Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментально- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« …Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…» В.А.Сухомлинский
Понятия: Экспериментирование (практикум) Проектная деятельность Исследовательская деятельность
Экспериментирование
Экспериментирование: Иллюстрация тех или иных законов природы (живой или неживой). Это важный компонент структуры исследовательской деятельности, т.е. её часть.
Последовательность детского экспериментирования: Проблемная ситуация Целеполагание Выдвижение гипотез Проверка предположения Формулирование выводов
Проектная деятельность: Предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, ясное формулирование и осознание проблемы , выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. В проекте важен результат - готовый продукт деятельности
Проект = 5П + П П роблема П роектирование (планирование) П оиск информации П родукт П резентация + П ортфолио – папка, в которой собрано всё по данному проекту
Исследовательская деятельность : Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность должна быть свободной , практически нерегламентированной какими-либо внешними установками, в ней больше места для импровизации.
Структура исследовательской деятельности: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) Выдвижение гипотезы Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных
Тематическое содержание исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойства Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте (пространство мира) Путешествие по «реке времени» (историческое время)
Факторы, «запускающие» исследовательскую мотивацию: Новизна объекта или явления Сложность объекта или явления Информационный конфликт
Формы работы: Групповая Подгрупповая Индивидуальная
Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Методика проведения учебных исследований в детском саду: Методика проведения тренировочных занятий Методика проведения самостоятельных исследований
Создание уголка «Маленький исследователь»: Материалы и приборы Карточки с символическими изображениями «методов исследования» Карточки с изображениями «темы исследования» Карандаши и фломастеры + маленькие листочки
Карточки «методов исследования»
Карточки с изображением тем исследования
Последовательность: Подготовка Проведение тренировочного занятия Выбор темы , используя карточки «темы исследования» Составление плана исследования, используя карточки «методов исследования» Сбор материала, следуя составленному плану, фиксируем схематично в виде пиктограмм Обобщение полученных данных , выделяя главное, отмечая второстепенное Доклад с обязательным обсуждением
Правила сопровождения детского исследования Всегда подходите к проведению работы творчески. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников Умение видеть проблемы Учимся выдвигать гипотезы Учимся задавать вопросы Учимся давать определения понятиям Учимся классифицировать Учимся наблюдать Познание в действии, или как провести эксперимент Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное Учимся делать выводы и умозаключения
У мение видеть проблемы « Посмотрите на мир чужими глазами» «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» Наблюдение как способ выявления проблем Тема одна — сюжетов много (рисование)
Учимся выдвигать гипотезы Гипотетические предположения о причинах событий: Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий. Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий. Упражнения на обстоятельства: При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Учимся задавать вопросы Упражнение «Исправление ошибок» Игра «Угадай, о чем спросили»
Учимся давать определения понятиям Описание Характеристика Разъяснение посредством примера Сравнение Различение Загадки как определение понятий Игра «»Трудные слова»
Учимся классифицировать Задание: Найдите предметы и явления, которые можно поделить надвое. Подберите слова с противоположным значением к словам: игрушки животные рыбы инструменты автомобили планеты большие летние веселые
Учимся наблюдать Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
Познание в действии, или как провести эксперимент Мысленный эксперимент Эксперименты с реальными объектами Эксперимент с кляксой Эксперимент с акварелью Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Эксперимент «Как вода исчезает» Эксперименты с лучом света Эксперименты с магнитом и металлами Эксперименты с собственным отражением
Литература: Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы Всероссийской заочной научно –практической конференции с международным участием, 18-19 апреля 2012 года. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2012, с. 461-552 Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: Педагогический Университет, «Первое сентября», 2007г. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей. http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702317(можно просмотреть!) Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Щетинина В. В. "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников" Издательство: Сфера, 2012 г. http :// www . labirint . ru / books /246808/ (можно просмотреть!)
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
В помощь педагогам по экологическому образованию дошкольников...
Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с применением ТРИЗ-технологии
Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью экспериментирования, инновационных методик и технологий....
"Оргнизация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС» Семинар-практикум для воспитателей
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи:Расширять знания пед...
«Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ада...
Методическая разработка «Экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющими явлениями, начинается с первых лет жизни детей. Явления и объекты природы привлекают детей крас...
Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование -- эффективный метод аознания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...