Методическая разработка «Экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющими явлениями, начинается с первых лет жизни детей. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти эти вопросы, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöнадминистрациясайöзöс
велöдöмöнвеськöдланiн
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16» г. Усинска
«Челядьöс 16 № - А видзанiнöтлаöдэма»
школаöдзсавелöдан Усинск карсамуниципальнöйасшöрлуна учреждения
Методическая разработка
«Экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Автор составитель: Якупова Г.Р,
воспитатель 1 квалификационной категории
Усинск,
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Актуальность | 3 |
Основная часть | 5 - 8 |
Практическая часть | 8 - 15 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 16 - 17 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 18 -19 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 20 -53 |
Введение
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».
(В.А.Сухомлинский)
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Актуальность.
Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющими явлениями, начинается с первых лет жизни детей. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти эти вопросы, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Цель методической разработки: развитие у детей познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально- чувственного опыта.
Задачи:
1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
1.Основная часть
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет экспериментально - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В процессе деятельности, с целью выявить скрытые существенные связи с явлениями природы, дети образуют новые объекты. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
В этом возрасте, во время проведения непосредственно образовательной деятельности, воспитанники должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов.
Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах; собирают камни; рисуют на асфальте мелом; играют с песком, водой. Предметы и явления природы входят в жизнедеятельность ребят, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, должна проводиться работа по экспериментально - исследовательской деятельности.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, и задача взрослых – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия».
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключение, устанавливают причинно-следственные связи в природе. И поэтому, различные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Технология экспериментальной деятельности разбивается по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона.
Например, познание свойств снега проводится в зимний период, а изучение песка в теплые месяцы; ознакомление с луной, звездами, ночным небом - лучше организовывать в ноябре, декабре, январе, в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения с ребятами на прогулке.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Одно из направлений детской исследовательской деятельности - опыт. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Проведение опытов способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное основание окружающего мира. Каждый раз детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы.
Очень интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга видишь в глазах ребенка. После проведения очередного опыта у детей появляется «неутолимая» жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
Экспериментально - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследование часто перерастает в реальное творчество. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную экспериментально - исследовательскую активность.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления ребят с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Эксперименты позволяют объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
Поэтому, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом, как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой, на получение чего-то нового, неожиданного. В этом и заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
2.Практическая часть
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. При этом, детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы. Для более качественной работы при организации экспериментальной деятельности применяются различные методы и приемы:
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
После проведения экспериментов, у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. В нашей группе экспериментирование используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия. В группе создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – исследовательская лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами.
Оборудование для исследовательской деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Работа в лаборатории находит отражение в творческой деятельности детей. Для создания новых «творческих продуктов» исследуются разные материалы.
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Для создания безопасных условий при организации экспериментально – исследовательской деятельности, детей и их родителей необходимо познакомить с правилами безопасности жизнедеятельности.
Правила безопасности жизнедеятельности детей:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Последовательность детского экспериментирования:
- проблемная ситуация;
- целеполагание;
- выдвижение гипотез;
- проверка предположения;
- если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);
- если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Как я это делаю?
2.Почему я это делаю именно так, а не иначе?
3.Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Структура занятия – экспериментирования:
1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3.Уточнение плана исследования.
4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Опыты, эксперименты часто напоминают фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребенку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.
(Приложение 1)
Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности — систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, создание и поддерживание необходимых условий для жизни растений мною был подобраны опыты и игры с водой. (Приложение 2)
Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми проводятся различные опыты: с воздухом, песком, глиной, водой и игры с водой, с деревом, с магнитом, с электричеством.
Обычно на вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить, поэтому задача воспитателя – расширить представления детей о свойствах воздуха: он не видим, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Для поиска ответов на эти вопросы проводится ряд опытов с воздухом.
Из вышеперечисленных опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не видимый и нужен он для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Также с детьми идет знакомство с песком и глиной, и их свойствами, экспериментирования с магнитами.
Очень интересно было ребятам проводить вместе с воспитателем опыты про статическое электричество.
Формирование исследовательского интереса к окружающему, невозможно без воспитания правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами. Это может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для этого в группе разработан и реализован краткосрочный проект «Детское экспериментирование – путь познанию мира». (Приложение 3)
Основная идея проекта это: создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и экспериментальная деятельность является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Провела занятие по исследовательской деятельности «Путешествие капельки». (Приложение 4)
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемое в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействия с родителями считаю:
во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
в-четвертых, формирования у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитания ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
Для этого мною был проведен для родителей консультация на тему: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». (Приложение 5)
Основная важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей.
Для педагогов был разработан план по опытно-экспериментальной деятельности с детьми разного дошкольного возраста, были даны методические рекомендации. (Приложение 6).
Заключение
В концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» отмечено, что «Важнейшим элементом по привлечению кадров, является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи».
Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий, а также сохранения преемственности поколений в науке и образовании.
Исходя из поставленных государством целей и задач, мы пришли к выводу, что начинать работу по реализации научно-исследовательского обучения надо с детского сада.
Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Сухомлинский говорил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина». Но что может быть прекраснее самой природы! И если вглядываться в нее внимательно, то, сколько самых ярких красок увидишь, и не услышишь даже в самом гениальном произведении искусства. Давайте научим ребёнка любить природу и беречь её, восхищаться ею, и жалеть её. Пусть у него никогда не поднимется рука на маленькую букашку и на цветок, на беззащитного птенца или бездомного щенка, выброшенного взрослыми. И если, проходя мимо вместе с вами, ребёнок остановился, чтоб погладить животное, не дергайте его, не торопите, а пожалейте, сопереживайте вместе с ним, а если можете, дайте кусочек хлеба или ещё что-то, и гордость за вас, за то, что вы не прошли равнодушно мимо, а пожалели собачку. По-разному можно любить природу и выражать свои чувства.
Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям, некоторые закономерности в природе. Ребята с большим удовольствием проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько интереса и восторга видишь в их глазах.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Жизнь в группе насыщена разными событиями и новостями местного значения. Но не всегда родители в курсе всего происходящего. Поэтому мы придумали папку - передвижку: «Вести из группы», в ней сообщаем об интересных событиях, произошедших в группе за последний месяц.
Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.
Работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой. -2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.
8. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.
9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.
10. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г. – 72 с.: ил.
11.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / под общей редакцией Прохоровой Л. Н. – 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. –
Приложение 1
Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Старший дошкольный возраст.
№ п/п | Месяц | Эксперименты, наблюдение, опыты | Задачи, словарь | Материал |
1 | Сентябрь | 1.«Послушная водичка» по рассказу Л.Н. Толстого «Умная галка» | Познакомить детей с объемом тел (предметов) развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность, смекалку, учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом водой. Поднимается вверх – увеличивается в объеме; впиталась; стекает; вытекает; | Две стеклянные банки с водой, заполнены на половину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка для зарисовки) |
2.«Фокусник бальзамин» | Познакомить со структурой стебля бальзамина; развивать познавательный интерес, наблюдательность, наблюдательность, усидчивость; воспитывать бережное отношение к растительному миру, к воде; активизировать словарь; учить зарисовывать опыт. Словарь: бальзамин, черенок, обильный сок, волокна, надрез, стебель, «пьет воду», закрасилась | Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки эксперимента) | ||
2 | Октябрь | Три состояния воды: 1.«Замораживание» 2.«Растаивание» 3.«Нагревание» 4.Эксперименты со льдом | Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой. Словарь: жидкость, газ, превращается. | Емкости для воды разной формы, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки) листы бумаги. |
3 | Ноябрь-декабрь | 1.«Тонет – не тонет» 2.«Опыты с соленой водой» 3.«Растворить соль, сахар, марганцовку» 4.сравнить вязкость воды и масла» 5.«Что стало, когда воду налили?» 6.«Предложить найти воду в разных предметах и состояниях» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде. Воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой; активизировать словарь; учить зарисовывать свой эксперимент. Словарь: жидкость, раствор, растворять, впитывать, горячая – холодная, пар, вязкая, соленая – пресная, тонет – не тонет | Разные сыпучие вещества, масло, оргстекло, тяжелые предметы, легкие предметы; карандаши (на каждого ребенка) листы бумаги. |
4 | Январь | 1. «Иней» | Вызвать интерес детей к данному эксперименту; формировать представление о данном объекте; развивать наблюдательность, терпение, воспитывать осторожность при данном проведении опыта, учить делать зарисовки, активизировать словарь. Словарь: иней, покрылся снегом. | Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка. |
2.«Спичка-пленница» | Продолжать знакомство со свойствами воды в разном состоянии; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать аккуратность, осторожность при проведении данного опыта, активизировать словарь. Словарь: вмерзает в лед, соль заставляет таять лед, замерзает. | Спички, лед, соль. | ||
5 | Февраль-март | 1.Наблюдение за снегом: «Где быстрей растает; измерение температуры снега» 2.Наблюдение за испарением воды: «В каком блюдце испарилась вода быстрее» 3.«Что происходит с холодным блюдцем если его поднести к пару?» 4.Наблюдение за сосульками: «Где быстрее растает сосулька?» 5.«Делаем облако» 6.«Можно ли склеить бумагу водой?» | Вызвать интерес к данному объекту, закреплять знания детей о состоянии воды; показать, где, в каком виде существует вода; развивать наблюдательность, любознательность; дать понять, что вода самое удивительное вещество на земле; воспитывать аккуратность, осторожность; развивать и активизировать словарь; учить делать зарисовки, отвечать на вопросы, делать выводы. Словарь: термометр, температура, выше – ниже, испарение; холодный воздух, склеилась, тает – не тает. | Емкости для воды; различные предметы (блюдце, чайник с горячей водой, бумага, термометры) |
6 | Апрель-май | 1.«Вода защищает растение от низких температур» 2.«У растений внутри есть вода» 3.«Вода нужна всем» (наблюдение за прорастанием семян) 3.«Куда уходит вода после дождя?» 4.Что произойдет с растением, если накрыть его стеклянной банкой? Что можно увидеть на банке?» | Способствовать уточнению и закреплению знаний о свойствах воды; развивать познавательную активность; умение выражать правильно свои мысли; обогащать словарь; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение, аккуратность; учить детей делать зарисовки своего опыта. Словарь: низкая температура – высокая; набухают – прорастают, впитывается, остается больше влаги, испарина. | Термометры, растения, семена, стеклянная банка, карандаши, листы (на каждого ребенка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение.Методика проведения тренировочного мероприятия по развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с общей схемой исследовательской деятельности. ...
методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....