«Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
консультация (старшая группа)

Дрюкина Алена Федоровна

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших  и малых проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolgicheskoe_obrazovanie.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «Экспериментально-исследовательская   деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

        Человек — неотъемлемая часть природы. И только находясь в гармонии с нею, любя ее и заботясь о ней, он может быть человеком.

        Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.

        Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших  и малых проблем.

        Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

        Понимая значение экспериментирования для психологического        развития ребенка и  программе «Детство», в нашем детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда- экологическая лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.

        Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас-взрослых.

        Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

        Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Главное,- чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

        Отношения с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих открытий, которые вызывают у них чувство удивления от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый- педагог — не учитель наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

        На первых этапах экспериментирования детям предлагается  определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал, и только после этого им позволяется самостоятельно провести эксперимент. Данная работа приносит свои плоды. Экспериментальная деятельность дает толчок не только к общему развитию, а также к развитию творческих способностей детей.

        Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования в ДОУ.

        Нет единой системы экологического воспитания, охватывающей все стороны деятельности дошкольника в формировании начальных основ экологической культуры, включающей в себя определенное содержание, методы и форма работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

        Решение этой проблемы возможно только при наличии системы планирования, готовности педагога осуществлять на практике экспериментально-исследовательское воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

        Актуальность этих планов состоит в том, что:

  • предполагают непрерывность экологического образования на разных ступенях дошкольного детства;
  • использование новых технологий в обучении детей;
  • позволяют проводить работу с детьми в системе, затрагивая все виды деятельности.

 Научность :

  • перспективные планы работы представленные в виде таблиц на весь дошкольный возраст;
  • собраны в систему различные научные знания из разных областей науки;
  • учитываются индивидуальные психологические особенности детей каждой возрастной группы.

Значимость:

  • Помощь педагогу при планировании работы по экспериментально-исследовательскому воспитанию детей во всех видах деятельности;
  • формирование прочных, устойчивых знаний;
  • экологически образованные дети, умеющие

        Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в соответствии с целесообразностью, условиями работы в группе и индивидуальными особенностями детей.

        Данные перспективные планы апробированы в течение 3 лет, полученный результат свидетельствует о том, что работа ведется в правильном направлении.

        Предложенный перечень литературы может быть продолжен, дополнен.

  • Большая энциклопедия дошкольника.- М, 1999г.
  • Детство. Программа развития и воспитания детей в ДОУ — СПБ, 1999г.
  • Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в д/саду».- М, 2004г.
  • Репьев С.А. «Забавные опыты» М., 1998г.
  • Цветкова И.В. «Экологическое воспитание», М, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии

Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью экспериментирования, инновационных методик и технологий....

"Оргнизация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС» Семинар-практикум для воспитателей

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи:Расширять знания пед...

Методическая разработка «Экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющими явлениями, начинается с первых лет жизни детей. Явления и объекты природы привлекают детей крас...

Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование -- эффективный метод аознания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста...