«Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
консультация (старшая группа)
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolgicheskoe_obrazovanie.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Человек — неотъемлемая часть природы. И только находясь в гармонии с нею, любя ее и заботясь о ней, он может быть человеком.
Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Понимая значение экспериментирования для психологического развития ребенка и программе «Детство», в нашем детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда- экологическая лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас-взрослых.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Главное,- чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Отношения с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих открытий, которые вызывают у них чувство удивления от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый- педагог — не учитель наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.
На первых этапах экспериментирования детям предлагается определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал, и только после этого им позволяется самостоятельно провести эксперимент. Данная работа приносит свои плоды. Экспериментальная деятельность дает толчок не только к общему развитию, а также к развитию творческих способностей детей.
Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования в ДОУ.
Нет единой системы экологического воспитания, охватывающей все стороны деятельности дошкольника в формировании начальных основ экологической культуры, включающей в себя определенное содержание, методы и форма работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Решение этой проблемы возможно только при наличии системы планирования, готовности педагога осуществлять на практике экспериментально-исследовательское воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Актуальность этих планов состоит в том, что:
- предполагают непрерывность экологического образования на разных ступенях дошкольного детства;
- использование новых технологий в обучении детей;
- позволяют проводить работу с детьми в системе, затрагивая все виды деятельности.
Научность :
- перспективные планы работы представленные в виде таблиц на весь дошкольный возраст;
- собраны в систему различные научные знания из разных областей науки;
- учитываются индивидуальные психологические особенности детей каждой возрастной группы.
Значимость:
- Помощь педагогу при планировании работы по экспериментально-исследовательскому воспитанию детей во всех видах деятельности;
- формирование прочных, устойчивых знаний;
- экологически образованные дети, умеющие
Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в соответствии с целесообразностью, условиями работы в группе и индивидуальными особенностями детей.
Данные перспективные планы апробированы в течение 3 лет, полученный результат свидетельствует о том, что работа ведется в правильном направлении.
Предложенный перечень литературы может быть продолжен, дополнен.
- Большая энциклопедия дошкольника.- М, 1999г.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в ДОУ — СПБ, 1999г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в д/саду».- М, 2004г.
- Репьев С.А. «Забавные опыты» М., 1998г.
- Цветкова И.В. «Экологическое воспитание», М, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
В помощь педагогам по экологическому образованию дошкольников...
Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии
Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью экспериментирования, инновационных методик и технологий....
"Оргнизация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС» Семинар-практикум для воспитателей
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи:Расширять знания пед...
Методическая разработка «Экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющими явлениями, начинается с первых лет жизни детей. Явления и объекты природы привлекают детей крас...
Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование -- эффективный метод аознания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...
Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)