программа «Применение информационно–коммуникационных технологий в разделе «Слушание музыки».
рабочая программа (подготовительная группа)

Современный детский сад – часть общества, и в нем, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_ikt.docx60.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА  

на заседании педагогического совета

протокол от 26.08.2024 г. №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБДОУ «Детский сад «Родничок»

от «26» августа 2024 г. № 25-ОД

ПРОГРАММА

 «Применение информационно–коммуникационных технологий

в разделе «Слушание музыки».

автор - разработчик Абрамчик Елена Анатольевна

г. Рославль

2023 г.

Введение.

     Основной целью ДОУ в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей развитые компетентности и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Современный детский сад – часть общества, и в нем, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка.

Актуализация:

     Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Современный ребенок требует современного воспитания. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ребенка. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

    Информационно-коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации детям, с помощью компьютера. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:

  • источник обучающей информации;
  • наглядное пособие;
  • средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;
  • средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
  • средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.

    Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные.

На занятиях задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Цель:

Формирование и развитие  у детей устойчивого познавательного интереса

и эмоционального восприятия  музыки.

посредством применения информационно–коммуникационных технологий

в разделе «Слушание музыки».

Задачи:

•        Формировать у дошкольника знания о музыке, через восприятие музыкальных произведений при помощи ИКТ

•        Развивать эмоциональную отзывчивость и мотивационно – оценочную деятельность в процессе восприятия музыки

•        Приобщать детей к миру музыкального театра, используя фрагменты видеозаписей балетных и оперных спектаклей, используя ИКТ

Разработчик программы: Абрамчик Е.А.

Участники программы: 

дети подготовительной группы 6-7 лет.

Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год

Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию, в совместной деятельности педагогов с детьми в досуговой деятельности детей.

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Ожидаемые результаты:

К семи годам в результате освоения программы ребёнок:

благодаря использованию современных ИК-технологий на музыкальных занятиях дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.

Использование ИКТ музыкальным руководителем в ДОУ:

Видео музыкально-дидактические игры.

Видео музыкальных праздников.

Видео танцевальных композиций.

Интерактивные плакаты.

Презентации, видео к слушанию музыки.

Видео энциклопедии.

Партитуры для оркестра.

Викторины, вечера загадок

Демонстрационный        материал        к        праздникам,        развлечениям, родительским собраниям, и  т.д.

Данная программа применяется в разделе «Слушание музыки»

     Слушание музыки – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

     Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.

Методы работы на музыкальном занятии с использованием ИКТ: 

Метод демонстраций. Используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов.

Метод иллюстраций. Позволяет показывать предметы, процессы, явления в их символическом изображении (фотографии, рисунки). 

Словесный метод (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов. 

Метод дидактических компьютерных игр. Предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения). 

Метод сравнения и анализа. Предполагает выполнение творческих заданий, которые заставляют учащихся вслушиваться, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы. 

Выбор методов обучения определяется с учётом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.

Основные принципы обучения:

·        принцип системности;

·        принцип  последовательности;

·        принцип наглядности.

 

Мультимедийные презентации позволяют обогатить  занятие наглядными и привлекательными материалами. Разработка и использование мультимедийных презентаций – это одна из форм деятельности музыкальных руководителей, направленная на повышение качества образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста.

Основная роль мультимедийной презентации – создание условий для облегчения процесса визуального восприятия и понимания информации с помощью представленных наглядно-ярких образов. Появляется возможность  преподнести  информацию  не  в  традиционном  виде, а с помощью анимации, медиа, фото и аудио-видеоматериалов, а также просмотра в многократном увеличенном виде.

Использование презентаций позволяет рассматривать сложный материал поэтапно, повторно останавливаться на вопросах, вызывающих особое затруднение. В связи с тем, что дети еще не умеют читать, презентации должны содержать минимум текстовой информации, больше образно-наглядной демонстрации материала. Вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

     В процессе восприятия музыки  формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей. Понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции. Всё это оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности.

Видео-иллюстрации. Восприятие (слушание музыки) осуществляется  с  помощью  ИКТ  на  качественно  новом  уровне  при просмотре  видео-иллюстраций  к  музыкальным  произведениям; знакомстве  с  характером  музыкальных  произведений; знакомстве  с  жанрами  музыки;  развитии  звуковысотного  слуха; знакомстве  с  музыкальными  инструментами; знакомстве  с  творчеством  композиторов, актёров, дирижёров.

     

Календарное планирование музыкально - образовательной деятельности

по разделу «Слушание музыки» с использованием цифровых технологий для детей 6-7 лет

Сентябрь

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Осень» Вивальди из цикла «Времена года»

Познакомить детей с творчеством композитора Вивальди.

Создать условия для обогащения  музыкально - слухового опыта в процессе музыкальных занятий.

Видео для детей «Осень» Вивальди из цикла «Времена года»: https://rutube.ru/video/8fadc282c3f35f732672838e77546638/?r=plemwd

https://disk.yandex.ru/i/qgGgZ8LTDfVXuQ

2 неделя

 «Осень» Чайковского из цикла «Времена года»

Продолжить знакомство с творчеством композитора Чайковского. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус и развивать музыкальную память.

Видео для детей «Осень» Чайковского из цикла «Времена года»:

https://rutube.ru/video/438818c2847678f7712059fe0bdb06c9/?r=plemwd

https://disk.yandex.ru/i/gc4kSrIzob1x_A

3 неделя

«Новая кукла» П. Чайковский из сборника «Детский альбом»

При анализе муз. произведений учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущения.

Видео для детей «Новая кукла» П. Чайковский из сборника «Детский альбом»

https://disk.yandex.ru/i/pbmRWfTk1xNYwQ

4 неделя

«Вальс» Чайковский

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Создавать фонд любимых детских произведений.     

мультфильм «Детский альбом»

https://disk.yandex.ru/i/m9_nzA9eIc5qIQ

Вальс из балета «Щелкунчик»:

https://yandex.ru/video/preview/17137962714668772504?text=чайковский%2Bдетский%2Bальбом%2Bмультфильм%2Bсмотреть%2Bонлайн&path=yandex_search&parent-reqid=1739710250096934-6859239650152635087-balancer-l7leveler-kubr-yp-klg-228-BAL&from_type=vast

http://dzen.ru/video/watch/622a139507b5d639e85a6dbe?f=d2d

Октябрь

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Баба Яга» П. Чайковский из сборника «Детский альбом»

Обогащать интонационно - слуховой опыт детей на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Знакомить с музыкальным  понятием регистр.

мультфильм «Детский альбом»

https://disk.yandex.ru/i/TAMEw4yDLKFAhQ

2 неделя

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский из сборника «Детский альбом»

Знакомить с элементарными муз. понятиями динамика, длительность, темп, ритм.

мультфильм «Детский альбом»

https://disk.yandex.ru/i/c3L95II_pmoLTw

3 неделя

«Камаринская» П. Чайковский из сборника «Детский альбом»

Продолжить знакомство с элементарными муз. понятиями динамика, длительность, темп, ритм.

мультфильм «Детский альбом»

https://disk.yandex.ru/i/YQOS9X-jibAHQQ

4 неделя

«Вальс - шутка» Д. Шостакович

Стимулировать проявления самостоятельной музыкальной творческой деятельности.

Мультфильм

 https://disk.yandex.ru/i/-Jt0r4PnMXzXWA

  Ноябрь                                   

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Море» Н. Римский - Корсаков (из оперы «Сказка о Царе Салтане»

Познакомить с творчеством композитора

Н. Римский – Корсаков. Знакомство с жанром

опера.(Сказка о Царе Салтане)

Мультфильм «Сказка о царе Салтане»

https://disk.yandex.ru/i/YwrI4Xp_PIdPYg

2 неделя

 «Белка» Н. Римский - Корсаков (из оперы «Сказка о Царе Салтане»

Продолжить знакомить с жанром опера.

Знакомство с понятиями оркестровая музыка. Расширять  музыкальный словарный запас.

Мультфильм «Сказка о царе Салтане» https://disk.yandex.ru/i/F041oS_QIckARA

3 неделя

«33 богатыря» Н. Римский - Корсаков из оперы «Сказка о Царе Салтане»

Продолжить знакомство с элементарными муз. понятиями динамика, длительность, темп, ритм.

Мультфильм «Сказка о царе Салтане»

https://disk.yandex.ru/i/BCMXzk2gsuBkTg

4 неделя

«Образ матери в искусстве»

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального и изобразительного искусства.

Мультимедийная презентация https://rutube.ru/video/d450edd1f134592da73bd25ad872f701/?r=plemwd

Декабрь

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Пляска птиц» Н. Римский - Корсаков

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Мультфильм

https://disk.yandex.ru/i/U5AB3C1zVdWbHg

2 неделя

«Петя и волк» Прокофьев

Познакомить детей с творчеством композитора. Расширять музыкальный словарный запас.

Авторская презентация https://infourok.ru/simfonicheskaya-skazka-s-prokofeva-7511578.html

3 неделя

«Итальянская полька» Рахманинов

Познакомить детей с творчеством композитора Рахманинова. Знакомить с жанром танца, чувствовать танцевальный характер, называть танец, отмечать форму.

Видео для детей «Итальянская полька» Рахманинов

https://disk.yandex.ru/i/u0YEaX1wLd9Gfg

4 неделя

«Танец с саблями» Хачатурян

При анализе муз. произведений учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятия и ощущения.

https://disk.yandex.ru/i/u_hleinIW3JgNw

Видео из балета «Спартак» Хачатуряна

Январь

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

3 неделя

«Зима» Вивальди «Времена года»

«Зима» Чайковский  из цикла «Времена года»

Развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Воспитание оценочного отношения к музыке, проявление музыкального вкуса.

Видео для детей «Зима» Вивальди «Времена года»

https://disk.yandex.ru/i/_XllZdSRTWfVmQ

Видео для детей «Зима» Чайковский из цикла «Времена года»:

https://disk.yandex.ru/i/CbAC3AQci1rgKA

4 неделя

7 симфония Шостаковича

      тема нашествия

Вырабатывать навыки устойчивого слухового внимания, умения прислушиваться к музыке. Воспитывать оценочного отношения к музыке и её исполнению, проявлять музыкальный вкус.

Аудиозапись 7 симфония Шостаковича тема нашествия

https://disk.yandex.ru/d/niWfYN_ycOD8Xg

Презентация « Ленинградская симфония»

https://disk.yandex.ru/i/iFG0psFHPlX-SA

Февраль                                                               

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Тройка» Г. Свиридов.

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства.

Видео для детей «Тройка» Г. Свиридов

https://disk.yandex.ru/i/O0ofPP7ffiNAug

2 неделя

«Утро» Э. Григ

Знакомить детей с оперой композитора Грига «Пер Гюнт». Создавать фонд любимых детских произведений.

Видео для детей «Утро» Э. Григ

https://disk.yandex.ru/i/v4m-jeeNk2I4KA

3 неделя

«Шествие гномов»

Э. Григ

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

мультфильм «Пер Гюнт»

https://disk.yandex.ru/i/TIy7lBSl9OBuEQ

4 неделя

«В пещере горного короля»

Э. Григ

Знакомить детей с художественными образцами современной и классической музыки.

мультфильм «Пер Гюнт»: https://disk.yandex.ru/i/yLUYIixLBPBJ_g

Март     

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Песня жаворонка» П. Чайковский из сборника «Детский альбом»

Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Видео для детей «Песня жаворонка» П. Чайковский  «Детский альбом»: https://disk.yandex.ru/i/3JgkGUqQE3K5lg

2 неделя

«Весна» Вивальди из цикла «Времена года»

Развивать интерес к музыке, любовь к ней, расширять музыкальный кругозор, повышать музыкальную восприимчивость детей, воспитывать зачатки музыкального вкуса.

Видео для детей «Весна» Вивальди из цикла «Времена года»

https://rutube.ru/video/aa5e1486b2d2e8243f39721ecaaaeed9/?r=plwd

https://disk.yandex.ru/i/5iTZ8zhP2ik2gQ

3 неделя

«Рассвет на Москве - реке» М. Мусоргский

Познакомить детей с творчеством композитора Мусоргского. Дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

Видео для детей «Рассвет на Москве - реке» М. Мусоргский

https://disk.yandex.ru/i/9JYciwTReff_qA

4 неделя

«Избушка на курьих ножках» картинки с выставки Мусоргский

Продолжать знакомить детей с творчеством композитора Мусоргского. Знакомство с понятием фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Мультфильм «Избушка на курьих ножках» картинки с выставки Мусоргский:

https://disk.yandex.ru/i/DM57r3ccBrrfCw 

авторская презентация

 Апрель    

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

1 неделя

«Апрель. Подснежник» П. Чайковский «Времена года»

Обогащать интонационно - слуховой опыт детей на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Знакомить с музыкальным  понятием оркестровая музыка.

Видео для детей «Апрель. Подснежник» П. Чайковский «Времена года»

https://disk.yandex.ru/i/Y684poHu5MTx3A

2 неделя

«Органная токката ре минор» И. Бах

Видео для детей «Великолепнейшие органы мира»

https://disk.yandex.ru/i/eYmDcNVyNTUedQ

3 неделя

«Звуки мира»

Знакомство с музыкальными инструментами мира

«Волынка»: http://rutube.ru/video/f9227bfb83547637a589345a92e467aa/?ysclid=m77niv2e1255479594

https://video-preview.s3.yandex.net/a2zyUgIAAAA.mp4

4 неделя

«Лето» Вивальди из цикла «Времена года»

Развивать интерес к музыке, любовь к ней, расширять музыкальный кругозор, повышать музыкальную восприимчивость детей, воспитывать зачатки музыкального вкуса.

https://disk.yandex.ru/i/fh9lQ_FE8epImA

Видео для детей «Лето» Вивальди из цикла «Времена года»

Май  

Дата

Репертуар

Цель и задачи

Видео источник

3 неделя

«Лето» П. Чайковский из цикла «Времена года»

Создать условия для обогащения музыкально -слухового опыта детей в процессе музыкальных занятий.

https://disk.yandex.ru/i/fh9lQ_FE8epImA

Видео для детей «Лето» П. Чайковский из цикла «Времена года»

4 неделя

«Июнь. Баркарола» Чайковский

Знакомить детей с художественными образцами современной и классической музыки.

https://ya.ru/video/preview/17046902215295680727?text=июнь%20чайковский%20смотреть&path=yandex_search&parent-reqid=1739733577287355-5333316212675489998-balancer-l7leveler-kubr-yp-klg-225-BAL&from_type=vast

https://ya.ru/video/preview/7389438979302025665?text=июнь%20чайковский%20смотреть&path=yandex_search&parent-reqid=1739733577287355-5333316212675489998-balancer-l7leveler-kubr-yp-klg-225-BAL&from_type=vast

Применение современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный комплекс, и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

         Использование современных информационных технологий на музыкальных занятиях «Слушания музыки» делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к музыке.

Все вышеперечисленное позволяет  органично включать ИКТ во все разделы  музыкальной деятельности, а не  только  «Слушания музыки». Это и демонстрация презентаций, разработанных к изучаемым темам, и использование CD, DVD, МРЗ-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и др.. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

 ИКТ в практике ДОУ

     Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Практика применения меню мультимедиа средств показала, что дети с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. Т. е., использование средств ИКТ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.

Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:

- персональный компьютер  (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определяются установленными на нем программами: подготовки презентаций, органайзеры, графический,  текстовый  или  музыкальный   редактор и т.п.;

- мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран с компьютера, видеомагнитофона, телевизора, DVD-плеера;

- видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, телевизор;

- многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер;

- магнитофон,  музыкальный  центр;

-микрофон,  цифровой  фотоаппарат.

     С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. Современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

     Однако, использование компьютерных технологий на всех занятиях для решения всех проблем рассматривать нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. А умение выявить проблему, заинтересовать ею дошкольников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за педагогом.

      К концу старшего дошкольного возраста ребенок способен более внимательно слушать музыкальные композиции, изучать литературное творчество, рассматривать произведения искусств. Он не только видит наглядный образ в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить его необходимость в том или ином жанре, осознанно воспринимая неповторимость различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения  к  определенным  стилям  музыкальных,  литературных и изобразительных произведений.

Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Педагог  обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время занятия.

Для того чтобы изменить деятельность на музыкальном занятии, используются  музыкально-пластические движения.

Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.

Литература:

1. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008.

2. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве //Управление ДОУ-2008.№6-32с.

3. Комарова Т.С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т.С. Комарова — М., 2011. С.128

4. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающее - развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

5. Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде» Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

6. «Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008.

Мониторинг.

Диагностика  проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для  возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

1.внимание

2.просьба повторить

3.наличие любимых произведений

4.эмоциональность

5.развер-

нутые высказы-

вания

 о

 музыке

6. узнавание по

фрагменту

7. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.

Средний

 балл

Ф.И. ребенка

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

2.

итого

В

С

Н

%

В

С

Н

Диагностика проводится в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Метод: 

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Внимание

3 - Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2. Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3.   Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя, почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4.   Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность.

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5.   Высказывания о музыке с контрастными частями

3- Определяет характер музыкальных произведений и их жанр.    Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 - Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 - Не различает форму музыкального произведения.

6.   Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 - Затрудняется с выполнением задания.

Оценка уровня музыкальных способностей: 

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

Высокий уровень. В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбаются, смеются, хмурятся, плачут — в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопают в ладоши, покачиваются в такт, поют), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих произведений, используя при их оценке разнообразные прилагательные. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

Средний уровень. Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточенно слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения самостоятельно. С помощью воспитателя называют 1—2 типичных прилагательных, характеризующих произведение, сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако внешне достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

Низкий уровень. В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью воспитателя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры в разделе Слушание музыки

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки ...

Доклад «Инновации в разделе слушание музыки в образовательной деятельности ДОУ»

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Я традиционно ...

Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...

Самообразование по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при слушании музыки старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса, путем использования информационно - коммуникационных технологий при слушании музыки старшего дошкольного возраста....

Конспект фрагментов музыкальных занятий, по разделу «Слушание музыки».

Возраст: подготовительная к школе группа. Чайковский П.И. Цикл "Детский альбом", "Болезнь куклы"....

Методическая разработка по разделу «Слушание музыки»

Этот материал поможет вам расширить привычное знание о слушании музыки на музыкальных занятиях и позволит сделать это интересно и увлекательно. Материал будет полезен как для музыкальных занятий, так ...

Раздел Слушание музыки. Танец.

Раздел Слушание музыки. Танец....