Педагогическая практика " Индивидуальное планирование"
методическая разработка (подготовительная группа)

Свиридова Любовь Михайловна

Планирование является одной из важных составляющих во всех видах деятельности, способность к планированию играет важную роль в организации  жизни и регуляции поведения. Но, почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение. Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования. Дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни: прямых указаний что делать, а что не делать, брать или не брать для игры, занятий и т.д. Поэтому актуальность проблемы развития способности к планированию своей деятельности у детей дошкольного возраста остается неизменно значимой.Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная практика по теме:  Индивидуальное планирование как способ самоорганизации детей подготовительного возраста

 2Актуальность

Планирование является одной из важных составляющих во всех видах деятельности, способность к планированию играет важную роль в организации  жизни и регуляции поведения. Но, почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение. Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования. Дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни: прямых указаний что делать, а что не делать, брать или не брать для игры, занятий и т.д. Поэтому актуальность проблемы развития способности к планированию своей деятельности у детей дошкольного возраста остается неизменно значимой.Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи?

Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может  выступить его индивидуальный план

3 Цель: Развитие самоорганизации дошкольников с помощью планирования своей деятельности

Задачи

Обучающие

  • Учить детей планировать свою деятельность.
  • Учить делать выбор и ставить свою цель
  • Учить детей действовать по плану.
  • Учить ребят беречь время и использовать его с пользой для себя
  • Учить ориентироваться в центрах активности группы.

Развивающие

  • Развивать умение анализировать, оценивать свои действия.
  • Развивать детское умение корректировать свой план.
  • Развивать самостоятельность, умение принимать решения.
  • Развивать самоорганизацию ребёнка.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей ответственность за выполнение предстоящего собственного дела.

4Основные идеи технологии «Индивидуального планирования»

         Практика «Индивидуальное планирование» явилась продолжением  технологии «Тайм-менеджемента». Дети приобрели первый опыт  общего планирования. Научились четко понимать, что есть  в их жизни обязательные дела, их необходимо сделать и  дела по выбору. Опираясь на этот опыт детей, мы в этом году придумали свою практику «Индивидуального планирования».

5Для того чтобы  технология работала мы создали  условия:

-это насыщенная среда, побуждающая ребёнка к активной  игровой и исследовательской деятельности.

6Дети чаще планируют однообразную деятельность, поэтому  мы старались  своевременно проводить ротацию игрового оборудования, дидактического материала так чтобы у детей появлялись вопросы.

-обязательна рефлексия в конце дня по индивидуальным планам.

-провели  разъяснительную работу с родителями о значимости планирования.      Познакомили с технологией «Индивидуального планирования» для того, чтобы дома дети могли закреплять умение планировать и организовывать  свой день.

Работа по технологии проводилась поэтапно:

7Первый год знакомили детей с понятием план. Здесь полный контроль взрослого, совместное планирование, напоминание о запланированных детьми делах, рефлексия.

8Далее за план были ответственные дежурные, которые  составляли общий план на день, и предлагали остальным детям  запланировать свою деятельность. Но мы нашли и минус. В «Общем планировании» находились те ребятишки, которые не принимали участия, и соответственно не могли контролировать свою деятельность. Поэтому в этом году мы внесли коррективы в планирование.

Индивидуальное планирование

Опираясь на опыт ребят  общего планирования по технологии «Тайм-менеджмента», мы решили немного изменить процесс планирования  для того, чтобы каждый ребёнок мог организовывать свои собственные дела.. Вот как это у нас получилось. Утром воспитатель привлекает детей к планированию собственного дня.

9 Каждому ребёнку выдается бланк с таблицей где есть графы: день недели и число, графа для планирования собственного дела, графа для погоды. (если ребёнок затрудняется, мы рекомендуем объединиться, чтобы дела пересекались с друзьями). Воспитатель берёт на себя напоминание о множестве вариантов дел(спорт, рукоделье, творчество, игры), вспоминает с ребёнком день недели (который в плане обозначаем цифрой), опираясь на отрывной календарь в природном уголке, ребёнок отмечает число, погоду. При этом мы преследовали несколько целей:

- дети запоминают названия месяцев,

-дней недели,

-учатся рисовать графический символ цифры,

-каждый ведет календарь погоды.

-в планировании принимают участие все дети

-учатся анализировать прожитый день.

11 Обязательно обращаем внимание  на общий план дня, т.к. у нас есть обязательные дела, которые отмечены красным цветом и от них нельзя отказаться, и дела в которых дети принимают участие  по желанию и они отмечены зелёным цветом. Это является как бы временной подсказкой, когда ребёнок может сориентироваться  во времени осуществить свое собственное дело. 12Индивидуальный План выставляется на полке в приёмной. Это удобно не только детям (приходя в детский сад, дети  сразу настраиваются на предстоящий день) и родителям. Они в свою очередь могут увидеть, чем сегодня пожелал  заниматьсяребёнок, а также случилось  ли то, что запланировано.

13К концу первой половины дня проводим первую рефлексию для того, чтобы настроить детей на выполнение задуманного. Это формирует у ребят умение распоряжаться экономно своим временем, развивает самоорганизацию детей,  умение обращаться к своему плану, если  вдруг забыли что-то, т.е. практическое использование собственного плана.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развитие внимания, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей

Показать на примере  логопедической недели, проводимой в ДОУ, как  можно вовлечь  педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....

Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"

Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....

Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета

Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета...

Педагогическая практика: Формирование двигательных навыков и умений у дошкольников через практику «Игровая ритмика»

Игровая ритмика вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность ребёнка на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Игровая ритмика  рассматривается как важн...