Приобщение к художественно-эстетической деятельности детей раннего возраста
статья
В статье показаны важность. способы и этапы приобщения детей к художественно-эстетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_ns.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к художественно-эстетической деятельности
детей раннего возраста.
Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии , театральным постановкам. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствует формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности.
Ранний возраст длится с одного года до трех лет. В этот период (после года) ребёнка интересует мир предметов и способы действия с ними. Это доминирующий тип отношения малыша к окружающему миру. Поэтому ведущим видом деятельности, в котором ребёнок может реализовать эту потребность, является манипулятивная, а затем предметно-орудийная деятельность. Предметом внимания ребёнка может быть и карандаш, и краски, и барабан, оказавшиеся в поле его зрения.
Художественную деятельность дети осваивают постепенно. Задача взрослых – создать условия для ее развития, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Привлекая ребенка к тому или иному виду художественной деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.), следует помнить, что на данном возрастном этапе главное – это интерес, удовольствие и радость малыша от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь и т.д. Важен эмоциональный отклик ребенка на песенку или картинку, его желание сопровождать музыку движениями, стремление действовать с красками и пластилином, интерес к стихам, кукольному театру.
Малыши познают окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение детей к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: ребенок экспериментирует с бумагой, карандашом, глиной, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия»: узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек пластилина может принимать причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают разнообразные звуки. В этот момент у малыша появляется представление о свойстве материала и цели действия с ним.
Однако не следует предлагать слишком много разнообразных материалов одновременно, так как это рассеивает внимание детей. Ребенку следует предоставить возможность опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Например, сначала малыш может мять и рвать бумагу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, можно предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его разнообразные познавательные действия. Со временем благодаря помощи взрослого у ребенка возникнет интерес к соответствующему действию с тем или иным материалом, а затем и к результату этого действия – образу предмета, явления, воплощенному в красках, линиях, звуках.
Взрослый должен помочь детям перейти от манипулятивных действий с художественным материалом к использованию его по назначению, освоению различных средств выразительности, посредством которых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих предметов и явлений. Это следует делать ненавязчиво, без принуждения, весело – в игре, свободной деятельности.
Психологами установлена последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте: от совместного к совместно-раздельному, когда ребёнок начинает действие вместе со взрослым, а заканчивает один. Затем действие выполняется на основе показа, а потом самостоятельно только по речевому указанию.
В игре за звуками, штрихами, пятнами легче увидеть образ какого-то предмета, явления. В процессе игры маленький ребенок лучше постигает смысл художественной деятельности, что очень важно для ее последующего развития. Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. В ходе игры следует развивать способность малыша узнавать изображения знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, узнав птичку или зайчика), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня, громкую или тихую, быструю или медленную музыку и т.д.
Необходимо создавать условия для того, чтобы дети могли сравнивать свойства материала или используемых выразительных средств. С этой целью нужно побуждать малыша прислушиваться к разным звукам; смешивать краски, получая разные цвета; мять в руках твердую и мягкую глину; гладить ладошкой гладкий ватман и шершавую гофрированную бумагу. Взрослый, радуясь и удивляясь «открытиям» малышей, побуждает их поделиться своими впечатлениями, чувствами.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами, способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов, и их координации, побуждают ребёнка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, делают малыша внимательным и усидчивым.
Список литературы:
1. Ганошенко Н.И. Приобщение детей к худ ожественно-эстетической деятельности./ Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова – М.; Мозаика-Синтез, 2008. - 64с.
2. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии./ Григорьева Г.Г.-М.; Просвещение, 2006. – 111с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занимательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста "Красивые цветы для пчелки"
атмаопаудвжи...
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста
Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста (2-3 лет) Тема: «построим домик для жучка»
Программное содержаниеЗадачи: Образовательные Знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Привлечь внимание детей к строительному матери...
Конспект образовательной деятельности художественно эстетического развития для детей раннего возраста на тему «Иголки для ежат»
Представленный материал, направлен на развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе изготовления иголок для ежат из бросового материала....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей раннего возраста «Золотая осень»
Цель: познакомить детей с временем года «Осень»Задачи:· активизировать и расширять словарный запас: осень, дерево, листочки, дождь;·...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей раннего возраста «Вкусное мороженое»
познакомить детей с техникой нетрадиционной аппликацией с помощью крупы (манная крупа)...