Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»
материал (старшая, подготовительная группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Мастер-класс  «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sozdanie_situatsii_uspeha.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»

Хочу начать с прекрасных слов, из которых состоит система профессиональных умений по созданию ситуации успеха

 Ты ничего не бойся –

Ты делаешь для всех. Л

ишь на тебя надеемся.

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Листок лежит здесь рядом.

Давай начнем с него!

Важнейшим открытием второй половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ребѐнка. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С,Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в познании, когда им движет интерес или здоровые мотивы, подкрепленные успехом. Давайте рассмотрим само выражение «ситуация успеха». Что такое Успех? Успех - категория не абстрактная…это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности. Понятие "успех" и "ситуация успеха" нужно разделить. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различаются успех и ожидания личности.

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его. Со временем мальчик стал успешным. Благодаря этой женщине весь мир мог наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.

Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу - создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

 Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости.

Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

Психологи приводят этапы построения ситуации успеха на занятии

1. Атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия (улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты).

2. Снятие страха. Авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительном результате до того как они получены. Эта операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу (указать на достоинства ребенка: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т.д.).

3. Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

4. Скрытая инструкция предстоящей деятельности (реальная помощь в продвижении к успеху, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения).

5. Краткое экспрессивное воздействие: педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (Приступаем!За дело!).

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание действий с акцентом на детали произведенного (оценка не производится в целом, она не произносится "сверху", она ставит акцент на деталях выполненной работы).

Правила управления успехом на занятии

Если после занятия у воспитанника не осталось вопросов, которые он бы хотел бы обсудить, поспорить,значит занятие оставило детей равнодушными.

1. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Нужно уметь: видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.

2. Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.

3. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности воспитанников на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.

4. Способность педагога удивлять детей.

5. Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

6. Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.

 7. Начало занятия - момент от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом.

8. Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.

9. Не забывайте о рефлексии занятия.

Создание ситуации успеха на занятиях.

Нельзя говорить о создании ситуации успеха, не затронув при этом работу с родителями.Ведь детям очень важна поддержка близких людей.

Существует закон успешности: счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Поэтому мне хочется, чтобы вы сегодня стали еще счастливее, а затем этим счастьем заразили своих воспитанников. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. В калошах вы найдете ситуацию, которую необходимо решить в позитивном русле. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

    В группе появился «слабый» ребенок.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

Попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

По дороге на работу  сломала каблук

  • Сегодня мои ноги будут отдохнувшими
  • Очень хороший повод для визита в любимый магазин

Рано просыпаюсь в выходной

  • Столько можно всего сделать за день!!!
  •  И для себя любимой время останется.

Вас отправили зимой  на курсы в Хабаровск

  • Познакомлюсь (встречусь) с коллегами
  • Хоть 1 день пройдет вне детского сада
  • Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.
  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

Игра « Комплименты»

 У вас есть уникальная возможность сказать их в адрес соседа, т.е. того, кто сидит рядом с вами.

Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

С помощью комплимента, мы с вами  искусственно создали ситуацию успеха.

 Не забывайте восхищаться детьми, дарить комплименты коллегам.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.

  • У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Организация совместных проектов («Осенние фантазии»«Мой друг Снеговик»,«И девчонки, и мальчишки все на свете любят книжки»«Насекомое возьму-хорошенько рассмотрю»«Моя кулинарная книга», посещение музеев, организация выставок открывают для детей не только удивительные моменты в окружающем мире, но и тем самым создают для воспитанников ситуации успеха.

Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение. Для этого нам надо найти себе пару.У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Вам нужно нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе. (Демонстрация рисунков)

- Что помогло вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха. (Нужно уметь договариваться) Умение договариваться - один из приёмов создания ситуации успеха.Данный приём я использую в работе в парах, в групповой работе.

  • Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях?
  • Что вы поняли для себя?
  • Научите своих воспитанников мыслить позитивно, искать в любых негативных ситуациях положительные стороны.

Насыщенная событиями жизнь для  дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Создание ситуации выбора в процессе реализации творческого проекта у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс был представлен в январе 2016г. в ДОУ на педсовете на тему: «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей раннего ...

Мастер – класс «Создание ситуации выбора в процессе совместного планирования деятельности»

Мастер – класс «Создание ситуации выбора в процессе совместного планирования деятельности»...

Мастер-класс "Создание ситуации успеха, в условиях реализации ФГОС ДО"

Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в детском саду....

Мастер - класс «Создание мнемотаблиц для работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи и ВПФ»

В работе рассказывается, как использовать мнемотаблицы в логопедической практике....

Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»

Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...

Мастер-класс «Создание ситуации успеха у детей»

Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процессаЗадачи : 1. Определить сущность таких пон...

Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...