Конспект фрагментов музыкальных занятий, по разделу «Слушание музыки».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лихачева Валерия Александровна

Возраст: подготовительная к школе группа. 

Чайковский П.И. Цикл "Детский альбом", "Болезнь куклы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_slushaniyu.docx19.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект фрагментов музыкальных занятий, раздел «Слушание музыки»

Возраст: подготовительная группа

Композитор и наименование музыкального произведения: Чайковский П.И. Цикл «Детский альбом», «Болезнь куклы»

            Музыкальное занятие №1(«слушание музыки»)  

Программное содержание(задачи):

1.Рассказать детям о композиторе П.И.Чайковском.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку грустного, печального, трогательного характера, определять её эмоционально-образное содержание, сравнивать по настроению со стихотворениями.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня я вам расскажу о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском. Жил он в середине прошлого века. Посмотрите на его портрет. Петр Ильич сочинял музыку и занимался пед.работой: учил будущих пианистов и композиторов. Он проявлял большой интерес к жизни детей и сочинял для них музыку. Сегодня, мы начнём знакомство с «Детского альбома».Он состоит из 24 небольших пьесок для фортепиано. На первом титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Вам наверное стало интересно кто это такой и почему ему посвящён «Детский альбом»?

Послушайте историю создания альбома. В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрость игре на фортепиано. Сидя на веранде Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему было интереснее играть, композитор  придумал цикл пьес для детей, который и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.

Давай те послушаем одно из произведений, которое называется «Болезнь куклы».Сейчас я вам сыграю, а вы внимательно послушайте и скажите мне какие чувства и настроения передает музыка. Сядем  красиво как на концерте, выпрямим спинку, ручки на коленки. (исполняю пьесу). Дети, какой характер у музыки?

Дети: Музыка грустная, печальная.

Педагог: Правильно ребята. Музыка была грустная ,печальная, тоскливая, жалобная. Как вы думаете почему композитор назвал это произведение «Болезнь куклы»?

Дети: ответы детей

Педагог: В ней слышатся горькие вздохи, даже всхлипывания(играю правую руку). Почему же кукла заболела? Может быть, ей много лет-больше, чем девочке, её хозяйке, которой она досталась от старшей сестры, а то и от мамы. Скоро играть с ней уже не получится; а именно её, быть может, девочка любит больше всего остальных своих игрушек. Потому-то она и грустит и горюет о своей старой кукле.  Послушаем еще раз.

                  Музыкальное занятие №2 («Слушание музыки»)

Программное содержание (задачи):

1.Учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ.

Ход зантия:

Педагог: Ребята, послушайте фрагмент произведения, вспомните его название и автора.(Исполняю фрагмент) .  

Дети: Чайковский «Болезнь куклы».

Педагог: Правильно. Вспомните какая эта музыка по характеру?

Дети: печальная, грустная, тоскливая.

Педагог: Верно. Можно ли сказать, что Чайковский изобразил слёзки куклы через верхние нотки как капельки? (играю правую руку)  

Дети: да

Педагог: Действительно. Чайковский написал мелодию в высоком регистре. От этого нам и кажется, что это слёзы нашей куклы. Сейчас я кое что изменю в музыке, а вы скажите похожа музыка будет на нашу куклу?(исполняю фрагмент в другом штрихе) Ну что, похоже?

Дети: нет, она стала веселая.

Педагог: Молодцы, я поменяла темп и штрих, поэтому похоже на куклу не которая болеет, а на куклу, которая радуется, веселится. А какие ещё средства муз. выразительности помогают нам представить болезнь куклы?

Дети: минорна музыка.

Педагог: Правильно. Мелодия здесь тихая предпочтительно пиано, плавная, медленный темп. Тональность минорная, поэтому мы слышим тоску куклы.А сейчас я сыграю вам еще раз а вы представите, что в руках у вас кукла, которую вы плавно убаюкиваете.

            Музыкальное занятие №3(«слушание музыки»)  

Программное содержание (задачи):

1.Учить определять выразительные тембры музыкального инструмента, передающие характер частей пьесы.

2.Закрепить у детей средства музыкальной выразительности, создающие образ, изобразительность музыки.

Ход занятия:

Педагог: Дети, давайте рассмотрим рисунки кукол. Какие они разные-и радостные, и грустные, новые, старые. Я сыграю вам пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы», а вы выберете рисунки, наиболее соответствующие этой пьесе(исполняю пьесу, дети выбирают рисунки)

Педагог: Ребята сейчас я прочитаю вам стих, а вы скажите подходит ли этот стих к нашим рисункам

Тихо-тихо-тишина

Кукла бедная больна.

Кукла ноги промочила,

Шею шарфом не закрыла.

Непослушная такая,

А теперь лежит больная.

Каким рисункам соответствует эти стихи?  

Дети: (показывают рисунки)

Педагог: Ребята на прошло занятии мы разобрали как Петр Ильич передал слезки куклы через верхние нотки. А в какой части наша хозяйка куклы плакала?(исполняю фрагмент)

Дети: в 1 и в конце

Педагог: Правильно. Додумайте каким тембрами инструментов можно подчеркнуть слезки нашей девочки.

Дети: треугольник  

Педагог: Правильно. Нужно играть тише, чтобы подчеркнуть тоску девочки, передать характер музыки.(Даю инструмент одному ребенку, исполняю произведение вместе с ним)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры в разделе Слушание музыки

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки ...

Конспект открытого музыкального занятия "Путешествие в страну музыки"

Дети отправляются в страну Музыки, во время своего путешествия выполняют музыкальные задания....

Конспект открытого музыкального занятия "Путешествие в мир музыки"

Данный конспект направлен на развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК-технологий....

Доклад «Инновации в разделе слушание музыки в образовательной деятельности ДОУ»

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Я традиционно ...

Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...

Вариант конспекта фрагмента музыкального занятия по разделу «Пение».

Подготовительная к школе группа. "Бравые солдаты" муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Составитель, музыкальный руководитель: Лихачева Валерия Александровна...

Конспект фрагмента музыкального занятия по слушанию музыки. Эдвард Григ "Пер Гюнт" для детей 6-7 лет

Используемые технологии:ККТ - технологииСлушание музыкиЦель: Расширение кругозора детей, знакомство с классической музыкой, развитие чувства прекрасного через музыкальные и художественные произведения...