"Психолого-педагогические аспекты влияния эмоций на развитие детей"
статья
Эмоции и их проявления всегда привлекали доскональное внимание исследователей, им отводилась одна из главных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Проблема эмоционального развития детей является одной из самых значительных в современной школьной педагогике и психологии. Это объясняется тем, что благополучное эмоциональное развитие обеспечивает успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка.
От уровня развития эмоциональной сферы зависит и общее состояние психического развития ребенка. Сознание ребенка отличается от взрослого своей эмоциональностью (чувствительностью, открытостью, восприимчивостью). Период детства благотворная почва для развития творческой деятельности. Рамки этого периода ограничены, поэтому важно внедрить проблему развития эмоциональной отзывчивости у детей как можно раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_emotsiy.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-волевая сфера (англ. emotionally volitional sphere) — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции.
Эмоциональная сфера рассматривается как отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека. Она включает в себя три компонента: эмоции, чувства и эмоциональные состояния.
Существует множество подходов к определению понятия эмоций.
Маклаков А.Г. считает, что «эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека».
Е.С. Рапацевич указывает, что «эмоции особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и так далее) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».
В психологическом словаре дается следующее определение: эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия).
Они служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Большинство ученых классифицируют эмоции по типам, которые представлены и описаны в таблице 1.
Таблица 1 Классификация эмоций
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума | Равнодушие, удивление, интерес |
На протяжении жизни человек испытывает колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
В психологии выделяют десять фундаментальных эмоций, которые обладают свойственными именно им адаптивными функциями и уникальными мотивационными качествами:
- интерес-волнение - это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний;
- радость - это положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;
- удивление - это не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства;
- страдание - это отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным;
- гнев - это сильное отрицательное эмоциональное состояние, возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей;
- отвращение - это отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта;
- презрение - это отрицательное эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта;
- страх - это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности;
- стыд - это отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике;
- вина - это отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций и чувств, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2 Характеристика функций эмоций
Функция эмоций | Характеристика |
Сигнальная | Информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта |
Оценочная | Выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект |
Приспособительная | Дает возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям |
Регуляторная | Направляет поведение субъекта в определенную сторону, способствует проявлению определенных реакций |
Коммуникативная | Позволяет человеку понимать чувства других людей (взаимодействие) |
Стабилизирующая (защитная) | Удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта |
Мотивирующая | Сообщает человеку о характере воздействий внешней среды, побуждает к определенным действиям |
Таким образом, эмоции можно рассматривать как субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (положительные эмоции) или неудовольствия (отрицательные эмоции). Они сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека.
Не сформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей у ребенка, в свою очередь, может оказать отрицательное влияние на его интеллектуальные возможности, привести к нарушению поведения, а также вызвать явления социальной дезадаптации.
Таким образом, от уровня развития эмоций, эмоциональной сферы зависит и общее состояние психического развития личности.
Писок используемой литературы
- Л.В. Тарабакина «Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве» - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
- Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.; Спб.: Питер, 2003. – 705 с.
- Психологический словарик [электронный ресурс] – режим доступа http://testme.org.ua/glossary/item/1127
- Нуркова, В.В.Общая психология: учебник для среднего профессионального образования/ В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская.— 3-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 524с.— (Профессиональное образование).— ISBN978-5-534-06919-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/455567(дата обращения: 07.10.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста
Развитие социальной компетентности и нравственного воспитания - ваный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной изни и общественных отношений....
Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"
Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...
ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ в ДОУ: « Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообра...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Художественно-эстетическое развитие)...