ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
статья (подготовительная группа)
Раскрытие понятия тренинга и его применение в психолого-педагогической практике. Обобщение психологической готовности ребенка к школе. Применение тренинга в развитии ребенка и подготовке к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_seminar.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Береснева С.С., педагог-психолог
МБДОУ детский сад №58 г.Иркутска
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году свой тренинговый центр. Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин.
Для эффективного осуществления обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным преподнесением информации. Этим может быть модель, процесс или информация. Возможно, в будущем сам термин «тренинг» исчезнет. Вместо него появятся такие слова, как «активное обучение», «развитие» или «передача стиля деятельности», или совсем другие термины, о которых сегодня мы даже не думаем [6: 7].
Тренинг может рассматриваться как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений навыков, и как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков. Особенностью является то, что тренинг включает в себя целые комплексы различных упражнений, игр, направленных на развитие.
В сфере образования наиболее популярна форма психолого-педагогического тренинга, направленной на коррекцию той или иной области развития образовательного процесса.
Поступление в школу – это очень ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Не все дети всесторонне подготовлены к учебной деятельности в школе. Далеко не все могут приспособиться к ней успешно и безболезненно
Постоянно увеличивающийся поток разнообразной информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей. Во многом это зависит от правильной подготовки ребенка к школьному обучению с учетом уровня развития всех функций организма, становления качественных новообразований личности во всех сферах: физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.
Таким образом, это определяет структуру психологической готовности ребенка к школьному обучению, которая является важнейшим итогом психологического развития в период дошкольного детства. Психологическая готовность подразумевает собой необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения и состоит из личностной, интеллектуальной и волевой готовностей.
Основное предназначение обеспечения психологической готовности – профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении ко всем детям. Психологической готовностью детей к школьному обучению занималось очень много ученых. Это и А.В. Запорожец, и Д. Б. Эльконин, и А. Л. Венгер, и Е.Е. Кравцова, и Н.И. Гуткина и многие другие. Ими было выдвинуто и разработано большое количество гипотез и предложений, основная цель которых – помочь ребенку лучше подготовиться к школе.
Личностная готовность к школьному обучению предполагает адекватное отношение к себе, к своим способностям, поведению. Другими словами, это некий уровень самосознания дошкольника, его готовность к принятию позиции школьника.
Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными [3: 28].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Многие исследователи (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин) отмечают, что мышление ребенка формируется в педагогическом процессе, своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение [4: 291].
Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Важным в психическом развитии ребенка является формирование познавательных процессов: не только мышления, но и внимания, памяти, речи, воображения. Именно проведение развивающих тренингов способствует всестороннему развитию ребенка.
Волевая готовность к школьному обучению необходима для нормальной адаптации, для преодоления определенных трудностей в поставленной цели, для решения задач в обучении. Для успешной учебной деятельности важна произвольность поведения, умение организовать свою деятельность и управлять своим поведением.
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми… После овладения речью слово становится для дошкольника не только средством общения, но и средством организации поведения [4: 33].
Ведущая деятельность дошкольников – сюжетно ролевая игра. С точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является ведущей линией развития в дошкольном возрасте [5: 200]. Таким образом, всестороннее развитие можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова, З.М. Богуславская и др.).
Мы живем в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Можно сделать вывод, что тренинг, как уникальный способ взаимодействия в работе психолога с детьми, является одним из наиболее актуальных, многофункциональных и современных методов разностороннего развития дошкольника. Посредством проведения тренинговых занятий осуществляется комплексная подготовка детей к школьному обучению, развиваются все структурные компоненты психологической готовности.
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).
3. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. –– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374с.
5. Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблица: учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 59 с.
6. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2001. — 208 с.: ил. — (Серия Эффективный тренинг»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"
Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...
Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна
Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции "Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-с...
краткосрочный психолого-педагогический проект "Давайте жить дружно" для детей младших групп
Целью проекта является формирование у детей представлений о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения быть сдержанными, работать в коллективе....
"Психолого-педагогические аспекты влияния эмоций на развитие детей"
Эмоции и их проявления всегда привлекали доскональное внимание исследователей, им отводилась одна из главных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Проблема эмоционального...
Бег как средство физического развития детей подготовительной группы на улице.
Упражнения в беге для детей подготовительной группы все более усложняются. Необходимо продолжать совершенствовать технику основных локомоций бега в разном темпе, при этом обращать внимание...