеств ребенка.
Вопросами руководства детскими играми занимались Д.В. Менджерицкая, Р.И., Михайленко, Короткова Н.А.[34,27,14]. Они считали, что используемые взрослым приемы становления игр детей могут осуществляться прямо и косвенно.[25]
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желание детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решать спорные вопросы.
Косвенное руководство – обогащение знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов (без непосредственного вмешательства в игру), внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Оно используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. Свои суждения в процессе игры с детьми взрослый выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Каждая из перечисленных форм руководства сюжетно-ролевыми играми предполагает использование ряда приемов (см. Таблицу 1)
Таблица 1. Прямые и косвенные приемы руководства игрой
Прямые | Косвенные |
|
|
Для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-развивающей среды; общение взрослого с детьми в процессе игры. Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
Опираясь на результаты изучения литературы, опыта практической работы с дошкольниками с задержкой психического развития, мы предполагаем, что использование этих приемов может положительно повлиять на развитие не только игры в целом, но ее базового компонента – интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Игра - как развитие способностей детей...
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...
Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.
Сборник составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Представление проекта по сюжетно - ролевым играм с детьми 4- 5 лет....
«Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Презентация по проекту "Развитие сюжетно - ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5 лет)"...
Технологические карты сюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД
Технологические картысюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД...
Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"
Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....