статья: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
статья

Соловьева Елена Викторовна

статья: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 ст. милютинская

Статья на тему:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У

детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель:

Соловьева Е.В.

Ст. Милютинская

2020 год.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

         Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Все очень просто и сложно одновременно – те центры, которые отвечают и за речь, и за движение пальцев, расположены в мозгу человека очень близко друг к другу. Проще говоря, стимуляция мелкой моторики неизбежно влечет за собой развитие речевого центра. Существует огромное количество упражнений и игр для развития мелкой моторики. Конечно, с возрастом моторные навыки усложняются. Сначала ребенок способен перекладывать предмет из одной руки в другую, брать игрушку несколькими пальцами, гораздо позже учится держать в руках карандаш и выводить первые «каляки».

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Песочная терапия. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Пальчиковые игры – лучший способ развить моторику у малышей дошкольного возраста. И что самое главное – эти игры не потребуют никаких затрат. Вам понадобится только время, желание и фантазия. Суть этих игр проста – вы вместе с малышом инсценируете любые истории. В идеале они должны быть рифмованы – так малышу будет гораздо веселее. Рифмовки найти несложно – возьмите любую детскую книжку со стишками.

Следите также и за характером движения – пальчики должны напрягаться и расслабляться, натягиваться. Руки ребенка должны получать максимальную нагрузку – только в этом случае тренировки дадут желаемый результат. В противном случае все ваши усилия будут лишь пустой тратой времени.

Игры-шнуровки давно уже пользуются особой любовью у воспитателей детей дошкольного возраста. Суть игры заключается в следующем – ребенок должен просовывать шнурочек в различные дырочки. Эти игры бывают самыми различными как по сюжету, так и по уровню сложности – подбирайте подходящую именно вашему ребенку.

Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка: в противном случае результаты будут немного не те, которых вы ожидаете.

Пальчиковые краски обожают все дети без исключения, как годовалые карапузы, так и те дети, которые уже готовятся к школе. Пальчиковые краски прекрасно развивают мелкую моторику. Кроме того, с их помощью не так уж сложно научить ребенка дошкольного возраста разбираться в цветах. Само собой разумеется, что рисование пальчиковыми красками обернется дополнительными хлопотами для родителей, так как краски попадают куда угодно – на нос, на одежду, на мебель – но только не на альбомный лист.

Детский конструктор Лего по праву считается самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором  помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и научится логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр.

Лепка. Движения пальцев и кистей при лепке хорошо развивают мелкую моторику и чувствительность рук. Не обязательно давать полугодовалому малышу пластилин в руки. Он может помять тесто вместе с мамой на кухне или картофельное пюре . Обратите внимание на то, как работают правая и левая руки. Старайтесь нагружать их одинаково.

Массаж пальчиков. Полезно массировать кисти, стопы и пальчики малыша. Используйте разные типы движений: поглаживание, постукивание, растирание.

Как видите, развитие мелкой моторики у детей – задача не такая уж сложная, было бы желание. А успехи ребенка не оставят равнодушными родителей!

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Данная статья является хорошим вспомогательным материалом для воспитателей дошкольных учреждений. В ней хорошо и понятно выложены приемы, которые можно использовать в работе с дошкольниками для развит...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Данная статья раскрывает раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....

Статья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Речь является особой формой общения людей. Речь ребенка развивается постоянно: быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. В младшем дошкольном возрасте, для формирования речи , ...

Статья " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функци...

Статья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....