"Оргнизация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС» Семинар-практикум для воспитателей
консультация

Назарова Елена Владимировна

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

 

Задачи:

Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

               Семинар-практикум для воспитателей

     "Организация экспериментальной исследовательской деятельности

                 детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

                                                                                     

                                                                                 Полготовила:      Назарова Е.В.                                                                                                                                                                        

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дошкольного возраста.

1.Теоретическая часть.

      Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

        Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

В ФГОС ДО в п.1.4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общение, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка.

     Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

     Предполагаемые нововведения  воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

- в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

- в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;

- в создании «Детской мини-лаборатории», для самостоятельной деятельности;

- в организации совместной проектной деятельности с детьми.

Усовершенствование методической работы заключается:

- в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельный подход по всем возрастным группам;

- в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

- в разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования;

- в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, использование интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).

     Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планировать привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов, консультации и др.

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Ответы воспитателей

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному и речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Ему предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации , экспериментирование могут быть частью любого занятия (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественно-научной и др.)

Принципы построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая среда должна обеспечивать:

- развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

- формирование умений комплексно обследовать предмет в  уголках экспериментирования (с распределением материала по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет","Стекло", "Резина" «Дерево» и т. д.)

                      Рекомендации для воспитателей

     В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.

Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Методика и технология организации самостоятельной деятельности детей - новое направление в соответствии с ФГОС ДО:

- создание картотеки игр-опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента

- схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Алгоритм организации детского экспериментирования .

Видеть и выделять проблему.

Принимать и ставить цель.

Решать проблемы.

Анализировать объект или явление.

Выделить существенные признаки и связи.

Сопоставлять различные факторы.

Выдвигать гипотезы, предложения.

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Осуществлять эксперимент.

Делать вывод.

Примерные цели экспериментирования.

¨Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

¨Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

¨Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

¨Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

¨Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

 Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности.

 - занятия;

- беседы познавательного характера;

 - знаково-изобразительные средства;

 -прослушивание аудиозаписей;

 - дидактические и развивающие игры, упражнения;

 - сюжетно-ролевые игры;

 -эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

 -  экскурсии и целевые прогулки;

 -акции добрых дел;

 -конкурсы;

 - праздники, развлечения, вечера досуга;

 -театрализованная деятельность;

- Дни открытых дверей;

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению  вопроса.

Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования,  пособий.

Выбор, подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии,  рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

В уголках по экспериментированию может быть выделено:

Место для постоянной выставки

 Место для приборов.

Место для выращивания растений.

Место для хранения природного и бросового материалов.

 Место для проведения опытов.

Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.

Приборы и оборудование :

Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Правила безопасности при проведении опытов:

Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);

Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

Нельзя брать в рот лед;

Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;

После опыта убирать

 

Взаимодействие с родителями

     Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Рекомендации по работа с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

Оформить на стендах в приемной материал для родителей по познавательно –исследовательской деятельности.

 II часть. Практическая часть

Работа по схемам:

«Вода изменяет форму»

"Загадочная бумага»

«Птицы и нефть»

«Волшебный магнит»

Воспитатели составляют алгоритм проведению занятия-экспериментирования и в соответствии с ним проводят опытно-экспериментальную деятельность

 Итог семинара-практикума:

 - Расширил знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

- Сформировал представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

- Уточнил знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

                                        Извержение вулкана.

       Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы.

      Цель. Познакомить с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь.

     Материал: Презентация с изображением вулканов, карта России; поддоны, картон, клей, питьевая сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги, цветные карандаши (для фиксации наблюдений) чайные ложки,пипетки.

     Предварительная работа. Изготовление (в течении недели) макета гор из солёного теста, пустых бутылочек, стаканчиков из-под йогурта, гора с ледником, другая- вулкан, между ними горное озеро.

     Последовательность работы. К детям в гости приходи девочка Знайка (кукла). Она знает, что дети закончили изучение темы "Камни",а теперь изучают горы. Воспитатель. Знайка, дети хотят спросить у тебя: что же такое вулкан? Посмотри,какой мы сделали макет гор. В одной горе у нас вулкан,но мы не знаем как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь? Знайка. Я знаю, что такое вулкан,и даже научить вас несложному опыту с его извержением, но сначала расскажу легенду о вулкане. "Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузнецу внутри высокой горы. А гора стояла прямо по среди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает",- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор все огненные горы стали называть вулканами"

Воспитатель. Какая интересная легенда! Давайте рассмотрим картинки с изображением вулканов. Посмотрите на вид это обычная гора; называется она "спящий вулкан" А вот тоже гора, только с извергающейся лавой, огнём, дымом - это действующий вулкан. Какой формы вулкан? На что он похож? Дети. Вулкан похож на пирамид,конус.

Воспитатель. Правильно, вулкан - конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнею часть. На что она похожа? Дети. На большую яму, воронку. Воспитатель. Верно. Знайка, скажи,как называется это часть вулкана? Знайка. Вершина горы,из которой извергается лава, называется "кратер".

 Воспитатель. Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, на дне которой красновато - оранжевая пасть. Это жерло - дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана,называется лавой. Знайка, вот бы нам взглянуть на извержение вулкана. Знайка. Хотите,я вас научу, как сделать вулкан из вашей горы? Смотрите, и кратер в ней имеется.

 Воспитатель. Да, Знайка! Дети. Да, хотим! Знайка. Сначала я научу вашего воспитателя,а он научит вас. Знайка и воспитатель "шепчутся".

Воспитатель. Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят. Куклу усаживают на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми

Воспитатель. Давайте склеим из картона конус -это основание вулкана. Из чего сделаем жерло? Вставим внутрь конуса стаканчик из- под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка раскрыл тайну её приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку чайную ложку соды, немного красной сухой краски и пять капель моющей жидкости. Внимание! Следующая жидкость в моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает (Ответы.) Верно,знак показывает, что детям пользоваться ею нельзя. Это жидкость -уксус, и его можно наливать только взрослому. Добавляю пять капель уксуса. Посмотрите, что происходит! Хотите повторить этот опыт сами? Дети: да Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель. Теперь попробуем "запустить" наш вулкан! Знайка посмотри, что у нас получается. Воспитатель готовит раствор и заливает его в жерло вулкана. Все наблюдают "извержение".

 Воспитатель. Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Горы сотрясаются от страшного грохота,огромный столб дыма поднимается над ней, каменный обрушивается на склоны гор. А бывает, лава вытекает тихо. У нас в стране много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке,Курильских островах. Давайте найдём их на карте России. (Дети с помощью воспитателя рассматривают карту. Находят вулканы.) Знайка,спасибо тебе за интересный рассказ и опыт! А мы с ребятами нарисуем вулкан и заполним "Папку исследователя" по теме "Вулкан". Дети рисуют извержение вулкана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто ...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Детсво - уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья....

"Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Всемирная организация здравоохранения определяет  ЗДОРОВЬЕ  каксостояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутстви...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Инновационные технологии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС

Одним из направлений развития (образовательной области) выделено речевое развитие детей.  Согласно требованиям ФГОС ДО, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка дошкольн...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...