Статья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
статья (младшая группа)
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Учёными доказано, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности непосредственно связаны с движением пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник.
Все дети любят рисовать. В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не традиции основываясь на. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны и маленьким детям, и постарше. Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом? Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Ведь вместо кисточки и карандаша ребёнок использует для создания изображения различные предметы, которые его окружают. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо этих предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, развивать воображение, творчество, проявлять самостоятельность, инициативу, выражать индивидуальность. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Цель, которую поставила в процессе своей работы – это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
-создать благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
-развивать внимание, воображение, интерес к творческой деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
-приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются:
Речевое
Творческое
Познавательное
Эмоциональное
Нравственное развитие.
Эстетическое воспитание.
Развитие мелкой моторики.
Существует очень много способов нетрадиционного рисования. Но детьми раннего и младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск штампами;
рисование ладошками.
Рисование ладошками. Рисование ладошками относится к нетрадиционным техникам. Далеко не все дети любят работать кисточкой и карандашом. К тому же, в младшем возрасте выверенные движения даются сложно. Рисовать ладошками много легче: нанес краску на руку, приложил к бумаге – и рисунок готов! Необходимые материалы: набор гуаши; кисточка; стаканчик с водой; альбомная бумага. Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу. Не обязательно раскрашивать ладони в один тон. Цветов может быть много: разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках. Чтобы получить интересные фигуры, некоторые пальцы можно подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе.
Рисование штампами. Научите малыша делать отпечатки. Для этого пропитайте кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску, придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску.
Рисование пальчиками.
При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Лучше всего использовать гуашь или специальные пальчиковые краски. Последние абсолютно безопасны для ребёнка и легко смываются.
Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).
Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями. Таким образом, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас.
В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности.
Процесс создания рисунков у детей заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план занятий.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.
Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно сказывается на развития моторики рук, так и речевого развития.
«Пальцы – это продолжение ума». Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели и по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....
Самообразование воспитателя по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Данная статья является хорошим вспомогательным материалом для воспитателей дошкольных учреждений. В ней хорошо и понятно выложены приемы, которые можно использовать в работе с дошкольниками для развит...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»
Данная статья раскрывает раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....
Статья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Речь является особой формой общения людей. Речь ребенка развивается постоянно: быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. В младшем дошкольном возрасте, для формирования речи , ...
Статья " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функци...
- Мне нравится (1)