Доклад «Инновации в разделе слушание музыки в образовательной деятельности ДОУ»
статья

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Я традиционно посвящаю слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. 
Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Я традиционно посвящаю слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsii_v_slushanii.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инновации в разделе слушание музыки в образовательной деятельности ДОУ»

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Я традиционно посвящаю слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы. 
К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п. 
Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками? 

Принципы и технологии восприятия музыки: 
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений 
• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе 
• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности 
• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы. 
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. 
• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду. 
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие 
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей 
• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания 
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д. 

• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников. 

Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки: 
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; 
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; 
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; 
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности. 

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя. 
1. организация развивающей среды в группе. 
2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения. 
3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). 

Для слушания музыки, я использую муз. центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин. 

На 2-м этапе я осуществляю работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике. 

Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей. 
Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном. 
Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании). 

Такую работу я провожу с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры в разделе Слушание музыки

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки ...

Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...

Конспект фрагментов музыкальных занятий, по разделу «Слушание музыки».

Возраст: подготовительная к школе группа. Чайковский П.И. Цикл "Детский альбом", "Болезнь куклы"....

Методическая разработка по разделу «Слушание музыки»

Этот материал поможет вам расширить привычное знание о слушании музыки на музыкальных занятиях и позволит сделать это интересно и увлекательно. Материал будет полезен как для музыкальных занятий, так ...

Раздел Слушание музыки. Танец.

Раздел Слушание музыки. Танец....

Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольников

Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольниковВажное место во всестороннем музыкальном развитии ребенка занимает деятельности слушания музыки. Именно в этом виде деятельности активно разв...