Педагогическая практика " Индивидуальное планирование"
методическая разработка (подготовительная группа)
Планирование является одной из важных составляющих во всех видах деятельности, способность к планированию играет важную роль в организации жизни и регуляции поведения. Но, почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение. Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования. Дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни: прямых указаний что делать, а что не делать, брать или не брать для игры, занятий и т.д. Поэтому актуальность проблемы развития способности к планированию своей деятельности у детей дошкольного возраста остается неизменно значимой.Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая практика "Индивидуальное планирование2 | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная практика по теме: Индивидуальное планирование как способ самоорганизации детей подготовительного возраста
2Актуальность
Планирование является одной из важных составляющих во всех видах деятельности, способность к планированию играет важную роль в организации жизни и регуляции поведения. Но, почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение. Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования. Дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни: прямых указаний что делать, а что не делать, брать или не брать для игры, занятий и т.д. Поэтому актуальность проблемы развития способности к планированию своей деятельности у детей дошкольного возраста остается неизменно значимой.Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи?
Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может выступить его индивидуальный план
3 Цель: Развитие самоорганизации дошкольников с помощью планирования своей деятельности
Задачи
Обучающие
- Учить детей планировать свою деятельность.
- Учить делать выбор и ставить свою цель
- Учить детей действовать по плану.
- Учить ребят беречь время и использовать его с пользой для себя
- Учить ориентироваться в центрах активности группы.
Развивающие
- Развивать умение анализировать, оценивать свои действия.
- Развивать детское умение корректировать свой план.
- Развивать самостоятельность, умение принимать решения.
- Развивать самоорганизацию ребёнка.
Воспитательные
- Воспитывать у детей ответственность за выполнение предстоящего собственного дела.
4Основные идеи технологии «Индивидуального планирования»
Практика «Индивидуальное планирование» явилась продолжением технологии «Тайм-менеджемента». Дети приобрели первый опыт общего планирования. Научились четко понимать, что есть в их жизни обязательные дела, их необходимо сделать и дела по выбору. Опираясь на этот опыт детей, мы в этом году придумали свою практику «Индивидуального планирования».
5Для того чтобы технология работала мы создали условия:
-это насыщенная среда, побуждающая ребёнка к активной игровой и исследовательской деятельности.
6Дети чаще планируют однообразную деятельность, поэтому мы старались своевременно проводить ротацию игрового оборудования, дидактического материала так чтобы у детей появлялись вопросы.
-обязательна рефлексия в конце дня по индивидуальным планам.
-провели разъяснительную работу с родителями о значимости планирования. Познакомили с технологией «Индивидуального планирования» для того, чтобы дома дети могли закреплять умение планировать и организовывать свой день.
Работа по технологии проводилась поэтапно:
7Первый год знакомили детей с понятием план. Здесь полный контроль взрослого, совместное планирование, напоминание о запланированных детьми делах, рефлексия.
8Далее за план были ответственные дежурные, которые составляли общий план на день, и предлагали остальным детям запланировать свою деятельность. Но мы нашли и минус. В «Общем планировании» находились те ребятишки, которые не принимали участия, и соответственно не могли контролировать свою деятельность. Поэтому в этом году мы внесли коррективы в планирование.
Индивидуальное планирование
Опираясь на опыт ребят общего планирования по технологии «Тайм-менеджмента», мы решили немного изменить процесс планирования для того, чтобы каждый ребёнок мог организовывать свои собственные дела.. Вот как это у нас получилось. Утром воспитатель привлекает детей к планированию собственного дня.
9 Каждому ребёнку выдается бланк с таблицей где есть графы: день недели и число, графа для планирования собственного дела, графа для погоды. (если ребёнок затрудняется, мы рекомендуем объединиться, чтобы дела пересекались с друзьями). Воспитатель берёт на себя напоминание о множестве вариантов дел(спорт, рукоделье, творчество, игры), вспоминает с ребёнком день недели (который в плане обозначаем цифрой), опираясь на отрывной календарь в природном уголке, ребёнок отмечает число, погоду. При этом мы преследовали несколько целей:
- дети запоминают названия месяцев,
-дней недели,
-учатся рисовать графический символ цифры,
-каждый ведет календарь погоды.
-в планировании принимают участие все дети
-учатся анализировать прожитый день.
11 Обязательно обращаем внимание на общий план дня, т.к. у нас есть обязательные дела, которые отмечены красным цветом и от них нельзя отказаться, и дела в которых дети принимают участие по желанию и они отмечены зелёным цветом. Это является как бы временной подсказкой, когда ребёнок может сориентироваться во времени осуществить свое собственное дело. 12Индивидуальный План выставляется на полке в приёмной. Это удобно не только детям (приходя в детский сад, дети сразу настраиваются на предстоящий день) и родителям. Они в свою очередь могут увидеть, чем сегодня пожелал заниматьсяребёнок, а также случилось ли то, что запланировано.
13К концу первой половины дня проводим первую рефлексию для того, чтобы настроить детей на выполнение задуманного. Это формирует у ребят умение распоряжаться экономно своим временем, развивает самоорганизацию детей, умение обращаться к своему плану, если вдруг забыли что-то, т.е. практическое использование собственного плана.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развитие внимания, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей
Показать на примере логопедической недели, проводимой в ДОУ, как можно вовлечь педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....
Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"
Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...
Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)
Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....
Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета
Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета...
Педагогическая практика: Формирование двигательных навыков и умений у дошкольников через практику «Игровая ритмика»
Игровая ритмика вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность ребёнка на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Игровая ритмика рассматривается как важн...